logo
Ekon_geografia_Rossii_2_4_s_2_5_1_po_2_5_4_s

3.1.1. Уровень развития и место России в мировом хозяйстве

Россия – одна из самых богатых стран мира. По площади ее территория составляет 12% земной суши. Она занимает первое место по запасам угля, газа, древесины, железной и никелевой руды, калийных солей, торфа, второе место по запасам нефти и других полезных ископаемых, о чем было сказано выше.

Россия – единственная стана, которая полностью обеспечена энергетическими ресурсами. Стоимость разведанных только ископаемых оценивается в 29 трлн. долларов, а прогнозных – 140 трлн. долларов. По подсчетам на каждого россиянина приходится 160 тыс. долларов природного капитала. В целом каждый житель России должен быть в 4 раза богаче, чем среднестатистический житель планеты.

Однако, обладая огромным природно-ресурсным, трудовым, производственным, научно-техническим потенциалом, в 90-е гг. экономика России была отброшена назад. В 1996 г. ВВП страны составил 25% объема ВВП 1990 г. В 1997 г. ВВП несколько увеличился, в 1998 г. снизился почти на 5%.

Падение ВВП (одного из основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики) связано было с кризисными явлениями в отраслях хозяйства. Так, выпуск промышленной продукции уменьшился в 2 раза, аналогичная ситуация была и в других отраслях. Масштабы падения промышленного производства такие, что Россия по уровню индустриального развития переместилась из первого в шестой десяток государств. Кризис приобрел затяжной характер и изменил положение России в системе международного разделения труда.

Современное состояние и истоки кризиса невозможно понять, не обратившись к недавней истории страны.

Известно, что экономика, особенно промышленность, развивается циклично. Эти циклы (технологические уклады) связаны с тем, что структура промышленности не остается неизменной. То одна, то другая отрасль выходит в лидеры и способствует развитию всех остальных отраслей. Начиная с промышленной революции в Великобритании (конец XVIII – середина XIX в.), выделяют пять циклов (технологических укладов). Движущей силой, ядром первого цикла явилась текстильная промышленность, которая вызвала развитие текстильного машиностроения, металлургии, водного хозяйства.

В настоящее время (в развитых странах с 70-х гг. прошлого столетия) протекает пятый цикл. Ядром цикла являются новейшие отрасли – электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, информатика, биотехнологии, генная инженерия, роботостроение, нанатехнологии и др.

Ведущие отрасли промышленности каждого цикла определяют технический уровень развития хозяйства страны. Отрасли предыдущего цикла рано или поздно вступят в полосу кризиса, вынуждены сокращать производство, менять технологию или переносить его в другие районы.

В то время как промышленность западных стран претерпела технологические и структурные преобразования, общество перешло от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, СССР благодаря нефтяному экспорту в 70–80-х гг. продолжал поддерживать энергоемкую, материалозатратную экономику.

Изначально в СССР был взят курс на автономное развитие, на минимальную зависимость от мирового рынка. Это потребовало развития наиболее быстрыми темпами отраслей тяжелой индустрии в ущерб потребительским отраслям. На протяжении всего советского периода предпочтение отдавалось производству средств производства. Вследствие этого произошла «перетяжеленность» промышленности, приведшая ко все большему вовлечению всех видов ресурсов, их «перемалыванию», производству ради производства, а не для потребления.

Экономика СССР на старой промышленной основе начала замедлять темпы развития, отставать в техническом и технологическом отношении, стала невосприимчивой (за исключением отраслей военно-промышленного комплекса) к результатам НТП.

Следующая причина состояния экономики России в 90-е гг. состояла в том, что в СССР отсутствовали кризисы, которые в западных странах приводили к структурной перестройке промышленности (при отрицательных социальных последствиях: безработице, депрессивности ряда районов, инфляции и т.д.), и в этой связи промышленность структурно оставалась прежней.

