logo
Sessia_2014 / Этнография / Экзаменационные билеты по этнографии (бакалавры)

38. Народы Северного Кавказа

Северный Кавказ выделяется многоязыковым составом, причем здесь существуют такие древние языки, которые не имеют сходства ни с какими другими живыми зыками. Это собственно кавказские, или яфетические, языки. На языках адыго-абхазской группы говорят кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, абхазцы. В центральной части Кавказа живут два родственных народа – чечены и ингуши, говорящие на нахских языках. Наибольшей дробностью отличаются дагестанские языки ( до 30 языков).

Еще в 5-3 тысячелетии до н.э. на всем Кавказе развивались родственные или схожие культуры древних земледельцев и скотоводов. Дробление и обособление кавказских языков первоначальных общностей явились следствием исторических обстоятельств: расселение отдельных племенных групп с равнин и долин в горы, а также давления на них со стороны воинственных кочевников, неоднократно проходивших через Кавказ в северном и южном направлениях.

Земледелие и садоводство достигли наибольшего развития в равнинной части Дагестана, в Чечне и у адыгейцев, проживающих по черноморскому побережью и в низовьях Кубани. Скотоводство, в частности коневодство, играло большую роль в хозяйстве кабардинцев, ногайцев. У балкарцев, карачаевцев, осетин и др. из-за недостатка земли полеводство было развито слабо, а в стаде домашних животных преобладал мелкий рогатый скот. С сельским хозяйством тесно были связаны различные отрасли обработки сырья – волокнистых растений, шерсти. Кожи, кости, дерева. Заметная роль принадлежала древнему пчеловодству и охоте. Во многих селениях существовало развитое ремесленное дело: искусное изготовление различной посуды, оружия, украшений, ковров, бурок и пр. У живущих на равнине преобладают крупные селения, состоящие из просторных дворов-усадеб, на каждой из которых расположено по нескольку строений: жилой дом и хозяйственные помещения. Характерен был турлучный, т.е. легкий плетневый, обмазанный глиной дом, разделенный на несколько помещений, отапливаемых пристенным камином, с глинобитным полом, камышовой крышей.У горских народовиздавна сложился своеобразный тип поселка - аула и жилища - сакли Горный аул – обычно большая и компактная группа домов, занимающая склон горы и располагающаяся как бы амфитеатром, так что плоские крыши нижнего ряда домов служили двором для верхнего ряда. В аулах возводились специальные башни-убежища (они же и жилье) на случай военной опасности. Основу мужской одежды составляла туникообразная рубаха и поверх – шаровары, далее надеваемые одна на другую кафтанообразные, скроенные в талию, распашные одежды – бешмет и черкеска; последняя обычно с газырями по обе стороны груди. На ногах кожаные или войлочные сапоги, мягкие чувяки, головной убор – овчинная папаха или войлочная шляпа. Типично кавказской была войлочная накидка-бурка. Зимой носили овчинную шубу. Для женской одежды были характерны длинная, ниже колен, туникообразная рубашка-платье без ворота, с глубоким разрезом спереди, под рубахой длинные шаровары до щиколоток, поверх иногда распашная одежда в талию; зимой – овчинная шуба; головной убор виде чепца, шали или повязки.

39. Охотники на морского зверя Арктики (чукчи, коряки, алеуты)

Оседлые и полуоседлые морские охотники побережий Арктики и Субарктики: азиатские эскимосы, оседлые (“береговые”) чукчи и коряки (в том числе включая выделенных в последнее время отдельно от коряков кереков, живущих в северной части Охотского побережья).

Чукчи.Основная масса чукчей живет в Чукотским АО Магаданской обл., частично в Корякском АО Камчатской обл. и на востоке Республики Якутии (Саха). Исторически чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные (чавчу) расселяются в континентальной части Чукотки - чукчи-оленеводы, береговые (анкалын - ан -"море", кальн - "приморский"), прибрежные жители, охотники на морского зверя.Традиционные верования: Православные. Процесс христианизации, начавшийся в конце ХVII в. и продолжавшийся до начала ХХ вв., привел к распространению среди чукчей некоторых элементов православия, сопровождавшего внедрение русской культуры. Церковь достаточно активно боролась с "шаманизмом". Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV - III тыс. до н.э. Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца ХVII – начала ХVIII вв. В то же время, современное хозяйственно-культурное разнообразие чукчей, отражает их активные контакты с соседними народами. В основе формирования береговых чукчей, охотников на морского зверя, лежат, начиная с середины 1 тыс. н.э., их контакты с эскимосами. Это было взаимодействие двух охотничьих традиций, в начальный период, в связи с отличиями практически во всех аспектах культуры, оно происходило в форме обмена. В последствии, часть чукчей, континентальных охотников на оленя, перешла к оседлому образу жизни и занятию морским зверобойным промыслом. При коренной трансформации экономики и культуры, в связи с демографической ситуацией (чукчей было больше) и характером освоения (подселения в эскимосские поселки, но образование в них собственных общин, создание чукотских поселений). они не утратили свою этническую специфику. Чукотская и эскимосская культуры сосуществовали в условиях взаимовлияния. Сохранению этнической культуры береговыми чукчами, способствовали и их достаточно интенсивные контакты с чукчами оленеводами.

Жилище.В зависимости от вида хозяйственной деятельности, поселения чукчей делились на кочевые оленеводческие, которые состояли из переносных жилищ яранг и стационарные/сезонные поседения, образованные постоянными наземными и полуподземными жилищами. Основное жилище оленных чукчей — яранга. Это каркасная постройка, жердевая основа которой образована двумя фигурами вращения: низ — цилиндрический, верх — конический. Стены образованы вертикальными шестами, расположенными по окружности. Вверху они соединены горизонтальными шестами. На эту конструкцию опираются шесты крыши, поставленные конусом. Каркас покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур и дополнительно обвязывается ремнями. Жилая часть яранги состоит из пологов (ящик прямоугольной формы, сшитый из оленьих шкур), количество которых зависит от количества брачных пар, живущих в яранге. Полог отапливается и освещается жировыми лампами. Чукотская модель питания характеризуется преобладанием мяснойпищи. У оленных кукчей это оленье мясо, у морских охотников — мясо морских животных, причем последнее является более предпочтительным. При слабом развитии рыболовства, рыбная пища в рационе чукчей значительной роли не играла. Растительная пища, за исключением ягод, которые употреблялись в моменнт сбора и впрок не заготавливались, использовалась в качестве добавок к мясным и рыбным блюдам. Это «моховая каша», полупереваренный мох, который добывался из оленьих желудков, листья ряда растений, например, карликовой березы, коренья, внутренняя часть древесной коры и корней березняка. Растительная пища заготавливалась на зиму как правило в сквашенном виде. У чукчей как и у большинства народов Сибири широко распространено сыроедение. Основная технология приготовления пищи варение. Состав блюд не отличается разнообразием. Это похлебки на основе крови животнных, варенного мяса с добавлением субпродуктов и дикоросов. Возможна консервация мяса. Оно проваривалось в небольшом количествве воды с добавлением кореньев. Полученный фарш формировался в виде больших шаров, которые зимой промораживались. К традиционным напиткам относится чай.