logo
Sessia_2014 / Этнография / Экзаменационные билеты по этнографии (бакалавры)

15. Земледельческие народы Северной Америки

Земледелие, как предполагают учёные, возникло в предгорных районах Центральной Америки в Vтыс. до н.э. с освоением в качестве зерновой культуры кукурузы. Из этого центра постепенно культуры маиса распространилась в Северную и Южную Америку вместе с переселениями некоторых племён. Возделывались и различные виды бобовых, перца, тыквенные, томаты и другие растения. В Америке господствовали культуры пропашные, т.е. такие, которые требовали не только обработки поля, но и постоянного ухода и обработки в течение всего роста растений.

Южнее Великих озер от Миссисипи до Атлантического побережья - широколиственные леса с мягким и влажным климатом. Расселены: делавры, могикане (алконгинская группа), аппалачи, семинолы, ирокезские племена. Ирокезы – были оседлыми земледельцами, кукуруза, табак, бобовые, тыква, подсолнечник. Также занимались рыболовством и охотой. Охотились на оленей, лосей, выдр, бобров. Из звериных шкур делали одежду, из меди – ножи. Не зная гончарного круга – владели гончарным искусством. Земледелие начиналось с выбора участков. Ирокезские поселения не были постоянными, посёлки переносили с места на место через 10-15 лет. Крупные деревья вырубались, засушивались и сжигались и на выжженном пространстве разрабатывались поля. Участок делится на поля, по количеству семейных пар в поселении. Землю рыхлили с помощью мотыг, палок-копалок и засеивали. После засева полем занимались женщины. После сбора урожая начинался праздник.

В основе каждого племени лежала материнская филиация. Племена делились на роды, их могло быть 2 или 3. Роды в свою очередь делились на овачиры (большие семьи). Овачира состояла из малых семей. С другой стороны существовали мужские союзы. Таким образом, каждое племя являлось племенной единицей. Главными врагами ирокезов были гуроны (на западе), могикане и делавары (на востоке). Племя делилось на родовые владения. В состав владений входили охотничьи угодья, расчищенные поля. Дома ирокезов – это «длинные» жилища, которые состояли из столбов, жердей, щитов. Конструкция дома была достаточно тёплая, чтобы пережить зиму. Её можно было увеличить или уменьшить. Овачиры – суммы малых парных семей. На нижнем ярусе дома находилось хранилище мужских орудий труда, помещение для приёма пищи и т.д. Второй ярус – это жилой ярус, где ночуют семейства. Третий ярус – это хранилище припасов. Секция принадлежит двум семьям, в центре находится огонь, по бокам нары. Во главе рода стояла старшая женщина, которая не имеет никакой власти, а лишь распределяет продукты между малыми семьями и является хранительницей продуктов. Как правило 2/3 урожая шло на общественные нужды (приготовление пищи, праздники: осенний праздник (в связи с окончанием полевых работ), весенний праздник (в связи с окончанием периода охоты), свадьбы, похороны) и только 1/3 продуктов шла на семейные нужды.

Мужские сообщества – сообщества мужчин одной деревни (делило потенциальные земли для с/х работ, занималось выжиганием полей), мужские родовые сообщества (занимались охотой). Всё мужчины, относящиеся к одному женскому роду, имели свои угодья, которые они делили внутри своего рода и часть улова или охотничьей добычи приносили своей жене или сестре. Такие сообщества выбирали своих лидеров, их было два – сахемы (возглавляли конкретную родовую организацию, координировали деятельность охотников в случае военной опасности). Это выборная должность. Сахемы одного племени составляли так называемый совет сахемов, происхождения которого непонятно. Религия ирокезов – родовые культы, почитание тотемов, магические культы (культ солнца, воды, растений и т.д.).

Земледельцы юго-запада.На юго-западе племена пуэбло, которые создавали в засушливых регионах земледелие на основе орошения. Разводили маис, бобовые, тыквенные, перец и другие растения. Орудия труда: палки с заостренным концом, мотыги. Необходимость использования орошения – поля стали постоянными, земледелие стало более интенсивным. Центральное поселение иногда превращается в город-крепость, представлявший собой как бы единое здание, которое вмещало всё население этого центра, все его жилые и хозяйственные постройки. У пуэбло сохранилась родо-племенная организация. Члены родовой общины селились в соседских помещениях. Каждая семейная пара имела свою комнату. Каждая семейная пара получала свой участок земли. Руководили работой – касики (надзиратели, пожизненная должность, ведали и религиозными делами). Избирались и два военных вождя, в ведении которых были военные действия, руководство охотой, административные функции. Пуэбло создавали прекрасные гончарные изделия, тканые изделия из шерсти и хлопка, плетёные корзины. Чёткое разделение труда, усложнение общественной организации – всё это привело к появлению сложной системы представлений об окружающем мире, сложных культов почитания природы. Выделились гадатели и прорицатели, они также занимались врачеванием. Культ предков.