4.2.2. Центрально-Черноземный экономический район
Центрально-Черноземный район (ЦЧР) расположен на юго-западе Русской равнины, занимает сравнительно небольшую территорию. Его площадь составляет 167,7 тыс.км2, что составляет около 1% территории России.
В состав ЦЧР входят Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.
Центрально-Черноземный район находится между развитыми районами России и Украины. На севере он граничит с Центральным, на юго-западе с Донецко-Приднепровским районом Украины, на юге с Северо-Кавказским и на востоке с Поволжским районом. Такое соседское положение ЦЧР с наиболее развитыми районами России и Украины способствовало его быстрому развитию. ЦЧР лежит на пересечении важных транспортных магистралей, идущих с севера на юг и с запада на восток, удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим ресурсам Поволжья, Северного Кавказа, Украины. После распада СССР район стал приграничным.
На долю ЦЧР приходится 3,5% валового регионального продукта, 2% основных производственных фондов. Он производит 4% промышленной и более 9% сельскохозяйственной продукции страны.
Исторически ЦЧР складывался как сельскохозяйственный район благодаря своим исключительно благоприятным почвенно-климатическим условиям. В настоящее время ЦЧР – индустриально-аграрный район, ведущей отраслью которого стала промышленность.
Район производит 42% товарной железной руды, 20% проката черных металлов, 17% кузнечно-прессового оборудования, около 12% средств вычислительной техники, 35% сахара-песка, 20% растительного масла, 10% мяса и мясопродуктов, 8,5% крупы, 8,5% плодоовощных консервов, 15% цемента, 14% телевизоров, 49% холодильников.
Район обладает богатым природно-ресурсным потенциалом. Наибольшую значимость в ЦЧР имеют минеральные, земельные и агроклиматические ресурсы.
Среди минеральных ресурсов первенство принадлежит уникальным запасам железных руд Курской магнитной аномалии (КМА). Балансовые запасы железных руд КМА по категориям А, В, С составляют 40-50 млрд. т.
КМА является крупнейшей железорудной провинцией мира. Ее запасов достаточно для длительной работы добывающих предприятий.
На территории района открыто и разведено 17 железорудных месторождений, в эксплуатации находятся пока только пять месторождений. Руды КМА состоят из железистых кварцитов и богатых руд с содержанием железа 56-65%. Железистые кварциты распределены по всей территории бассейна, но наибольшие разведанные запасы сосредоточены в Старооскольском (Коробковское, Лебединское, Стойленское, Салтыковское и др.), в Новооскольском (Погремецкое, Новооскольское, Огибнянское, Чернянское и др.) железорудных районах Белгородской области, в Курской области (Михайловское месторождение). Богатые железные руды находится в основном в Белгородском железорудном районе (месторождения Яковлевское, Гостищевское, Большетроицкое и др.). Большая часть (80% запасов КМА и 40,5% разведанных запасов страны) руды находится в недрах Белгородской области. Условия эксплуатации железорудных месторождений сложные вследствие глубокого залегания богатых руд, большой обводненности пород. Огромные запасы, высокое качество руд, удобное экономико-географическое положение выдвигают КМА в важнейшую железорудную базу России.
На территории ЦЧР выявлены месторождения руд цветных металлов: медно-никелевых, свинцово-цинковых, титано-циркониевых (Тамбовская, Курская области), вольфрама. Промышленное значение имеет Висловское месторождение бокситов в районе г. Белгорода. Сложность эксплуатации состоит в большой глубине залегания и сложных гидрогеологических условиях.
Район располагает крупными ресурсами другого минерального сырья. Они представлены мелом и цементными мергелями, которые сосредоточены в основном в Белгородской и Воронежской областях, флюсовыми известняками, доломитами (Липецкая область), кирпично-черепичными, керамзитовыми и огнеупорными глинами, строительными, кварцевыми, формовочными песками, горно-химическим сырьем. Запасы минерального сырья позволяют развивать в крупных масштабах металлургический комплекс, в первую очередь черную металлургию, промышленность строительных материалов, химический комплекс.
Важнейшими природными богатствами района выступают земельные и агроклиматические ресурсы. Земельные ресурсы ЦЧР составляют 16,8 млн. га, или около 1% земельного фонда России. Сельскохозяйственные угодья занимают 90% территории района. Удельный вес пашни (свыше 82%) в структуре сельскохозяйственных угодий самый высокий среди районов Российской Федерации.
