4.5.1. Волго-Вятский экономический район
В состав Волго-Вятского района входят 5 субъектов Российской Федерации: Нижегородская, Кировская области, республики Марий Эл, Мордовская, Чувашская общей площадью 263,3 тыс. км2, что составляет 1,5% территории страны.
Район расположен в бассейнах рек Волги и Вятки, на пересечении транспортных магистралей, связывающих Центр с Поволжьем, Уралом.
Волго-Вятский район занимает своеобразное «переходное» от Центрального района к Поволжью и Уралу экономико-географическое положение. Близость, с одной стороны, к Центральному, а с другой – к Уралу и Поволжью, создает благоприятные предпосылки для развития экономики района. Учитывая то обстоятельство, что собственными ресурсами район не выделяется, экономико-географическое положение его сыграло и продолжает играть роль важнейшего фактора, обеспечивающего высокий экономический потенциал.
Центральность района к европейской части и соседство с наиболее развитыми и сырьевыми районами усилено важнейшими транспортными путями. Через район протекает река Волга, главная водная магистраль, проходят железнодорожные, автомобильные магистрали и система трубопроводов.
Удельный вес Волго-Вятского района в валовом региональном продукте России составляет около 4%, в основных производственных фондах – 4%. Район производит по 4% промышленной и сельскохозяйственной продукции. По инвестиционной привлекательности он, как и Центрально-Черноземный, уступает другим районам. Доля инвестиций в основной капитал лишь 3% от всех инвестиций.
Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических районов России. Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Каменского месторождения Кировской области. Балансовые запасы их превышают 2 млрд. т, что составляет более 20% общероссийских запасов. Около 30% запасов фосфоритов относится к числу лучших. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разработки сырья открытым способом с низкой себестоимостью добычи. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер.
Волго-Вятский экономический район богат и лесными ресурсами. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Почти 80% лесопокрытой площади занимает эксплуатационный лес. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные – ель, сосна, пихта. Из мелколиственных – береза, осина, ива, а на юге района – липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района значительно истощены и вывоз древесины из района сокращается. Поэтому одной из главных задач является рациональная эксплуатация лесных ресурсов и развитие глубокой переработки древесины.
Известен район и своим богатством торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд. т (1,3% всех запасов России). Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Имеются также его запасы в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Располагает район также и небольшими запасами горючих сланцев. Эти топливные ресурсы недостаточно используются, либо их разработка не ведется вообще.
Среди других европейских районов России Волго-Вятский район имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Поверхностных водных ресурсов достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах. В последнее время возрастание водного дефицита обусловливается загрязнением поверхностных и подземных вод.
В Волго-Вятском районе проживает 7,7 млн. человек. Средняя плотность населения составляет 32 чел./км2. Наиболее плотно заселены Республика Чувашия (75 чел./км2), Нижегородская область (50 чел./км2). Менее плотно заселена Кировская область (14 чел./км2).
Большая часть населения (66%) проживает в городах. Уровень урбанизации по территории неодинаков. Большой удельный вес городское население занимает в Нижегородской (78%) и Кировской (71%) областях. К слабо урбанизированным относится Мордовская республика, где доля городского населения лишь 38%.
В районе расположен четвертый по численности населения город в Российской Федерации – Нижний Новгород (1,3 млн. человек). Вместе с городами-спутниками (Дзержинск, Богородск, Бор, Кстово, Балахна и др.) образована Нижегородская агломерация, в пределах которой проживает более 2 млн. человек.
Район концентрирует 5,6% численности всего и 5,7% экономически активного населения России и заметно выделяется наличием высококвалифицированных кадров и научно-техническим потенциалом. В нем сосредоточено 6% исследовательских кадров и 4% научно-технической инфраструктуры страны.
Район отличается многонациональным составом населения. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, марийцы, мордва и татары. Наиболее древнее население Поволжья составляют народы финно-угорской группы. Вторая группа – тюркская (III – IVвв. н.э.); третья группа – славянская (XIII в., когда был основан Нижний Новгород). Специализация района тесно связана с его историческим прошлым.
