logo
Ekon_geografia_Rossii_2_4_s_2_5_1_po_2_5_4_s

4.5.1. Волго-Вятский экономический район

В состав Волго-Вятского района входят 5 субъектов Российской Федерации: Нижегородская, Кировская области, республики Марий Эл, Мордовская, Чувашская общей площадью 263,3 тыс. км2, что составляет 1,5% территории страны.

Район расположен в бассейнах рек Волги и Вятки, на пересечении транспортных магистралей, связывающих Центр с Поволжьем, Уралом.

Волго-Вятский район занимает своеобразное «переходное» от Центрального района к Поволжью и Уралу экономико-географическое положение. Близость, с одной стороны, к Центральному, а с другой – к Уралу и Поволжью, создает благоприятные предпосылки для развития экономики района. Учитывая то обстоятельство, что собственными ресурсами район не выделяется, экономико-географическое положение его сыграло и продолжает играть роль важнейшего фактора, обеспечивающего высокий экономический потенциал.

Центральность района к европейской части и соседство с наиболее развитыми и сырьевыми районами усилено важнейшими транспортными путями. Через район протекает река Волга, главная водная магистраль, проходят железнодорожные, автомобильные магистрали и система трубопроводов.

Удельный вес Волго-Вятского района в валовом региональном продукте России составляет около 4%, в основных производственных фондах – 4%. Район производит по 4% промышленной и сельскохозяйственной продукции. По инвестиционной привлекательности он, как и Центрально-Черноземный, уступает другим районам. Доля инвестиций в основной капитал лишь 3% от всех инвестиций.

Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических районов России. Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Каменского месторождения Кировской области. Балансовые запасы их превышают 2 млрд. т, что составляет более 20% общероссийских запасов. Около 30% запасов фосфоритов относится к числу лучших. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разработки сырья открытым способом с низкой себестоимостью добычи. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер.

Волго-Вятский экономический район богат и лесными ресурсами. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Почти 80% лесопокрытой площади занимает эксплуатационный лес. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные – ель, сосна, пихта. Из мелколиственных – береза, осина, ива, а на юге района – липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района значительно истощены и вывоз древесины из района сокращается. Поэтому одной из главных задач является рациональная эксплуатация лесных ресурсов и развитие глубокой переработки древесины.

Известен район и своим богатством торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд. т (1,3% всех запасов России). Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Имеются также его запасы в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Располагает район также и небольшими запасами горючих сланцев. Эти топливные ресурсы недостаточно используются, либо их разработка не ведется вообще.

Среди других европейских районов России Волго-Вятский район имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Поверхностных водных ресурсов достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах. В последнее время возрастание водного дефицита обусловливается загрязнением поверхностных и подземных вод.

В Волго-Вятском районе проживает 7,7 млн. человек. Средняя плотность населения составляет 32 чел./км2. Наиболее плотно заселены Республика Чувашия (75 чел./км2), Нижегородская область (50 чел./км2). Менее плотно заселена Кировская область (14 чел./км2).

Большая часть населения (66%) проживает в городах. Уровень урбанизации по территории неодинаков. Большой удельный вес городское население занимает в Нижегородской (78%) и Кировской (71%) областях. К слабо урбанизированным относится Мордовская республика, где доля городского населения лишь 38%.

В районе расположен четвертый по численности населения город в Российской Федерации – Нижний Новгород (1,3 млн. человек). Вместе с городами-спутниками (Дзержинск, Богородск, Бор, Кстово, Балахна и др.) образована Нижегородская агломерация, в пределах которой проживает более 2 млн. человек.

Район концентрирует 5,6% численности всего и 5,7% экономически активного населения России и заметно выделяется наличием высококвалифицированных кадров и научно-техническим потенциалом. В нем сосредоточено 6% исследовательских кадров и 4% научно-технической инфраструктуры страны.

Район отличается многонациональным составом населения. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, марийцы, мордва и татары. Наиболее древнее население Поволжья составляют народы финно-угорской группы. Вторая группа – тюркская (III – IVвв. н.э.); третья группа – славянская (XIII в., когда был основан Нижний Новгород). Специализация района тесно связана с его историческим прошлым.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион испытывал избыток трудовых ресурсов и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Трудоспособное население составляет около 4,3 млн. чел. Это более чем 50% населения района. В свою очередь, более 50% из них занято в промышленности, а 25% в сельском и лесном хозяйстве. Квалифицированные кадры составляют рабочие традиционных профессий: металлисты, кожевники, речники, деревообделочники.

К ведущим отраслям хозяйства, определяющим его специализацию, относятся науко- и трудоемкое машиностроение, химико-лесной комплекс, легкая промышленность.

