27. Народы Закавказья
Азербайджанцы.В восточной части Закавказья по нижнему течению Куры, Аракса и их притоков лежат основные области формирования азербайджанской этнической общности.Северэтой страны издревле был заселен племенами, родственными народностям горного Дагестана. Их потомками в наши дни являются небольшие этнические группы - удины, будугцы, крызы, хиналугцы, говорящие на языках кавказкой семьи.Югиздревле входил в область расселения ираноязычных племен. Их наследниками являются талыши, населяющие Ленкоранскую низменность. Признаки сложения единой народности на территории Восточного Закавказья наметились уже в первые века н.э., однако этот процесс неоднократно прерывался. Он получил свое завершение только в XI-XIII вв., когда на севере и юге утвердился общий язык, близкий языку туркмен, который был принесен в восточное Закавказье тюрками-сельджуками в XI века.
Азербайджан - страна древнего орошаемого земледелия. Здесь также основными культурами были пшеница, ячмень и рис, а технической - хлопок. Посевы хлопка к началу XX в. резко возросли, частично вытеснив зерновые культуры. В связи с включением Азербайджана в общероссийские экономические связи, здесь увеличились и посадки высокотоварных культур: тутовника, листья которого служат кормом для шелкопряда, винных сортов винограда, табака. Важной составной частью азербайджанского земледелия были садоводство, огородничество и бахчеводство.
Азербайджанцы с глубокой древности использовали различные способы орошения. Из рек и ручьев воду на поля отводили при помощи системы запруд и каналов - "архов", сооружали подземные галереи для сбора грунтовых вод - "кягризы", копали колодцы и водосборные пруды. Для подъема и перекачки воды использовали различные простейшие механические приспособления, которые приводились в действие силой людей или животных. Обработка земли, в зависимости от рельефа, почвы и влажности поля, проводилась архаической сохой - "хыш" или тяжелым деревянным плугом - "кара котан". Семена заделывали бороной - "мала", плетенной из веток. Пахали на быках. Полевые работы выполняли, как правило, мужчины. Женщины принимали участие только в молотьбе. У азербайджанцев, как и у других народов Закавказья и Дагестана, для обмолота на току использовалась широкая деревянная доска (или две спаренные доски) - "вель", на рабочей поверхности которой были вбиты в дерево осколки кремня. Это архаическое орудие с эпохи неолита дожило до XX в.
Степные и полупустынные районы низменной части Азербайджана до середины XIX в. были преимущественно зоной кочевого скотоводческого хозяйства.С развитием товарного земледелия зона кочевания стала сокращаться и начался интенсивный процесс оседания кочевников. Оседание сопровождалось переходом к отгонно-пастбищной системе скотоводства. Однако скот по-прежнему в течение всего года содержали на подножном корму: зимой - на низменности, а летом - на высокогорных альпийских лугах. Зимние пастбища Азербайджана с глубокой древности использовали не только азербайджанцы, но и соседние горные народы - дагестанцы, восточные грузины, курды. В то же время сами азербайджанцы издревле гоняли свой скот на лето в принадлежавшие соседним народам горы. Основным направлением скотоводческого хозяйства было овцеводство, однако в некоторых юго-восточных районах преобладало разведение коз, а в районах постоянной земледельческой оседлости - крупного рогатого скота: коров, буйволов и зебу. В степи кочевники разводили верблюдов, на которых до прокладки железной дороги осуществляли все дальние перевозки. Перевозки местного значения осуществляли на ослах, они шли под вьюк и в упряжку. Ослов разводили повсеместно. И в степях, и в горных районах большое внимание уделялось коневодству. Азербайджанские скакуны, особенно карабахские, славились по всему Кавказу.
Армяне. К юго-западу от исторической территории расселения азербайджанцев на самом юге Закавказья лежит древняя земля армян - Армянское нагорье. Это - возвышенная страна, поднимающаяся на 1500 - 1800 м над уровнем моря. Она изрезана хребтами и речными долинами, из которых самая значительная Араратская. Араратская долина делит землю армян на две части - восточную и западную. Она же является центром армянской культуры и государственности.
