logo search
Ekon_geografia_Rossii_2_4_s_2_5_1_po_2_5_4_s

2.3. Политическое устройство и административно-территориальное деление

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) закрепила преобразование России в федеративное государство, провозгласив равноправие ее членов, как между собой, так и в отношениях с федеральной властью.

Российская Федерация является государством с уникальной государственной структурой. В ближайшее время в составе Российской Федерации будет 81 субъект: 21 республика, 10 краев, 44 области, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 3 автономных округа.

Каждый субъект Федерации является ее составной частью. Их статус, то есть правовое положение в Федерации, определяется Конституцией. Наряду с этим все субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России. Иными словами, статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и Конституцией самой республики. Статусы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения определяются Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом. Из этого следует, что субъект РФ не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Это существенно, так как со стороны отдельных субъектов имело место стремление к обособлению, к самостоятельному (в одностороннем порядке) изменению своего статуса.

Конституции республик, уставы других субъектов должны соответствовать конституции РФ. Вместе с тем они могут и должны учитывать свои особенности (особенно национальный состав населения).

Конституции или уставы субъектов Российской Федерации регулируют организацию и деятельность их государственных органов, взаимоотношения этих органов между собой, а также с общественными объединениями, права и свободы проживающих на данной территории граждан.

В связи с тем, что полномочия всех видов субъектов РФ в основном одинаковые, то и содержание конституций республик, уставов имеет юридическую силу, все они подлежат одинаковой государственно-правовой защите.

Включение в статью 65 Конституции РФ названий субъекта служит правовым основанием для использования им своих конституционных прав, таких, например, как право законодательной инициативы, право на вхождение в Совет Федерации (верхняя палата Федерального собрания) двух представителей.

Статус субъекта РФ возможно изменить по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта.

Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, национальному составу, уровню развития экономики в целом, отраслевому составу промышленности, уровню развития и особенностям сельского хозяйства, историческому прошлому, национальной культуре, традициям и обычаям населения и др. Однако эти различия и особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов, то есть они равноправны.

В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия-Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чуваш республики.

Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский, Пермский, Камчатский, Иркутский, Забайкальский.

Области: Амурская, Архангельская, Астраханская. Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская. Москва, Санкт-Петербург – города федерального значения, Еврейская автономная область.

Автономные округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский1.

Часть 2 статьи 65 Конституции РФ предусматривает возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем: 1) принятия в Российскую Федерацию субъекта «со стороны»; 2) образования в ее составе нового субъекта в результате а) объединения существующих субъектов; б) вычленения из существующих субъектов самостоятельных образований; в) обретения включенным в федерацию субъектом новой государственно-правовой формы (перехода из одного вида субъекта в другой); г) изменения конституционно-правового статуса субъекта.

В соответствии с этой статьей Конституции в 2005 г. Пермская область и Коми-Пермяцкий АО объединились, образовав Пермский край. В 2006 г. объединились в единый субъект Эвенкийский и Таймырский округа с Красноярским краем. Идет подготовительная работа по объединению Корякского АО и Камчатской области, Усть-Ордынского АО и Иркутской области, Агинского Бурятского АО с Читинской областью. В последующем вероятно дальнейшее уменьшение субъектов Федерации путем их объединения, что в принципе является объективным процессом. Cубъекты РФ являются и основными административно-территориальными единицами. Кроме того, административно-территориальное деление включает административные районы субъектов, города, городские и сельские округа, поселки городского типа, сельские поселения.