К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион испытывал избыток трудовых ресурсов и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Трудоспособное население составляет около 4,3 млн. чел. Это более чем 50% населения района. В свою очередь, более 50% из них занято в промышленности, а 25% в сельском и лесном хозяйстве. Квалифицированные кадры составляют рабочие традиционных профессий: металлисты, кожевники, речники, деревообделочники.
К ведущим отраслям хозяйства, определяющим его специализацию, относятся науко- и трудоемкое машиностроение, химико-лесной комплекс, легкая промышленность.
В районе сложился один из самых мощных в стране машиностроительный комплекс, на долю которого приходится в настоящее время около 40% производства промышленной продукции района. Важнейшей отраслью машиностроения выступает автомобильная и судостроение. Автомобильный завод «Газ» был построен в Нижнем Новгороде в 1932 г. Как и многие другие предприятия, завод испытывал серьезные трудности в период реформирования. Однако сумел поднять производство, освоив новые марки автомобилей – «Газель», «Соболь», нашедших широкий рынок сбыта. Это малотоннажные автомобили, столь необходимые малому и среднему предпринимательству. Завод производит и грузовые, и легковые автомобили марки «Волга». Центрами автомобильной промышленности являются также Павлово (автобусы), Саранск (самосвалы). Предприятия района поставляют автомобильное стекло (Бор), электротехническое оборудование (Лысково).
Судостроение представлено рядом заводов в Нижнем Новгороде («Сормово»), Навашино, Боре и др. Предприятия судостроительной промышленности производят суда различного типа.
Важная составная часть машиностроительного комплекса – электротехническая промышленность и приборостроение. Электротехника наиболее развита в Мордовии и Чувашии, где выделяются Чебоксарский электроаппаратный, Саранский завод «Электровыпрямитель» и расположенные здесь же заводы кабельных изделий.
Высокого уровня развития достигли станкостроение и инструментальное производство, представленные во всех крупных городах района. По размерам и значению выделяются: завод в Нижнем Новгороде, который производит фрезерные станки, завод деревообрабатывающих станков «Красный инструментальщик» в Кирове, завод автоматических линий для листовой штамповки в Рузаевке и группа инструментальных заводов в Павлово. В районе производится технологическое оборудование для химической и пищевой промышленности, дробильно-размолочное оборудование и др.
Новым в специализации Волго-Вятского района стало тракторостроение. Промышленные тракторы, изготовляемые Чебоксарским заводом, используются в качестве бульдозеров и трубоукладчиков.
Машиностроительный комплекс работает в основном на привозном металле. Его собственные заводы покрывают далеко не полностью потребности машиностроения в металле.
Химическая и нефтехимическая промышленность – относительно молодые отрасли – функционируют на привозном сырье. Важным центром химической промышленности выступает Дзержинск (производство труб, оргстекла, удобрений, пластмасс и т.д.). В Кстово функционирует нефтехимический комплекс по производству этилена, бензола, белково-витаминных препаратов. Эти производства дополняются производством искусственной кожи (Киров, Йошкар-Ола), резинотехнических изделий (Саранск), шин (Киров).
Другая ветвь химической промышленности – лесохимия, утилизация отходов лесозаготовок и деревообработки – выпускает канифоль, масла, скипидар, лаки и др. Крупнейший центр отрасли – Нижний Новгород. На долю химии приходится 12% производства промышленной продукции.
Лесная промышленность представлена лесозаготовками в основном в Кировской области. Большое значение имеют деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность. Центрами этих отраслей являются Балахна (ЦБК), Волжск, Киров и др.
В легкой промышленности наибольшее значение имеют меховая (Киров), кожевенно-обувная, текстильная отрасли (Нижний Новгород, Чебоксары, Киров).
Дополняющими и обслуживающими отраслями промышленности выступают черная металлургия (заводы передельной металлургии в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде), промышленность строительных материалов, пищевая и топливно-энергетическая. Электроэнергетика базируется на привозном топливе и энергии Нижегородской и Чебоксарской ГЭС.