Важнейшей причиной, породившей кризисное состояние, являлось также и то, что экономика представляла сверхмонополизированую и сверхмилитаризованную систему. К тому же в конце 80-х гг. резко возросли масштабы теневой экономики, в основном с криминальным содержанием.

Монополизация не только производства, но и потребления, распределения и обмена явилась следствием господства фактически государственной формы собственности. В монополизированной экономике отсутствуют побудительные мотивы к восприятию достижений НТП, обновлению продукции, повышению ее качества, снижению издержек производства. Отсутствие конкуренции позволяет монополии получать прибыли не за счет удешевления и повышения качества продукции, а за счет установления монопольных цен. Потребитель все равно будет приобретать товар, так как выбора нет. Продукция при этом все больше и больше становится неконкурентоспособной. В стране до 85% изделий машиностроения, например, производилось на одном предприятии.

О милитаризованности экономики можно судить по тому факту, что с 80-х гг. военно-промышленный комплекс (ВПК) составил более половины всего машиностроения, значительную часть других отраслей. ВПК СССР производил больше всех в мире танков, боевых самолетов, военных судов, стрелкового, ракетно-артиллерийского и другого вооружения.

Таким образом, к середине 80-х гг. экономика СССР подошла к критической черте. Хозяйственная жизнь перешла в фазу стагнации (застоя). Хозяйство было не способно поддерживать рост доходов населения, дефицит не только потребительских, но и товаров производственно-технического назначения стал постоянным. Вплотную стал вопрос о выживании страны как великой державы и современного индустриального государства.

При реформировании народного хозяйства (переходе от планово-централизованной к рыночной модели), которое осуществляется с 1992 г., был избран принцип «шоковой» терапии, включающий в себя либерализацию цен, хозяйственных и внешнеэкономических связей, антиинфляционную политику, разгосударствление путем приватизации, структурную перестройку. Эти процессы отличаются сроками проведения, определенной последовательностью, методами государственного воздействия и т.д.

Одна из причин состоит в том, что в России отсутствовал какой-либо даже небольшой рыночный сектор и одномоментный переход от одной системы к другой в этих условиях невозможен.

Как показала практика, при реформировании были допущены серьезные просчеты и ошибки, в результате чего продолжался спад производства, кризисные явления сохранились.

В условиях политической нестабильности, отсутствия рыночных механизмов, господства монополий уход государства из сферы экономики, от регулирования экономических процессов в переходный период был ошибочный. Только сейчас приходит понимание того, что государство должно сохранять свое регулирующее значение, что «чистого» рынка в практике не существует.

Многие трудности нашей экономики связаны с последствиями примененной модели ваучерной приватизации. Цену приватизированным предприятиям на начальной стадии назначало государство по принципу «остаточной стоимости».

В результате от приватизации 145 тысяч предприятий, например, бюджет получил всего 9,7 млрд. долларов, хотя эксперты считают, что только за счет намеренного занижения цены приватизируемых предприятий государство потеряло более 100 млрд. долларов. Недооценка стоимости была самым массовым нарушением, чему способствовало и несовершенное в то время законодательство. Попытки скоротечного формирования класса эффективного собственника в условиях безденежья большинства населения и дробления государственной собственности на мелкие доли привели к мошенничеству и концентрации собственности в руках немногих. Так, обладателями государственной собственности стало только 5% всего населения страны. Из этого контингента сформировались корыстолюбцы и современные олигархи. О потерях государства можно судить по таким примерам. Автомобильный завод им. Лихачева был оценен при приватизации всего в 4 млн. долларов, «Газпром» – в 210 млн. долларов, а 38% акций горно-металлургического комбината «Норильский никель» были проданы за 170 млн. долларов при рыночной стоимости в 2 млрд. долларов.

При приватизации Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля государство выручило 30 тысяч долларов. На момент акционирования на балансе предприятия было 13 вертолетов, в том числе Ми-26 по цене примерно 8 млн. долларов.

От приватизации авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина бюджет получил меньше 10 тысяч долларов, хотя предприятие имело Ил-86, Ил-76 и Ил-18 стоимостью несколько десятков миллионов долларов.