В условиях умеренно-континентального климата сформировались уникальные по своим качествам почвы – черноземы. Доля черноземов в почвенном покрове составляет 87%. Однако плодородие черноземов снизилось вследствие уменьшения органических веществ, ухудшения их структуры, увеличения засоленности, переуплотнения почвы. Большой урон почвам наносит водная эрозия. Эрозия почв вызывает разрушение пахотных земель, способствует вымыванию и выветриванию питательных веществ. Кроме этого, эрозия снижает уровень грунтовых вод.
Район относится к дефицитным по обеспеченности водными ресурсами. Из 5 тыс. рек района лишь река Дон имеет транспортное значение, и то на юге района. Остальные реки мелкие, маловодные. Суммарные водные ресурсы оцениваются в 8,5 км3/год. Распределяются водные ресурсы по территории неравномерно.
Не имеют промышленного значения и лесные ресурсы. Лесопокрытость территории составляет лишь 9%. Основное назначение лесов – рекреационное, почвозащитное.
Недостатком ресурсной базы является также практически отсутствие топливных ресурсов.
Климат ЦЧР умеренно-континентальный, континентальность нарастает с северо-запада на юго-восток. Продолжительность вегетационного периода колеблется от 175 дней на северо-западе до 185 дней на юго-востоке. Количество атмосферных осадков на северо-западе 550-570 мм, на юго-востоке 350-400 мм. В целом климатические условия района благоприятны для ведения многоотраслевого сельского хозяйства.
Район обладает крупным демографическим, трудовым и научно-техническим потенциалом. На его территорию приходится 5,3% (7,5 млн. чел.) всего и 5% экономически активного населения.
Центрально-Черноземный район относится к числу плотно заселенных. Средняя плотность составляет 46 человек на 1 км2. По этому показателю район уступает только Центральному району. Длительное время численность населения района уменьшалась, но в конце 80-х гг. начался рост населения. В период с 1959 по 1970 г. население района увеличилось. Это увеличение составило 229 тыс. человек. Рост населения в этот период был связан в основном с увеличением рождаемости, улучшением жизни населения, восстановлением и началом бурного развития производительных сил.
С 1970 г. рост численности населения прекращается и начинается его сокращение. За промежуток с 1970 по 1989 г. численность населения уменьшилась на 257 тыс., или на 3,2%. Начиная с 1990 г. наблюдается увеличение населения. Такая динамика численности связана с особенностями миграционного и естественного движения населения.
Миграционный отток населения за пределы района имеет длительную историю. Он продолжался более 100 лет, и лишь в последние годы сальдо миграции складывается в пользу ЦЧР. Иными словами, количество прибывшего в район населения превышает в настоящее время выбывших из района. Такая ситуация сложилась в связи с оттоком русскоязычного населения из бывших республик СССР, выездом его из нестабильных районов России, особенно из республик Северного Кавказа, из северных и восточных районов России. Основная масса новых мигрантов оседает, в первую очередь, в приграничных областях – Белгородской и Воронежской. Так, например, только в 1999 г. миграционный прирост составил более 30 тыс. человек.
В различные периоды естественный прирост населения перекрывал миграционный отток, но с 80-х гг. наблюдается сокращение естественного прироста, а с 1990 г. он стал отрицательным. Рост численности населения обеспечивается за счет мигрантов.
Особенно неблагоприятная демографическая ситуация сложилась в сельской местности. Сельское население района с 70-х гг. вступило в полосу депопуляции. Превышение смертности над рождаемостью в сочетании с большим миграционным оттоком привело к резкому сокращению сельского населения. Доля сельского населения ЦЧР по переписи 2002 г. составляла лишь 39%, в последующие годы удельный вес сельских жителей в общей численности населения района продолжал падать.
Большая часть городского населения проживает в областных центрах, среди которых выделяется г. Воронеж (849 тыс. человек), являющийся региональным центром системы расселения ЦЧР. Из 51 города района два относятся к категории крупнейших (Воронеж и Липецк), три города крупных (Курск, Белгород и Тамбов). Остальные города относятся к категории больших (Старый Оскол, Елец, Борисоглебск, Мичуринск), средних и малых. Среди городских поселений около 90 поселков городского типа.
