logo
Ekon_geografia_Rossii_2_4_s_2_5_1_po_2_5_4_s

Машиностроение

Машиностроительный комплекс призван выпускать системы машин, оборудования, приборов, обеспечивающих прогресс во всем народном хозяйстве. Технический, технологический уровень всех отраслей экономики зависит от состояния самого машиностроения в связи с тем, какими средствами труда оно обеспечивает другие отрасли. Вследствие этого развитие машиностроения, постоянное обновление и расширение ассортимента его продукции, выпуск новых видов машин, оборудования, приборов является необходимым условием прогресса во всем народном хозяйстве.

На машиностроение приходится 27% основных производственных фондов промышленности, 19% выпуска промышленной продукции, 27% промышленно-производственного персонала.

Машиностроение выделяется более разветвленными связями по готовой продукции, сырью, материалам, комплектующим изделием. Оно потребляет основную часть черных и цветных металлов, продукцию химической промышленности и других отраслей.

В целом машиностроение относится к отраслям так называемого «свободного размещения», так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.

Специализация машиностроения достигла очень высокого развития. Широко распространена предметная специализация, технологическая специализация и подетальная специализация. Специализация в машиностроении определяется профилем машиностроительных предприятий и характером выпускаемой продукции – массовым, крупносерийным, мелкосерийным, индивидуальным. Выпуск массовой продукции уменьшает возможности создания на предприятиях всего технологического процесса и способствует развитию технологической специализации. Однако и выпуск особо сложной мелкосерийной и индивидуальной продукции нередко возможен только на основе подетальной и технологической специализации. Развитие всех видов специализации в машиностроении обусловило исключительно широкое кооперирование, как между его предприятиями, так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные материалы, изделия из пластмасс, стекла и т.д. При этом они специализируются на выпуске не только массовой продукции (например, автомашины, радиоприемники и другая бытовая техника), но и мелкосерийной и даже индивидуальной (выпуск крупнейших турбин в 1200 тыс. кВт в Санкт-Петербурге).

Размещение машиностроения определяется в значительной степени трудоемкостью изделий, уровнем квалификации используемого труда, а также особенностями специализации и кооперативных связей предприятий. Уровень металлоемкости сам по себе не является определяющим фактором размещения машиностроения. Многие виды продукции машиностроения, отличающиеся высокой металлоемкостью, являются одновременно и трудоемкими (например, при одинаковом удельном расходе материалов на 1 т готовой продукции трудоемкость изготовления легковых машин «Волга» в 15-20 раз выше четырехосной цистерны для перевозки нефтепродуктов). Массовый и крупносерийный выпуск готовой продукции настолько сильно снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперированных связей или поставок продукции потребителям дальние перевозки. Глубокая специализация заводов заставляет прибегать, казалось бы, и к явно невыгодным перевозкам. Существование такого рода перевозок неизбежно в условиях современной организации машиностроительного производства. Выпуск же мелкосерийной или индивидуальной продукции эпизодичен и не может определять размещение предприятий по ее изготовлению в зависимости от металлургических баз и потребителей.

Создание взаимосвязанных комплексных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специализации отрасли и ее предприятий. Волжский автозавод имеет, например, более 300 смежников, которые поставляют ему свыше 1000 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомашин. Создание всех предприятий-смежников в районе расположения головного предприятия-потребителя при небольшом разнообразии поставляемых изделий и материалов оказывается невозможным.

Только отдельные виды продукции, предназначенные для использования в специфических природных условиях или для определенных горно-геологических условий, выпускаются в районах их потребления (чаще всего сельскохозяйственные машины, машины и механизмы для лесной промышленности, горное оборудование).

Отмеченные особенности размещения машиностроения обусловливают большую роль и значение транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Ритмичность работы конвейеров и поточных линий машиностроительных заводов зависит от четкой работы как предприятий-смежников, так и транспорта. Развитая транспортная сеть, возможность использовать разные виды транспорта между кооперируемыми предприятиями повышает надежность внутри- и межрайонных связей. В результате резкого удешевления транспортировки продукции на всех видах транспорта близость поставщиков продукции в настоящее время играет гораздо меньшую роль, чем в прошлом.

