logo
Ekon_geografia_Rossii_2_4_s_2_5_1_po_2_5_4_s

3.1.2. Отраслевая, территориальная структура и инфраструктура хозяйства

Народное хозяйство России сформировалось в результате длительной истории развития и отличается сложной отраслевой и территориальной структурой.

Отраслью называется совокупность предприятий и производств, производящих однородную продукцию или оказывающих однородные услуги, обладающих общностью технологий и удовлетворяемых потребностей. Отраслевая (компонентная) структура отражает соотношение, пропорции и связи между крупными отраслями хозяйства.

Основой экономики России является материальное производство. Оно включает: отрасли, непосредственно создающие материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство); отрасли, доставляющие созданные материальные ценности потребителям (транспорт и связь по обслуживанию материального производства); отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, материально-техническое снабжение, заготовки, общественное питание).

Непроизводственную сферу образуют отрасли, связанные с обслуживанием населения. К их числу относятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и транспорт, просвещение, здравоохранение, культура, искусство, а также оборона и безопасность, управление.

Крупные отрасли экономики, в свою очередь, подразделяются на более мелкие, более простые. Дифференциация отраслей наиболее характерна для промышленности, где выделяются 18 укрупненных отраслей, 150 простых и свыше 300 подотраслей.

Вся промышленность подразделяется на тяжелую и легкую (группы «А» и «Б»), на добывающую и обрабатывающую.

К отраслям тяжелой промышленности относятся: топливно-энергетическая, металлургическая, химическая, лесная и деревообрабатывающая, машиностроение, промышленность строительных материалов.

К отраслям группы «Б» относят легкую, пищевую.

Сельское хозяйство подразделяется на две основные отрасли – растениеводство и животноводство, которые делятся на подотрасли (зерновые хозяйства, технические культуры, скотоводство, свиноводство и т.д.).

В транспортном комплексе выделяются железнодорожный, морской, внутренний водный, автомобильный, трубопроводный.

Отраслевая структура хозяйства меняется во времени и по территории. Основной фактор структурных изменений – технический прогресс и связанные с ним изменения эффективности работы различных отраслей.

В отраслевой структуре российской экономики ведущая роль принадлежит промышленности. На нее приходится 35% основных фондов, 87% продукции промышленности и сельского хозяйства. В промышленности производится основная масса товаров и валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Современная отраслевая структура промышленности характеризуется высокой долей в ней экспортно-сырьевых отраслей, в первую очередь ТЭК. Доля наукоемких отраслей, легкой промышленности сравнительно невелика.

Структурная перестройка промышленности необходима в первую очередь за счет более быстрого развития наукоемких отраслей, отраслей социально значимых.

Вследствие усложнения межотраслевых связей и форм собственности, развития интеграционных процессов сформировались различные типы межотраслевых комплексов.

Межотраслевые комплексы – система отраслей, предприятий, учреждений, объединенных выпуском определенной продукции, выполняющих общую народно-хозяйственную функцию. К числу таких комплексов относятся: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, транспортный, агропромышленный, военно-промышленный и др.

Отраслевая структура экономики оценивается по доле занятого населения в той или иной отрасли (комплексе). По доле отраслей в производстве продукции, по удельному весу основных фондов.

Народное хозяйство и его отрасли в различных частях страны размещаются не только неравномерно, но и дискретно – с разрывами, концентрируясь в отдельных узлах и центрах, расположенных на значительных расстояниях. Узлы и центры соединяют транспортные системы. Сочетание, взаимосвязи, взаимоотношения этих элементов, имеющих различный экономический потенциал, представляют собой территориальную структуру народного хозяйства. Территориальная структура – это различные территориальные образования: экономические зоны, федеральные округа, интегральные и отраслевые районы различного ранга, ТПК, промышленные узлы и центры. Территориальная структура народного хозяйства – сложная система, она более консервативна, медленнее меняется во времени, чем отраслевая. Высшей таксономической единицей территориальной структуры хозяйства выступал экономический район. До настоящего времени в России действует сетка из 11 экономических районов.

Становление рыночных отношений ведет не только к разнообразию форм собственности, организационно-правовых форм, структурным изменениям, но и к новым формам интеграции ( и не только в промышленности) и, следовательно, к изменению территориальной структуры хозяйства.

Важной составной частью народного хозяйства выступает инфраструктура. Инфраструктура – это совокупность материальных средств, необходимых для обеспечения, создания условий для нормального функционирования производства, обращения товаров и жизнедеятельности людей. Различают производственную и социальную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в сфере обращения. В нее включают: транспортные средства, связь, складское хозяйство, инженерные сооружения, в том числе ирригационные системы, линии электропередач, теплотрассы, водопровод, телефонные сети, дороги и т.п.

Социальная инфраструктура охватывает, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализацию, телефонную сеть и т.д.

Обособление производственной и социальной инфраструктуры условно, так как инфраструктурные объекты обслуживают зачастую как производство, так и население. Роль и значение инфраструктуры определяются ее связующей функцией различных элементов в целостный организм народного хозяйства.

Формирование и функционирование рыночной экономики потребовало создания и развития рыночных институтов (специализированных организаций). Совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет рыночную инфраструктуру. Классификация рыночной инфраструктуры определяется спецификой рынков.

Так, основными инфраструктурными элементами рынка товаров и услуг являются товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, аукционы, выставки, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений, рекламные, маркетинговые, посреднические, сервисные и другие службы и организации. Основная функция инфраструктуры рынка товаров и услуг состоит в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства. Она обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, сбыт продукции и обслуживание потребителей.

Инфраструктура рынка товаров и услуг обладает способностью быстро реагировать на изменения спроса и достаточно оперативно в связи с этим поддерживать на рынке необходимое равновесие.

Инфраструктура рынка капиталов представлена банками, страховыми компаниями, различными фондами, фондовыми биржами.

Инфраструктура валютного рынка состоит в основном из крупных транснациональных банков, с помощью которых осуществляются операции по купле-продаже иностранных валют, платежных документов в иностранной валюте, международные расчеты во внешней торговле, туризме и прочих услугах.