Половозрастная структура населения оказывает значительное влияние на состав и количество трудовых ресурсов. Удельный вес лиц трудоспособного возраста в общей численности населения составляет 54%, а экономически активного населения – 43%.
Численность занятых в различных отраслях экономики в 2002 г. составила более 3 млн. человек. Из общего числа экономически активного населения незанятое трудоспособное население составило более 56 тыс. человек, уровень официальной безработицы составляет около 0,8%.
Основными отраслями рыночной специализации ЦЧР являются черная металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов, мукомольно-крупяная.
В районе получили развитие отрасли, определяющие ход научно-технического прогресса, такие, как электроника, радиоэлектроника, авиационная, станкостроение. Ведущие отрасли промышленности ориентированы на трудоемкие и высокотехнологичные производства. Район отличается развитием ВПК, виды которого связаны также с общерайонными особенностями производства.
Черная металлургия производит 35% промышленной продукции района. В ее состав входят Лебединский, Михайловский, Стойленский горно-обогатительные комбинаты, АО «КМАруда», АО «Яковлевский рудник», который первую промышленную партию богатой руды выдал «на-гора» в апреле 1997 г. Производство черных металлов осуществляется на Новолипецком комбинате, на заводе «Свободный сокол» (г. Липецк), на Оскольском электрометаллургическом комбинате (г. Старый Оскол). Основная продукция этих предприятий: литейный чугун, трубы, электротехническая, трансформаторная, автолистовая, трубная и других марок сталь. В состав металлургического комплекса входит также Семилукский завод (Воронежская область) по производству огнеупорных изделий, предприятия по добыче известняка и доломита (Липецкая область).
Металлургический комплекс обеспечивает поставку рудного сырья (концентрат, окатыши) и металлопродукции не только предприятиям района, но и на республиканский и международный рынок. На Лебединском ГОКе пущен завод по производству металлизованных брикетов, являющихся более прогрессивным видом сырья для выплавки стали в электропечах, чем окатыши. Огромные железорудные запасы КМА обеспечивают возможность развития металлургического комплекса в больших масштабах, но это требует решения водной проблемы и экологии района.
Важнейшее значение в районе имеет пищевая промышленность. Ее доля в структуре промышленного производства составляет 20%. Многоотраслевая пищевая промышленность представлена сахарной, мясной, маслосыродельной, маслобойно-жировой, консервной, спиртово-водочной, табачной, мукомольно-крупяной, кондитерской, хлебобулочной и другими отраслями.
В ЦЧР расположено 48 сахарных заводов, основная часть которых в Белгородской, Воронежской и Курской областях. Район производит 35% сахарного песка страны. Отрасли пищевой промышленности отличаются наибольшей территориальной деконцентрацией. Предприятия размещены повсеместно, как в крупных промышленных центрах, так и в поселках городского типа или сельских населенных пунктах.
В качестве недостатка в развитии отрасли следует отметить то, что ряд предприятий работает на устаревшей технике. В связи с этим они нуждаются в техническом переоснащении на основе новых технологий производства продукции. В годы реформирования вследствие кризиса в аграрном секторе сократились объемы производства сельскохозяйственной продукции, ощущается дефицит сырья, многие предприятия используют мощности не полностью. Вместе с тем развитие рынка вызвало к жизни расширение ассортимента производимой пищевыми предприятиями продукции, повысило ее конкурентоспособность. Решение проблем увеличения конкурентоспособной, качественной продукции видится в организации производств различной мощности. Многие проблемы пищевой промышленности нашли решение.
Высокий уровень обеспеченности металлом определил развитие машиностроительного комплекса, хотя первоначально в районе развивались неметаллоемкие его отрасли. Из металлоемких отраслей развито производство оборудования для горнодобывающей промышленности: буровые станки (Белгородская и Курская области), обогатительное оборудование (Воронежская область), экскаваторы для дорожных работ (г. Воронеж). Производство станков и кузнечно-прессового оборудования развито в Воронеже, Липецке, Курске, энергетического оборудования (котлы, трубопроводы для электростанций) в Белгороде. Выпуск тракторов, сельскохозяйственной техники сосредоточен в Липецке, Воронеже, Курске. Оборудование для химической промышленности производится в Тамбове, Алексеевке (Белгородская область), для пищевой – в Воронеже, Курске, Шебекино, Ельце и др.