Машиностроительный комплекс – сложное образование, включающее несколько десятков отраслей, еще больше подотраслей и производств.

Важнейшими отраслями машиностроения являются: тяжелое, транспортное, электротехническое машиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность, приборостроение, радиоэлектронная промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство предметов длительного пользования (бытовой техники), производство продукции военно-технического назначения и др.

Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением тепла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, другого оборудования. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.

Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы как на металлургические базы, так и на районы потребления.

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

1. Уральский экономический район (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Орск и др.).

2. Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске).

3. Санкт-Петербург – исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод «Электросила», выпускающий турбогенераторы); новые центры, связанные с производством атомных реакторов – завод «Атоммаш» в г. Волгодонске и др.

Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов. На заводах Урала сосредоточен выпуск экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей.

Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань), литейные машины – Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.

Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дает Северо-западный район. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции – Санкт-Петербург. В этом районе и центрах сложилась специализация по выпуску определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС.

Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул). Энергетическое оборудование – мощные дизели для судов – выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций – в Балаково, Пензе, Коломне. Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж) и других районах.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны (Западно-Сибирский – Прокопьевск; Уральский – Свердловск, Копейск; Восточно-Сибирский – Черемхово). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.

Транспортное машиностроение включает в себя автомобилестроение, локомотиво- и вагоностроение, судостроение и авиастроение.

На размещение автомобильной промышленности повлияли квалифицированные кадры и научно-техническая инфраструктура, удобство организации связей по кооперированию.

В России автомобильная промышленность стала развиваться со строительством заводов в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле. В настоящее время основными центрами автомобилестроения выступают Тольятти («ВАЗ»), в котором производится подавляющая часть легковых автомобилей («Жигули» различных модификаций), Нижний Новгород, Москва (производятся и легковые, и грузовые автомобили), Набережные Челны, Ижевск, Миасс, Ульяновск. Производство автобусов сосредоточено в Ликино-Дулево (Московская область), Кургане. Центрами автомобильной промышленности становятся Серпухов, Санкт-Петербург, Елабуга. В Санкт-Петербурге созданы и создаются автосборочные предприятия американских и японских автомобилей «Форд», «Тойота». Имеется договоренность с Германией о строительстве автозавода в Калужской области. Автосборка осуществляется в Калининграде.

В 2005 г. в России произведено более 1,3 млн. автомобилей, в т.ч. более 1 млн. легковых, 800 троллейбусов.

Авиационная промышленность производит различные типы и классы летательных аппаратов. Несмотря на имеющиеся сложности, авиапромышленность России не утратила своего лидирующего положения в мире. Отрасль опережает другие развитые страны в разработке многих моделей, в технических решениях. В России созданы и ставятся на поток самолеты и вертолеты, аналогов которым в мире нет. Особенно это относится к боевой технике. Фирмы Миля и Камова создали замечательные боевые вертолеты «МИ-28», «МИ-24», «К-50» («Черная акула»), К-52 («Аллигатор»), корпорация Сухого продемонстрировала новейший истребитель СУ-47 «Беркут». В России разработаны и производятся самолеты различного гражданского назначения. К их числу относится самолет-амфибия «Б-200» для МЧС, ТУ-334 и др.

В авиапромышленности и на рынке данной продукции ведущее положение занимают четыре промышленных (финансово-промышленных) группы: «МиГ – МАПО», объединение Сухого, Ильюшинский комплекс и холдинг Туполева «АНТК». В составе этих групп насчитывается ряд заводов, предприятий, конструкторских бюро, финансовых центров и т.д. Так, например, группа Сухого объединяла 32 предприятия, 4 конструкторских бюро и другие структурные подразделения. В настоящее время создана единая авиастроительная корпорация с целью концентрации всех сил и средств для выпуска конкурентоспособной продукции.

Из всех отраслей машиностроения продукция авиационной промышленности, особенно военная, находит широкий спрос на мировом рынке. Только, к примеру, в августе 2003 г. подписан контракт с Малайзией на поставку 18 истребителей СУ – 30 на сумму 900 млн. долларов, а в 2006 г. подписан контракт с Венесуэлой на поставку боевых самолетов.

