logo search
Sessia_2014 / Этнография / Экзаменационные билеты по этнографии (бакалавры)

21. Кочевники африканских саванн

Скотоводческие народы Черной Африки разводят крупный рогатый скот, коз, овец. В прошлом они все были кочевниками. К их числу относятся: фульбе в Западной Африке, зулу, масаи и другие народы. Перекочевки связаны с погодными условиями и перемещениями мухи ЦЦ. Пути и правила перекочевок формировались веками и им до сих пор следуют не взирая на границы государств. Фульбе – кочуют из Нигерии, Буркина-Фасо. Сейчас кочевой образ жизни сохраняют немногие народы, большинство сочетают с земледелием.

Скот для скотовода – главная ценность, его количество – место человека в обществе. режут скот редко – только по праздникам – больше используют его продукты.

Многие перешли от кочевого к отгонному скотоводству. По окончании сезона дождей и сбора урожая угоняют свои стада к югу, где проводят сухое время года. на этот период строятся временные жилища, а пола, для хозяйственных нужд. в помещениях обычно только спят и укрываются от непогоды, а вся жизнь проходит на воздухе. Во дворе располагается очаг, на котором готовят пищу.в основных поселениях остаются старики, дети, женщины. С началом дождей возвращаются, стараясь поспеть к началу полевых работ. Стада – в это время пасут юноши. С окончанием сезона дождей вновь отгоняют скот на южные пастбища. Идет обмен продуктами с земледельцами.

Скотоводы – искусные кожевенники. Они изготовляют кожаные сумки, переплеты для книг (особенно в р-х мусульманства), пояса, сандалии, сапоги, для верховой езды.

Кочевники возводят легкие переносные жилища, крытые шкурами и циновками.

Скотоводы юга располагают жилища по кругу, образуя крааль с двором для скота в центральной части. Семья обычно занимает несколько хижин - для женщин с маленькими детьми, для подростков мужского и женского

Все народы пустыни — кочевники, они объединены не в крупные племена, а в маленькие мобильные группы. У скотоводов законы неумолимы, а наказания за их нарушения суровы — иначе люди не смогли бы выжить в этих условиях. Таково главное отличие от более гибкого образа жизни людей в саваннах и лесах Африки. Если не считать этих трудностей, жизнь в пустыне не только сносна, но даже по-своему легка. Прежде всего здесь нет соперничества из-за пустынной земли, и люди предоставлены самим себе. Именно поэтому многие из них пришли в Сахару из более богатых северных земель. Они свято хранят свое одиночество и страстно привязаны к миру, в котором живут. Они перегоняют стада коз и верблюдов через пустыню, а некоторые из них живут торговлей и сопровождают (а то и грабят) богатые транссахарские караваны.

Берберы Северной Африки оказывали упорное сопротивление арабским завоевателям, но, когда борьба оказалась бесполезной, многие из них бежали в менее гостеприимные горы и пустыни на юге, где она могли сохранить свой образ жизни. Кочевой народ айт-атта находится под властью многочисленных вождей; верховный вождь — амгар н-уфилла — военный лидер и отвечает за отношения между племенами. Войны прекратились, но верховный вождь остался. Надо сказать, что, по убеждению айт-атта, они не имеют ничего общего с другими марокканцами.

Песчаная пустыня встречается редко, чаще всего это горы и скалы, и хотя поверхность пустыни кажется голой и бесплодной, в ней всегда есть участки с растительностью, где можно пасти овец и коз. Вскоре пастбище становится непригодным, и такие берберские племена, как айт-атта, задерживаются на одном месте лишь несколько дней. Им приходится довольствоваться весьма скудными ресурсами территории к югу от Атласских гор. Их лагеря очень просты, носят временный характер и постоянно охраняются. Разбив лагерь, берберы приступают к самым важным церемониям: приготовлению чая и молитвам (повернувшись лицом к Мекке). Помимо амгар нуфилла существовали вожди кланов, представлявшие собой местную администрацию. Как верховные вожди, так и вожди кланов избирались ежегодно путем сложного процесса деления племени

В отличие от арабов айт-атта принимали меры, чтобы у них не возникала иерархическая система, и проявляли удивительное безразличие к статусу человека, они даже не заставляли женщин надевать чадру при посещении арабских городов. В отличие от айт-атта харатины живут группами, которые называются по географическим пунктам (рекам). У них нет ни выборных вождей, ни развитой системы линиджей, как у их «сюзеренов», ни даже племенной организации. Это напоминает те отношения, что существуют между лесными охотниками-пигмеями и их соседями земледельцами с более централизованной организацией. Группа, которая, казалось бы, находится в подчиненном состоянии из-за отсутствия у нее централизованной организации, на самом деле является хозяином положения. Это отношения, основанные скорее на взаимной эксплуатации, а не господстве и подчинении 2.

Хотя айт-атта — отгонные скотоводы, они строят замысловатые укрепленные цитадели — ксар, способные укрыть множество людей и скота в дни войны; в остальное время они служат административными центрами. И все же айт-атта весьма гостеприимный, мягкий, добрый народ — они охотно приглашают путников в свои шатры. У них нет той жестокости духа, торгашества и узости мышления, которые характерны дли многих их земляков, процветающих на севере.