Из неметаллоемких отраслей машиностроения в районе получили развитие электротехническая, радиоэлектронная промышленность, производство средств связи. Основными центрами этих отраслей являются Воронеж, Курск, Белгород, Старый Оскол. Самолетостроение сосредоточено в Воронеже.
В целом машиностроительный комплекс еще в неполной мере удовлетворяет потребности района и отличается крайней неравномерностью размещения. Более 40% выпуска продукции отрасли приходится на Воронежскую область, а в ней на региональный центр – г. Воронеж.
К отраслям специализации относится химическая промышленность. Химическая промышленность ориентируется на собственное сырье (коксохимия Новолипецкого металлургического комбината) и в значительной степени на нефтегазовое сырье других регионов. Химическая промышленность представлена производством синтетического каучука, шин, резинотехнических изделий, синтетических волокон, синтетических жирных кислот и моющих средств, красителей, минеральных удобрений, витаминов и т.д. Основными предприятиями этой отрасли являются Воронежские заводы синтетического каучука, шинный, Тамбовский комбинат синтетических красителей, Курский комбинат химических волокон, Шебекинский завод синтетических моющих средств, Белгородский витаминный комбинат, Россошанский и Уваровский заводы минеральных удобрений.
Ряд производств промышленности строительных материалов играет важную роль не только в структуре промышленности района, но и в республиканском разделении труда.
Республиканское значение имеет цементная промышленность, представленная четырьмя заводами (г. Белгород, г. Старый Оскол, г. Липецк и пгт. Подгоренский), производство высококачественного мела (Белгородская область), извести, асбестоцементных (шифер) изделий (г. Белгород), керамических плиток, облицовочного кирпича.
Легкая промышленность представлена текстильной, кожевенно-обувной, трикотажной, швейной отраслями. Шерстяная промышленность развита в Тамбовской области (Моршанск, Рассказово), трикотажная в Курской (Курск) и Белгородской (Старый Оскол) областях. Швейная и кожевенно-обувная размещены более равномерно и предприятия этих отраслей имеются в каждой области.
Обслуживающей отраслью является электроэнергетика. Район беден топливно-энергетическими ресурсами. Длительное время электроэнергетика развивалась на привозном топливе. Строительство и функционирование Нововоронежской и Курской АЭС в значительной мере решило проблему снабжения района электроэнергией.
В ЦЧР сложился мощный агропромышленный комплекс, он занимает традиционно важное место в хозяйственном механизме района, в снабжении населения продовольствием. В связи с этим район довольно значительную его часть поставляет другим районам, принимая тем самым активное участие в развитии продовольственного рынка страны. В настоящее время производимая продовольственная продукция успешно конкурирует с импортной. Повышение конкурентоспособности, снижение цены позволило отвоевать позиции как на районном, так и на республиканском продовольственных рынках.
Основной отраслью сельского хозяйства является растениеводство. На него приходится 60% районной и 10% республиканской сельскохозяйственной продукции.
Основная часть посевных площадей занята под зерновыми культурами. Главной зерновой культурой является пшеница. Ее площади возросли за счет сокращения посевов ржи и овса. Из других культур возделывается ячмень, зернобобовые, кукуруза, просо и гречиха. Главная техническая культура – сахарная свекла. Большая часть посевов сосредоточена в Белгородской, Курской, Воронежской областях. Район занимает первое место по размерам посевных площадей и валовым сборам сахарной свеклы в России. В среднем ежегодно производится 13 млн. т, а в отдельные урожайные годы производство доходит до 15-17 млн. т.
Посевы подсолнечника как теплолюбивой и более засухоустойчивой культуры находятся в центральной и южной части района (Белгородская, Воронежская, юг Тамбовской области). В этих же районах расположена основная часть маслобойных заводов. В ходе реформирования экономики количество производителей растительного масла резко увеличилось, однако продукция небольших цехов, маслобоен зачастую низкого качества. Из других технических культур следует выделить рапс, посевы которого концентрируются в основном в Липецкой области, эфиромасличные (анис, кориандр) в Белгородской области, на базе которых работает Алексеевский эфиромасличный комбинат. Посевные площади под махоркой распространены в Липецкой, а под коноплей в Курской области. В районе в значительных масштабах развито садоводство. Типичный для среднерусской полосы набор плодовых культур – яблони, вишня, груши, смородина.