Процесс формирования армянской народности в основном завершился в VII-VI вв. до н.э., когда на территории Армянского нагорья возникло первое армянское рабовладельческое государство (Государство Ервандуни), объединившее местные кавказкоязычные и пришлые индоевропейские племена. Особое значение для укрепления единства армянского народа имело создание армянской письменности (конец IV в.) и на ее основе богатой исторической литературы (V в.). В Армении рано (IX-Х вв.) сложились институты, характерные для развитого феодального строя, выросли крупные торгово-ремесленные центры - города и установились товарно-денежные рыночные связи. Однако неоднократное разрушение в течение XIII-XVI вв. производительных сил страны, массовое уничтожение жителей, разорение селений и городов, привели к упадку хозяйства и возвращению к архаическим социальным отношениям - большой патриархальной семье и общине. Многим армянам в эти столетия пришлось покинуть родину и жить на чужбине. Только присоединение восточной части Армении к России (1801-1829 гг.) создало предпосылки для национального возрождения армянского народа. Сюда стали стекаться беженцы-армяне из других государств и, прежде всего, армяне Западной Армении. С этого времени Восточная Армения стала центром формирования армянской нации и главным очагом общественно-политической и культурной жизни всех армян. Включение Восточной Армении в общероссийскую экономику дало толчок к появлению на территории Армении капиталистической промышленности, к ускорению социального размежевания деревни, формированию национальной буржуазии и рабочего класса. Рост революционного движения в России и на Кавказе в начале XX в. привел к возрождению на территории Армении армянского национального государства.
Армяне - один из древнейших земледельческих народов. Однако земледельческое хозяйство армян было подчинено особенностям рельефа страны. Посевы доходили до зоны альпийских лугов, но по мере повышения местности значение земледелия падало. В высокогорной зоне земледелие уступало скотоводству (овцеводству). В низменной зоне скотоводство (овцеводство, разведение крупного рогатого скота) повсеместно играло подсобную роль.
Грузины. Северными соседями армян издревле были многочисленные грузинские племена, занимавшие склоны Большого Кавказа, долины Западного и Центрального Закавказья (долины р.Риони и среднего течения р.Куры) и области Южного нагорья.
К VI в. до н.э. на территории Грузии сложились первые государственные образования. В III в. до н.э. под эгидой восточногрузинского Картлийского (Иберийского) царства впервые произошло объединение большей части грузинских племен и началось формирование единой народности.
В долинах Восточной Грузии издревле преобладало земледельческое хозяйство, сочетавшее в себе выращивание зерновых (в основном пшеницы и ячменя) с виноградарством, плодоводством, а местами и с шелководством. Скотоводство здесь имело подсобное значение (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы, свиньи, птица). В Западной Грузии наряду со старыми зерновыми (просо, пшеница, ячмень) исключительно широко была распространена кукуруза. К традиционным виноградарству, плодоводству и шелководству в середине XIX в. здесь прибавилось выращивание ценных субтропических культур - чая и цитрусовых, а также хлопчатника и табака. Земледелие в Западной Грузии сочеталось с отгонным скотоводством (отгон крупного рогатого скота), а в прибрежной полосе и с рыболовством. В горах ведущая роль принадлежала скотоводству, причем в одних районах (сваны, хевсуры) преобладало разведение крупного рогатого скота, в другом (пшавы, тушины) - мелкого. Скотоводство везде непременно сочеталось с горным земледелием. Включение Грузии в систему общероссийских экономических связей во всех районах в течение XIX в. способствовало повышению товарности хозяйства.
