41. Оленеводы Сибири
Распространение оленеводства, возникшего у народов Северной Азии под влиянием коневодства, привело к развитию на основе древнего типа таежных охотников нового хозяйственно-культурного типа второй группы — таежных охотников-оленеводов. В условиях тайги оленеводство получило преимущественно транспортное значение. Появление этого нового вида транспорта сделало таежного охотника еще более подвижным, позволило ему значительно расширить район кочевания. Основные особенности материальной культуры с распространением оленеводства остались в значительной степени прежними: тот же чум, лодка-берестянка, распашной тип одежды и т. д. Оленеводство в этом хозяйственно-культурном типе вьючно-верховое, что связано, с одной стороны, с малой пригодностью нартовой езды в сибирской тайге, с другой же стороны — с небольшими размерами оленьего стада. Самыми характерными представителями этого типа являются эвенки, расселившиеся на огромном пространстве от Енисея до Охотского побережья. Сюда же относятся эвены (ламуты) и некоторые другие группы таежной полосы Сибири.
Наконец, в полосе тундры выработался в еще более позднее время хозяйственно-культурный тип оленеводов тундры. Богатые пастбищами пространства тундры создали возможность значительно увеличить численность оленьих стад. Здесь олень является не только и даже не столько транспортным животным, сколько основным источником существования: мясо его — главная пища, шкура служит и для изготовления одежды, и для покрытия жилища, и для разных домашних поделок. Транспортное оленеводство — нартово-упряжное. Одежда — глухого покроя; при езде на оленной нарте в открытой тундре она необходима; при верховой езде на олене в тайге, напротив, неудобна. Рассматриваемый хозяйственно-культурный тип имеет две географические области распространения: на крайнем северо-востоке Сибири у чукчей и коряков и на северо-западе — у ненцев и соседних с ними народов. Оленные чукчи и коряки вели кочевой образ жизни, с оленеводством был тесно связан весь годовой цикл хозяйственной деятельности. Традиционным жилищем служила переносная яранга, состоящая из двух частей — цилиндрического остова и конической крыши. Остов сооружался из шестов, покрытием служили оленьи шкуры. Внутри яранги устраивался своеобразный полог — закрытое со всех сторон оленьими шкурами помещение в виде куба. Между оседлыми и кочевыми группами чукчей и коряков был развит натуральный обмен. Береговые жители привозили шкуры и жир морских животных, а взамен получали продукты оленеводства. Обмен этот играл настолько важную роль, что оседлые и кочевые группы обоих народов были неразрывно связаны между собой экономически.
Тундровые ненцы являются крупноетадными оленеводами (северный вариант скотоводческой экономики). Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами по системе: лето — северные тундры, зима — лесотундра. Материальная культура адаптирована кочевому образу жизни (мобильное жилище, высокоспециализированный олений транспорт, минимальный набор предметов жизненного обихода). Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел.
В отличие от тундровых, в культуре лесных ненцев отмечаются: слабое развитие оленеводства, которое представлено таежным, транспортным его вариантом, обеспечивающим промысловую ориентацию традиционной экономики; охота и рыболовство, как основные хозяйственные составляющие; существуют многочисленные отличия в сфере материальной культуры — жилище, одежда, транспорт, пища, утварь и т.д. Традиционные поселения и жилища. Поселением кочевых оленеводов являются круглогодичное подвижное стойбище, состоящее из нескольких чумов (1-5), у лесных ненцев стойбища сезонные.
Универсальным типом жилища является чум, так называемого "самодийского типа" — два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса 25-50, особая конструкция надочажного устройства, покрытие зимнего чума двойными "нюками" — покрышками сшитыми из оленьих шкур, летнего одинарными старыми нюками или тисками. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах.
- Экзаменационные билеты по этнографии
- 2. Этнография в системе общественных наук
- 3. Основные научные школы в этнографии и социальной антропологии XIX-XX веков
- 4. Объект этнографической науки. Определение и содержание понятия этнос
- 5. Предмет этнографической науки. Понятие культуры в этнографии
- 6. Антропологическая классификация населения мира
- 7. Хозяйственно-культурная классификация народов мира
- 8. Географическая классификация народов мира. Историко-этнографические области
- 9. Лингвистическая классификация народов мира.
- 10. Источники и методы этнографического исследования
- 11. Аборигены Австралии
- 12. Культура народов Меланезии и Микронезии
- 13. Культура Полинезии
- 14. Высокие цивилизации Америки до европейской колонизации
- 15. Земледельческие народы Северной Америки
- 16. Охотники, рыболовы и собиратели Северной Америки
- 17. Индейцы Южной Америки
- 18. Основные этапы заселения Американского континента
- 19. Охотники и собиратели зоны сухих степей и полупустынь (бушмены)
- 20. Культура ручного земледелия тропической Африки
- 21. Кочевники африканских саванн
- 22. Высокие цивилизации западной Африки
- 23. Народы северо-восточной Африки
- 24. Материальная и духовная культура народов Средиземноморья
- 27. Народы Закавказья
- 28. Народы Средней Азии
- 29. Кочевники Центральной Азии и Казахстана
- 30. Народы Южной Азии
- 31. Народы Юго-восточной Азии
- 33. Социальная и духовная культура Восточной Азии
- 37. Тюркские и финно-угорские народы Восточной Европы
- 38. Народы Северного Кавказа
- 40. Охотники и рыболовы таёжной зоны Сибири
- 41. Оленеводы Сибири
- 42. Кочевые и полукочевые народы Южной Сибири