Животноводство – вторая отрасль сельского хозяйства. Оно развивается на полевом кормопроизводстве и отходах пищевой промышленности. Животноводство производит 40% районной и 8% республиканской продукции.
Основной вид животноводства – скотоводство. В последние годы наблюдается значительное сокращение поголовья крупного рогатого скота в общественном секторе. Вместе с тем увеличивается поголовье в личных хозяйствах. Практика хозяйствования в постсоветский период показала, что продуктивность животноводства выше в крестьянских (фермерских) и в личных хозяйствах населения. Основная специализация – молочно-мясное скотоводство.
Большую часть мясной продукции района получают за счет птицеводства и свиноводства. При сокращении поголовья в сельскохозяйственных предприятиях оно значительно увеличилось в домашних и крестьянских хозяйствах. Как и свиноводство, в настоящее время развивается птицеводство. После спада в этой отрасли начался довольно быстрый подъем. Во всех областях, а особенно в Белгородской, взят курс на усиленное развитие отрасли. Реконструируются и строятся новые птицефабрики, работающие по новой технологии выращивания птицы.
Овцеводство как промышленная отрасль в районе из-за нерентабельности в настоящее время практически отсутствует.
В перспективе АПК района должен сохранить свою роль одного из главных сельскохозяйственных районов России. Для этого необходимо кардинальное решение вопроса – сохранение и повышение плодородия русских черноземов, восстановление севооборотов, изменение агротехнических методов и технологий производства, укрепление и развитие кормовой базы, повышение продуктивности скота, реконструкция перерабатывающих предприятий.
Транспорт играет важную роль в развитии хозяйства ЦЧР, обеспечивая внутрирайонные, межрегиональные перевозки, выполняет важные транзитные функции во внешних экономический связях России.
Густота транспортной сети в ЦЧР существенно превышает среднереспубликанские показатели. Так, на 1000 км2 в районе приходится 27 км железных дорог, в России – 5 км, автомобильных дорог общего пользования соответственно 121 и 23 км. Основными видами транспорта являются железнодорожный и автомобильный.
Железнодорожный транспорт надежно и устойчиво обеспечивает связи района с другими районами страны и зарубежья. По территории ЦЧР проходят в меридиональном направлении железнодорожные магистрали Москва – Курск – Белгород – Харьков, Москва – Елец – Старый Оскол – Донбасс, Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону, Брянск – Готня – Харьков. В широтном направлении территорию пересекают линии Саратов – Тамбов – Мичуринск, Волгоград – Липецк – Орел – Рига, Воронеж – Курск – Киев, Харьков – Балашов – Пенза.
Важную роль играет автомобильный транспорт, который обеспечивает внутригородские, пригородные, внутрирайонный перевозки. Республиканское значение имеют автомагистрали Москва – Орел – Курск – Белгород – Харьков, Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону, Москва – Тамбов – Волгоград, Воронеж – Курск, Белгород – Ахтырка.
По территории района проходят ряд газопроводов: Ставрополь – Москва, Саратов – Москва, Средняя Азия – Центр. Территорию района пересекают нефтепровод «Дружба» и аммиакопровод Тольятти – Одесса.
Речной транспорт в районе значительной роли не играет. Небольшое количество грузов перевозится лишь на небольших судоходных участках Дона и Цны. Большая роль этому виду транспорта может быть отведена в рекреационных и туристических целях.
Воздушный транспорт осуществляет грузовые и пассажирские перевозки. Однако роль его в грузовых перевозках невелика. Велика роль воздушного транспорта в межрайонных перевозках и в перевозках пассажиров в дальнее зарубежье.
Таким образом, экономический потенциал района обусловлен природно-ресурсным, трудовым, научно-техническим, производственным потенциалом.
ЦЧР располагает, как видно из изложенного выше, значительными ресурсами, внутренними источниками дальнейшего социально-экономического развития, которое в прошлом сдерживалось соответствующей региональной политикой центра, при которой значительные финансовые ресурсы изымались в союзный и республиканский бюджеты.
Проводимые в стране реформы, предоставление прав собственности регионам ставят задачу проведения более эффективной региональной политики, политики, направленной на всемерное развитие экономики регионов, развитие производства в интересах человека, а не в интересах производства. Рыночные отношения в какой-то степени могут повлиять на изменение специализации района.