Абхазы.Населяют обращенную к Черному морю южную сторону западной оконечности Большого Кавказского хребта. По языку абхазы близки адыгским народам Северного Кавказа и в глубокой древности составляли с адыгскими племенами единую этно-лингвинистическую общность. Племена - предки абхазов рано стали известны письменным народам Средиземноморья. В VI-V вв. до н.э. на побережье Абхазии возник ряд греческих городов-колоний, сыгравших значительную роль в ускорении социально-экономического развития местных общин. К VIII в. н.э. абхазские племена оказались объединенными в одно раннефеодальное государство (Абхазское царство), которое включало в IX-X вв. в свой состав не только абхазов, но и население Западной Грузии. Вместе с соседними грузинскими землями Абхазия пережила подъем феодальной культуры XI-XII вв. и наступивший вслед за ним период раздробленности. В середине XV в. разделенная на отдельные владения Абхазия утратила свою независимость и до 1810 г., когда вслед за Грузией вошла в состав России, являлась окраинным владением султанской Турции.
Скотоводство имело в основном отгонно-пастбищный характер: в течение всего года скот находился на подножном корму - летом на высокогорных альпийских пастбищах, зимой - в предгорьях и на побережье. У абхазов низменной зоны преобладал крупный рогатый скот, у обитателей горных ущелий - мелкий. Разводили также ослов и мулов, которых использовали для перевозки грузов, лошадей держали только для верховой езды. Основу пищи абхазов составляли продукты, полученные в их хозяйстве: "абыста" – крутая каша из проса или кукурузы, "ашвха" - сыр, а также виноградное вино, плоды, овощи и т.д. Существенное значение в хозяйстве абхазов сохраняла индивидуальная и коллективная охота. Основными объектами охоты были обитатели высокогорий: дикие козы, косули, туры. Охотники были вооружены ружьями, а для передвижения в горах по склонам и снегу имели особые железные подковы и лыжи. Охотились с собаками, широко применяли различного устройства западни и капканы. На мелкого пушного зверя и пернатую дичь охотились с помощью ловчих птиц. Древнейшим видом абхазского хозяйства было пчеловодство. В каждой усадьбе имелась пасека, где стояли ульи-дуплянки (долбленные внутри обрубки стволов). Практиковалось также и бортничество - сбор меда диких пчел.
- Экзаменационные билеты по этнографии
- 2. Этнография в системе общественных наук
- 3. Основные научные школы в этнографии и социальной антропологии XIX-XX веков
- 4. Объект этнографической науки. Определение и содержание понятия этнос
- 5. Предмет этнографической науки. Понятие культуры в этнографии
- 6. Антропологическая классификация населения мира
- 7. Хозяйственно-культурная классификация народов мира
- 8. Географическая классификация народов мира. Историко-этнографические области
- 9. Лингвистическая классификация народов мира.
- 10. Источники и методы этнографического исследования
- 11. Аборигены Австралии
- 12. Культура народов Меланезии и Микронезии
- 13. Культура Полинезии
- 14. Высокие цивилизации Америки до европейской колонизации
- 15. Земледельческие народы Северной Америки
- 16. Охотники, рыболовы и собиратели Северной Америки
- 17. Индейцы Южной Америки
- 18. Основные этапы заселения Американского континента
- 19. Охотники и собиратели зоны сухих степей и полупустынь (бушмены)
- 20. Культура ручного земледелия тропической Африки
- 21. Кочевники африканских саванн
- 22. Высокие цивилизации западной Африки
- 23. Народы северо-восточной Африки
- 24. Материальная и духовная культура народов Средиземноморья
- 27. Народы Закавказья
- 28. Народы Средней Азии
- 29. Кочевники Центральной Азии и Казахстана
- 30. Народы Южной Азии
- 31. Народы Юго-восточной Азии
- 33. Социальная и духовная культура Восточной Азии
- 37. Тюркские и финно-угорские народы Восточной Европы
- 38. Народы Северного Кавказа
- 40. Охотники и рыболовы таёжной зоны Сибири
- 41. Оленеводы Сибири
- 42. Кочевые и полукочевые народы Южной Сибири