В Волго-Вятском районе развиты народные художественные промыслы. Среди них знаменитые Хохломская, Городецкая росписи, Дымковская игрушка и др.
Основная отрасль сельского хозяйства района – животноводство молочно-мясного направления. Развито свиноводство. В растениеводстве преобладают зерновые – рожь, овес, ячмень, на юге – пшеница, картофель, овощи, лен, хмель (Чувашская Республика).
Крупнейшим транспортным узлом района является Нижний Новгород. Здесь осуществляется перевалка грузов с железнодорожного транспорта на водный и наоборот. Территорию района пересекает важнейшая магистраль Москва – Нижний Новгород – Казань. Реки Волга, Ока, Вятка, Ветлуга, Сура используются для межрайонных и внутрирайонных перевозок. Через территорию района проходят также важные автомобильные дороги и трубопроводы.
Во внешнеэкономической деятельности район также не выделяется. Он имеет отрицательный внешнеторговый баланс. Основными экспортными товарами являются автомобили, продукция химической и легкой промышленности. Район ввозит различное сырье, металлы, продовольствие, медикаменты и др.
- Белгород
- Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета
- Введение
- Раздел 1. Теоретико-методологические
- 1.2. Обзор теорий экономической географии и регионалистики
- 1.3. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Раздел 2. Природно-экономические предпосылки развития и размещения производительных сил
- 2.1. Территория и границы
- 2.2. Географическое и геополитическое положение
- 2.3. Политическое устройство и административно-территориальное деление
- 2.4. Природные ресурсы и их оценка
- 2.5. Население
- 2.5.1. Динамика численности и размещение населения
- 2.5.2. Естественное и миграционное движение
- 2.5.3. Городское и сельское население. Национальный состав
- Трудовые ресурсы
- Раздел 3. География межотраслевых комплексов и отраслей
- 3.1. Общая характеристика хозяйства
- 3.1.1. Уровень развития и место России в мировом хозяйстве
- 3.1.2. Отраслевая, территориальная структура и инфраструктура хозяйства
- 3.1.3. Методы отраслевого обоснования размещения производства
- 3.2. Топливно-энергетический комплекс
- 3.2.1. Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность
- 3.2.2. Газовая промышленность
- 3.2.3. Угольная промышленность
- 3.2.4. Электроэнергетика
- 3.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- 3.3.2. Цветная металлургия
- Машиностроение
- 3.5. Химико-лесной комплекс
- 3.5.1. Химическая промышленность
- 3.5.2. Лесная промышленность
- 3.6. Агропромышленный комплекс
- 3.6.1. Сельское хозяйство
- 3.6.2. Растениеводство
- 3.6.3. Животноводство
- 3.6.4. Пищевая промышленность
- 3.7. Легкая промышленность
- 3.8. Транспортный комплекс
- Раздел 4. География федеральных округов и экономических районов
- 4.1. Экономическое районирование
- И региональная структура России
- 4.1.1. Региональная политика
- Центральный федеральный округ
- 4.2.1. Центральный экономический район
- 4.2.2. Центрально-Черноземный экономический район
- 4.3. Северо-Западный федеральный округ
- 4.3.1. Северо-Западный экономический район
- 4.3.2. Северный экономический район
- 4.4. Южный федеральный округ
- 4.4.1. Северо-Кавказский экономический район
- 4.4.2. Нижнее Поволжье
- 4.5. Приволжский федеральный округ
- 4.5.1. Волго-Вятский экономический район
- 4.5.2. Среднее Поволжье
- 4.5.3. Регионы Урала
- 4.6. Уральский федеральный округ
- 4.6.1. Уральский экономический район (Зауралье)
- 4.7. Сибирский федеральный округ
- 4.7.1. Западно-Сибирский экономический район
- 4.7.2. Восточно-Сибирский экономический район
- 4.8. Дальневосточный федеральный округ
- Раздел 5. Внешние экономические связи
- Список литературы
- Содержание
- 308023, Г. Белгород, ул. Садовая, 116а