В связи с недостаточным вложением средств происходит физическое и моральное старение основных средств производств. Степень износа основных фондов в целом по экономике составляла в 2005 г. 43,6%, коэффициент их обновления – 2%, а выбытия – 1%. Коэффициент обновления основных фондов сократился по сравнению с 1990 г. в промышленности почти в 7 раз, в сельском хозяйстве – в 12, в строительстве – в 8, на транспорте – в 4 раза. Следствием такого положения является снижение уровня конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Так, удельный вес производственных мощностей, не отвечающих требованиям выпуска конкурентоспособной продукции, в целом по промышленности составляет 31%, он колеблется от 24% в промышленности строительных материалов до 40% в легкой промышленности.

Складывающееся положение с основными фондами обусловливает техническое и технологическое отставание экономики, что иллюстрируется следующими данными. Число предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций в промышленности, увеличилось на 4,4%, а их число в общем числе промышленных предприятий составило только 4,8%. В 2005 г. было создано 637 передовых производственных технологий и только 10% из них явились принципиально новыми. Следствием такого положения является то, что доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет менее 0,5%, а могла бы составлять в 20 раз больше.

Ситуация в экономике страны начала меняться с 1999 г. В 2005 г. по сравнению с 2000 г. ВВП увеличился почти в 3 раза и составил более 21,5 трлн. рублей, более чем в 1,5 раза возросли основные фонды. Практически все отрасли экономики вышли или выходят из кризиса. Вместе с тем 33,5% хозяйств в экономике убыточны, из них 42% в промышленности, 38% на транспорте, 33% в сельском хозяйстве.

При росте объемов ВВП его душевое производство остается пока невысоким и составляло в 2005 г. 150 915 руб., или 25% от аналогичного показателя США.

Доля ВВП России в мировом хозяйстве немногим более 4%. В формировании ВВП страны доля промышленности составила 39%, сельского хозяйства – 7%, услуг – 54%. В развитых странах основная часть ВВП формируется за счет сферы услуг.

В промышленном производстве мира удельный вес России составляет 4,5%. Страна занимает первое место по производству газа, нефти, конденсата, второе – по производству кирпича, картофеля, третье – по чугуну, пиломатериалам, молоку, четвертое – по производству зерна, электроэнергии, прокату черных металлов, хлопчатобумажных тканей. В целом Россия по общим объемам важнейших видов продукции входит в число первых двадцати государств мира.

Несмотря на ошибки и просчеты, допущенные в ходе реформирования, на лицо и позитивные результаты. В первую очередь это касается разгосударствления экономики, появления различных форм собственности, увеличения количества хозяйствующих субъектов, развития предпринимательства и т.д.

В результате разгосударствления в настоящее время насчитывается 4,8 млн. ед. предприятий и организаций всех форм собственности и различных организационно-правовых форм (товарищества, общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели и т.д.). Из этого количества 3,8 млн. ед., или 86%, относятся к частной форме собственности. Наибольшее количество предприятий сосредоточено в торговле (31% от общего количества). За годы реформ был разрушен государственный монополизм. Однако довольно устойчива тенденция к вторичной, так называемой хозяйственной монополизации. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная антимонопольная политика государства.

В последние годы в стране взят курс на развитие новейших отраслей практически во всех отраслях экономики. В промышленности упор делается на авиакосмическую отрасль, информатику, электронику, производство бытовой техники, разработку новых технологий, модернизацию традиционных отраслей. В сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте новшества связаны с реализацией национальных проектов «Развитие АПК», «Доступное жилье» и др.

В этой связи принято решение о создании на первом этапе 8 особых экономических зон (ОЭЗ) в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке, Томске, Елабуге (Татарстан), Калининграде, Зеленограде, Дубне (Московская область) различного профиля, в том числе и промышленно-производственных. В последующем количество ОЭЗ будет увеличено.