Основные центры авиационной промышленности – Москва, Смоленск, Воронеж, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Ульяновск, Таганрог, Ростов-на-Дону, Иркутск, Улан-Удэ, Новосибирск, Омск, Комсомольск-на-Амуре, Арсеньев.

Локомотивостроение исторически возникло в Центральном районе, где начала складываться железнодорожная сеть. Впоследствии оно продвинулось в другие районы. Основными центрами производства тепловозов являются Брянск, Коломна, Людиново, Калуга, Муром, электровозов – Новочеркасск, Коломна.

Вагоностроение в зависимости от назначения вагонов ориентируется на металлургические базы, лесные районы, квалифицированные кадры. Грузовые вагоны производят в Нижнем Тагиле, Усть-Катаве, Новоалтайске, Абакане, пассажирские вагоны выпускают в Санкт-Петербурге, Твери, Мытищах, Брянске.

В 2005 г. было произведено 15 магистральных тепловозов, 7 электровозов, 36 тыс. грузовых и пассажирских поездов (электричек). В России налажено производство электропоездов. Ведущий центр – г. Демехово (Московская область).

Судостроение – одна из старейших отраслей машиностроения. Предприятия судостроения размещаются на побережьях морей, на крупных реках. Крупнейшим центром судостроения является Санкт-Петербург, на предприятиях которого строят как гражданские суда, включая ледоколы с атомными двигателями, так и военные. Крупными центрами речного судостроения выступают Нижний Новгород, Рыбинск, Тюмень, Пермь, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Морское судостроение, кроме Санкт-Петербурга, развито в Мурманске, Архангельске. Аналогично авиастроительной создана судостроительная корпорация (2007 г.)

При размещении предприятий сельскохозяйственного машиностроения учитывается специализация сельского хозяйства, удаленность от металлургических баз.

Тракторостроение тяготеет к основным сельскохозяйственным районам и металлургическим центрам. Первые тракторные заводы были построены в Челябинске и Волгограде, а затем в Липецке, Владимире, Рубцовске (Алтайский край). Производство мощных тракторов на колесном ходу было организовано в Санкт-Петербурге. Тракторные заводы имеются в Петрозаводске (для лесной промышленности) и в Чебоксарах.

Наиболее крупным центром по производству зерноуборочных комбайнов является Ростов-на-Дону. Зерноуборочные комбайны производят также в Красноярске, Таганроге, Туле, Орле, картофелеуборочные – в Рязани, льноуборочные – в Бежецке (Тверская область). Другая сельскохозяйственная техника производится в различных центрах (Ростов-на-Дону, Воронеж, Курган, Омск и др.) с учетом природных условий и специализации сельского хозяйства.

В 2005 г. выпущено 9,6 тыс. тракторов и 7,5 тыс. комбайнов.

С развитием частной собственности, фермерского хозяйства перед машиностроением стоит задача производства новых видов техники для сравнительно небольших хозяйств.

Производство станков, кузнечно-прессового оборудования и инструментов является одной из важных подотраслей машиностроения. Станкостроение размещено по территории страны относительно равномерно. Практически в каждом регионе осуществляется выпуск тех или иных видов изделий данной подотрасли. Вместе с тем большим развитием станкостроения выделяются Центральный, Поволжский, Уральский, Центрально-Черноземный районы. Крупными центрами станкостроения являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск, Самара и др.

Приборостроение, производство средств связи, электроника в основном ориентируются на районы высокой технологической культуры.

В современном мире практически в любой области жизни необходимы быстрота, точность, надежность. Состояние этих качеств определяет экономическое развитие страны, которое невозможно без быстрого и надежного обмена информацией. Этому помогают электронные системы.

В России в начале 60-х гг. была создана сеть НИИ и экспериментальных заводов электроники. В настоящее время, несмотря на сложности, работают признанные научные центры и порядка тысячи предприятий. Номенклатура изделий электронной промышленности чрезвычайно обширна.

Ведущее место в разработке и производстве продукции электроники принадлежит Центральному району. Развита эта отрасль в Северо-Западном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском районах.