В связи с этим основными проблемами ЦЧР, которые накопились и не решены, снижают эффективность функционирования региональной экономики, являются: ликвидация дефицита энергетических мощностей, улучшение демографической ситуации, проведение целенаправленной структурной и инвестиционной политики, обеспечение рационального природопользования, сохранение и повышение плодородия черноземов, охрана и восстановление природной среды, использование минерального сырья, создание полномасштабной рыночной инфраструктуры.
Район располагает значительными товарными ресурсами, что позволяет ему на внутренний рынок России поставлять концентрат железной руды, железную руду, металлизованные окатыши, чугун, сталь, стальной прокат. Из продукции машиностроения – станки, оборудование для тепловых и атомных электростанций, телевизоры, средства вычислительной техники и связи, холодильники, стиральные машины и т.д. В районе формируется значительный поток продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. ЦЧР продает зерно, мясо, молоко, яйца, шкуры животных, большое количество сахара, кондитерских изделий, молочные и плодоовощные консервы, растительное и животное масло и другую продукцию.
Во внешнеэкономических связях ЦЧР имеет положительный торговый баланс. За рубеж вывозится концентрат железной руды, металлизованные окатыши и брикеты, цемент, продукция машиностроения, химической и пищевой промышленности.
- Белгород
- Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета
- Введение
- Раздел 1. Теоретико-методологические
- 1.2. Обзор теорий экономической географии и регионалистики
- 1.3. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Раздел 2. Природно-экономические предпосылки развития и размещения производительных сил
- 2.1. Территория и границы
- 2.2. Географическое и геополитическое положение
- 2.3. Политическое устройство и административно-территориальное деление
- 2.4. Природные ресурсы и их оценка
- 2.5. Население
- 2.5.1. Динамика численности и размещение населения
- 2.5.2. Естественное и миграционное движение
- 2.5.3. Городское и сельское население. Национальный состав
- Трудовые ресурсы
- Раздел 3. География межотраслевых комплексов и отраслей
- 3.1. Общая характеристика хозяйства
- 3.1.1. Уровень развития и место России в мировом хозяйстве
- 3.1.2. Отраслевая, территориальная структура и инфраструктура хозяйства
- 3.1.3. Методы отраслевого обоснования размещения производства
- 3.2. Топливно-энергетический комплекс
- 3.2.1. Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность
- 3.2.2. Газовая промышленность
- 3.2.3. Угольная промышленность
- 3.2.4. Электроэнергетика
- 3.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- 3.3.2. Цветная металлургия
- Машиностроение
- 3.5. Химико-лесной комплекс
- 3.5.1. Химическая промышленность
- 3.5.2. Лесная промышленность
- 3.6. Агропромышленный комплекс
- 3.6.1. Сельское хозяйство
- 3.6.2. Растениеводство
- 3.6.3. Животноводство
- 3.6.4. Пищевая промышленность
- 3.7. Легкая промышленность
- 3.8. Транспортный комплекс
- Раздел 4. География федеральных округов и экономических районов
- 4.1. Экономическое районирование
- И региональная структура России
- 4.1.1. Региональная политика
- Центральный федеральный округ
- 4.2.1. Центральный экономический район
- 4.2.2. Центрально-Черноземный экономический район
- 4.3. Северо-Западный федеральный округ
- 4.3.1. Северо-Западный экономический район
- 4.3.2. Северный экономический район
- 4.4. Южный федеральный округ
- 4.4.1. Северо-Кавказский экономический район
- 4.4.2. Нижнее Поволжье
- 4.5. Приволжский федеральный округ
- 4.5.1. Волго-Вятский экономический район
- 4.5.2. Среднее Поволжье
- 4.5.3. Регионы Урала
- 4.6. Уральский федеральный округ
- 4.6.1. Уральский экономический район (Зауралье)
- 4.7. Сибирский федеральный округ
- 4.7.1. Западно-Сибирский экономический район
- 4.7.2. Восточно-Сибирский экономический район
- 4.8. Дальневосточный федеральный округ
- Раздел 5. Внешние экономические связи
- Список литературы
- Содержание
- 308023, Г. Белгород, ул. Садовая, 116а