В районе сложился один из самых мощных в стране машиностроительный комплекс, на долю которого приходится в настоящее время около 40% производства промышленной продукции района. Важнейшей отраслью машиностроения выступает автомобильная и судостроение. Автомобильный завод «Газ» был построен в Нижнем Новгороде в 1932 г. Как и многие другие предприятия, завод испытывал серьезные трудности в период реформирования. Однако сумел поднять производство, освоив новые марки автомобилей – «Газель», «Соболь», нашедших широкий рынок сбыта. Это малотоннажные автомобили, столь необходимые малому и среднему предпринимательству. Завод производит и грузовые, и легковые автомобили марки «Волга». Центрами автомобильной промышленности являются также Павлово (автобусы), Саранск (самосвалы). Предприятия района поставляют автомобильное стекло (Бор), электротехническое оборудование (Лысково).

Судостроение представлено рядом заводов в Нижнем Новгороде («Сормово»), Навашино, Боре и др. Предприятия судостроительной промышленности производят суда различного типа.

Важная составная часть машиностроительного комплекса – электротехническая промышленность и приборостроение. Электротехника наиболее развита в Мордовии и Чувашии, где выделяются Чебоксарский электроаппаратный, Саранский завод «Электровыпрямитель» и расположенные здесь же заводы кабельных изделий.

Высокого уровня развития достигли станкостроение и инструментальное производство, представленные во всех крупных городах района. По размерам и значению выделяются: завод в Нижнем Новгороде, который производит фрезерные станки, завод деревообрабатывающих станков «Красный инструментальщик» в Кирове, завод автоматических линий для листовой штамповки в Рузаевке и группа инструментальных заводов в Павлово. В районе производится технологическое оборудование для химической и пищевой промышленности, дробильно-размолочное оборудование и др.

Новым в специализации Волго-Вятского района стало тракторостроение. Промышленные тракторы, изготовляемые Чебоксарским заводом, используются в качестве бульдозеров и трубоукладчиков.

Машиностроительный комплекс работает в основном на привозном металле. Его собственные заводы покрывают далеко не полностью потребности машиностроения в металле.

Химическая и нефтехимическая промышленность – относительно молодые отрасли – функционируют на привозном сырье. Важным центром химической промышленности выступает Дзержинск (производство труб, оргстекла, удобрений, пластмасс и т.д.). В Кстово функционирует нефтехимический комплекс по производству этилена, бензола, белково-витаминных препаратов. Эти производства дополняются производством искусственной кожи (Киров, Йошкар-Ола), резинотехнических изделий (Саранск), шин (Киров).

Другая ветвь химической промышленности – лесохимия, утилизация отходов лесозаготовок и деревообработки – выпускает канифоль, масла, скипидар, лаки и др. Крупнейший центр отрасли – Нижний Новгород. На долю химии приходится 12% производства промышленной продукции.

Лесная промышленность представлена лесозаготовками в основном в Кировской области. Большое значение имеют деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность. Центрами этих отраслей являются Балахна (ЦБК), Волжск, Киров и др.

В легкой промышленности наибольшее значение имеют меховая (Киров), кожевенно-обувная, текстильная отрасли (Нижний Новгород, Чебоксары, Киров).

Дополняющими и обслуживающими отраслями промышленности выступают черная металлургия (заводы передельной металлургии в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде), промышленность строительных материалов, пищевая и топливно-энергетическая. Электроэнергетика базируется на привозном топливе и энергии Нижегородской и Чебоксарской ГЭС.

В Волго-Вятском районе развиты народные художественные промыслы. Среди них знаменитые Хохломская, Городецкая росписи, Дымковская игрушка и др.

Основная отрасль сельского хозяйства района – животноводство молочно-мясного направления. Развито свиноводство. В растениеводстве преобладают зерновые – рожь, овес, ячмень, на юге – пшеница, картофель, овощи, лен, хмель (Чувашская Республика).

Крупнейшим транспортным узлом района является Нижний Новгород. Здесь осуществляется перевалка грузов с железнодорожного транспорта на водный и наоборот. Территорию района пересекает важнейшая магистраль Москва – Нижний Новгород – Казань. Реки Волга, Ока, Вятка, Ветлуга, Сура используются для межрайонных и внутрирайонных перевозок. Через территорию района проходят также важные автомобильные дороги и трубопроводы.

Во внешнеэкономической деятельности район также не выделяется. Он имеет отрицательный внешнеторговый баланс. Основными экспортными товарами являются автомобили, продукция химической и легкой промышленности. Район ввозит различное сырье, металлы, продовольствие, медикаменты и др.