К числу важнейших отраслей относится производство товаров народного потребления длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины, магнитофоны, видеомагнитофоны, швейные бытовые машины, радиоприемные устройства, часы, мотоциклы, пылесосы, кухонная техника и т.д.). Номенклатура изделий товаров длительного пользования, связанная с машиностроительным комплексом, чрезвычайно обширна. В размещении их производства наблюдается особенность. Эта особенность состоит в том, что многие изделия производятся в отраслях тяжелой индустрии и на предприятиях ВПК. Производство товаров длительного пользования отличается также высокой территориальной концентрацией.

Выпуск бытовых отечественных холодильников резко снизился. Основными центрами их производства являются Липецк («Стинол»), Орск, Красноярск («Бирюса»), Рязань («Ока»), Смоленск, Саратов. Снизилось производство телевизоров, стиральных машин, радиотоваров, видеотехники и т.д. Так, в 2005 г. было произведено 10 тыс. мотоциклов, 509 тыс. велосипедов (кроме детских), около 30 тыс. швейных машин, 1 млн. 600 тыс. стиральных машин, 6 млн. 822 тыс. телевизоров, 2 млн. 770 тыс. холодильников и морозильников, 77 тыс. фотоаппаратов, более 6 млн. штук часов и т.д.

В подъеме машиностроения, да и всей экономики, большую роль играет дальнейшее развитие наукоемких отраслей, создание и функционирование финансово-промышленных групп (ФПГ). Прирост продукции наукоемких отраслей за последние годы составлял 20-30% в год, но для нашей экономики этого недостаточно.

Финансово-промышленная группа – это зарегистрированная на федеральном уровне группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов. Головными организациями в ФПГ могут быть как производственные структуры, так и банки, финансовые компании. В России действуют несколько десятков крупных ФПК, среди них такие, как «Альфа-Групп», «Интеррос», «Газпроминвестхолдинг», «НИКойл», «Автоваз», «Объединенные машиностроительные заводы» и др.

Рынок машиностроительной продукции (рынок машин и оборудования) отличается рядом особенностей. Его специфика связана с множественностью видов продукции машиностроения, довольно высокой взаимозаменяемостью, многообразием исполнения, различием качественных характеристик. В современных условиях под воздействием научно-технического прогресса данный рынок характеризуется повышенным динамизмом – ассортимент обновляется сравнительно за короткий срок, примерно через пять лет. На рынке наблюдается в отличие от других более острая конкуренция.

Рынок машиностроительной продукции представлен большим числом крупных фирм, являющихся производителями и поставщиками различных изделий. Об этом свидетельствует тот факт, что из 250 хозяйствующих субъектов в отраслях промышленности России, имеющих на рынке долю более 35% соответствующего товара (то есть занимающих доминирующее положение), на долю машиностроительных компаний приходится почти 50%. Крупнейшие компании на рынке – фактически крупные производители, ФПГ. Меняется ситуация в машиностроительном комплексе в лучшую сторону. Об этом свидетельствует и увеличение доли продукции этой отрасли в экспорте. Так, за последние три года экспорт машиностроительной продукции, транспортных средств увеличился на 70%.

Вместе с тем на внутреннем рынке, особенно на рынке потребительских товаров, все еще значительный удельный вес занимают импортные товары. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие данные. За последние 10 лет на внутреннем рынке было продано 41,2 млн. телевизоров, 46 млн. холодильников, 30 млн. стиральных машин, 11,5 млн. легковых автомобилей. Нетрудно сопоставить производство российскими предприятиями соответствующих товаров и объемы их реализации на рынке.

Развитие машиностроения и рынка отечественной продукции связано с процессом разукрупнения производства, с его диверсификацией. Появление и развитие малых машиностроительных предприятий создает предпосылки для насыщения рынка конкурентоспособными товарами отечественного производства. Преимущество малых предприятий состоит в их гибкости, способности к быстрому производству продукции в соответствии со спросом, способности быстрого внедрения новейших технологий и техники.

Для выхода машиностроения из кризиса, а он наиболее сильно из отраслей тяжелой промышленности затронул машиностроительный комплекс, необходима его реструктуризация, ускоренное развитие таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электронная промышленность, производство вычислительной техники, более широкое использование научно-технического потенциала военно-промышленного комплекса.