4. Объект этнографической науки. Определение и содержание понятия этнос
Объект – это то, что изучает наука (география – Земля, культурология – культура, религиоведение – религии мира и т.д.). Объектом изучения этнографии является народ. Дискуссия о том, что такое этнос пришла из политического вопроса, т.е. в науке на этот счёт имеются разные точки зрения. В отечественной истории первым, кто поднял вопрос о понятии «этнос» был С.М.Широкогоров. Он дал определение этноса, исходя их характерных признаков: язык, общность происхождения, общность культуры, религия и т.д. Этнос (народ) – это особый вид социальной группировки, возникающей не по воле людей, а в результате естественно-исторического процесса.
Тем временем зарождалась советская этнография, главный уклон в которой был на политический курс страны. Данная версия была заложена ещё Карлом Марксом, а затем развита И.В.Сталиным. Суть марксистской этнографии – все этнографические группы можно разделить на племя, народность, нацию. Главной характеристикой группы является социально-экономические характеристики. Л.Н.Гумилёв в 60-е годы начал издавать статьи «Этнос и ландшафты». Пассионарная теория Л.Н.Гумилёва:
Тезис первый – так назывался цикл статей Л.Н.Гумилёва, которые он написал в 70-е годы, и заложил основы книги «Этногенез и биосфера Земли». Любые этнические коллективы появляются как реакция на окружающий ландшафт и таким образом, формируется система кормящего ландшафта. Кормящая система ландшафта включает в себя и физико-географическую среду и те навыки, и те орудия труда и вся та культура, которая направлена на освоение данного конкретного ландшафта.
Второй тезис – этнос – это система, а системная связь этноса – это стереотип поведения. Система отличается от всех остальных подобных явлений, что она функционирует, живёт. Гумилёв утверждал, что системной связью для этноса является стереотип поведения (набор типовых реакций и типовых раздражителей). Он складывается из разных вещей: этикет, ритуал, это механизм, определяющий человека в человеческой и другой среде. Первый и второй тезис связываются тем, что кормящий ландшафт является навыком, который переходит стереотип поведения.
Третий тезис – этнические системы иерархичны. Все этнические системы основаны на стереотипе поведения. Иерархия – это разные уровни близости этих стереотипов, таких уровней четыре:
1) Конвиксия (небольшая группа, которые общаются друг с другом), консорция (общность цели, она имеет очень чёткую направленность).
2) Субэтнос (в каждом народе есть множество социальных и этнических групп)
3) Суперэтнос
Четвёртый тезис – этнические группы (коллективы) динамичны, т.е. они имеют начало, период развития, конец. С другой стороны существует персистентные (находятся гармонично со средой обитания).
Пятый тезис – двигателем этнических процессов является пассионарность. Определение «пассионарности» огромное количество, у Гумилёва их пять.
Н.Н.Чебоксаров и С.А.Уктюков предложили информационную теорию этноса. Информационная система существует во времени и пространстве, а представляет собой замкнутый цикл. Отрицает систему этноса инструментальная и конструктивная система. Конструктивная система – этносы конструктируются элитами, для своего удовольствия. Инструментальная система – лидеры используют свою национальную принадлежность для своих целей. В 80-90-е годы стал остро вопрос об этносе. Стало понятно, что единой социалистической нации не существовало. Ю.В.Бромлей сформулировал характеристики этноса, стал перечислять основные признаки:
1) Язык – на одном языке могут говорить народы многих стран или один народ может говорить на нескольких языках. Народы, живущие диаспорами, знают несколько языков (свой родной и язык, той страны, где живут). Есть страны, где помимо государственного языка есть и другие языки, т.е. язык не является обязательным критерием понятия «этнос».
2) Антропологический тип (внешность).
3) Общность происхождения.
4) Общность культуры.
5) Общность территории.
Бромлей считал, что комплекс этих признаков должен определить этнос.
- Экзаменационные билеты по этнографии
- 2. Этнография в системе общественных наук
- 3. Основные научные школы в этнографии и социальной антропологии XIX-XX веков
- 4. Объект этнографической науки. Определение и содержание понятия этнос
- 5. Предмет этнографической науки. Понятие культуры в этнографии
- 6. Антропологическая классификация населения мира
- 7. Хозяйственно-культурная классификация народов мира
- 8. Географическая классификация народов мира. Историко-этнографические области
- 9. Лингвистическая классификация народов мира.
- 10. Источники и методы этнографического исследования
- 11. Аборигены Австралии
- 12. Культура народов Меланезии и Микронезии
- 13. Культура Полинезии
- 14. Высокие цивилизации Америки до европейской колонизации
- 15. Земледельческие народы Северной Америки
- 16. Охотники, рыболовы и собиратели Северной Америки
- 17. Индейцы Южной Америки
- 18. Основные этапы заселения Американского континента
- 19. Охотники и собиратели зоны сухих степей и полупустынь (бушмены)
- 20. Культура ручного земледелия тропической Африки
- 21. Кочевники африканских саванн
- 22. Высокие цивилизации западной Африки
- 23. Народы северо-восточной Африки
- 24. Материальная и духовная культура народов Средиземноморья
- 27. Народы Закавказья
- 28. Народы Средней Азии
- 29. Кочевники Центральной Азии и Казахстана
- 30. Народы Южной Азии
- 31. Народы Юго-восточной Азии
- 33. Социальная и духовная культура Восточной Азии
- 37. Тюркские и финно-угорские народы Восточной Европы
- 38. Народы Северного Кавказа
- 40. Охотники и рыболовы таёжной зоны Сибири
- 41. Оленеводы Сибири
- 42. Кочевые и полукочевые народы Южной Сибири