3.8. Транспортный комплекс
Транспорт – это особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. Транспорт удовлетворяет потребности хозяйства и населения в перевозках. Как отрасль материального производства транспорт отличается двумя особенностями.
Первая особенность транспорта состоит в том, что он продолжает по существу процесс производства в сфере общения. Производство транспортной продукции заканчивается доставкой ее к потребителю. Транспорт осуществляет многообразную связь между отраслями народного хозяйства, между регионами страны, между производством и потреблением, он связывает воедино отдельные части страны.
Велика роль транспорта в развитии производительных сил, освоении новых районов, в размещении населения.
Вторая особенность связана с характером технологического процесса, с особенностями его продукции. В результате транспортного производственного процесса (перевозок) не создается нового продукта в виде особой вещи. Продукция транспорта – это само перемещение.
Перемещая массу грузов, транспорт увеличивает стоимость конечного продукта на величину транспортных затрат. Отношение суммарных транспортных затрат (издержек) к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей.
Экономический потенциал транспортного комплекса определяется довольно развитой инфраструктурой, величиной фондов, долей занятых в этой отрасли и долей в ВВП, величиной транспортной работы и другими показателями. На начало 2006 г. транспортная сеть страны насчитывает свыше 87 тыс. км железных дорог общего пользования, 738 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 102 тыс. км судоходных внутренних водных путей, 800 тыс. км авиалиний, около 1 млн. км судоходных морских линий, более 220 тыс. км магистральных нефтепроводов и газовых магистралей.
Транспортная сеть формируется в основном под влиянием социально-экономических факторов: развития и размещения хозяйства, размещения населения, людности городов, направления и мощности основных внутрирегиональных и межрегиональных транспортно-экономических связей, размещения курортных районов и крупных объектов туризма и т.д.
Средняя плотность железных дорог России составляет 5 км на 100 км2, автомобильных дорог с твердым покрытием – 44 км на 100 км2. По плотности сухопутных путей Россия отстает от развитых стран. Особенно остро ощущается недостаток современных автомобильных дорог.
В транспортном комплексе занято более 4 млн. человек. На его долю приходится более 11% всех основных фондов экономики, удельный вес в валовом внутреннем продукте страны составляет порядка 10%. На долю пассажирского транспорта приходится 28% общего объема услуг, оказываемых населению.
Работа транспорта измеряется величиной грузооборота (т/км) и пассажирооборота (произведение перевезенных грузов или пассажиров на расстояние), объемом перевозок грузов и пассажиров.
На величину и структуру грузооборота оказывают влияние уровень развития экономики, размещение производства и потребления, уровень концентрации производства, освоение новых природных ресурсов, специализация регионов, размещение сырьевых и металлургических баз и т.д.
Величина пассажирооборота в основном зависит от уровня жизни населения, дальности поездок, подвижности и структуры населения и т.д.
Определенному типу района соответствует своя структура грузовых перевозок, а географические особенности районов определяют преобладающие виды транспорта.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный, электронный. Каждый вид транспорта имеет свою специфику, но для обеспечения работы народного хозяйства страны они должны быть взаимосвязаны, работать согласованно. Согласованная работа различных видов транспорта обеспечивается общими технологическими устройствами, организацией и развитием смешанных перевозок, их контейнеризацией и т.д.
Соотношение между различными видами транспорта складывается исторически и зависит от условий развития страны и ее регионов, природных и экономических условий.
Важнейшим видом транспорта в России является железнодорожный.
Преимущественное развитие железнодорожного транспорта связано с особенностями географического положения страны (большая протяженность с запада на восток), технико-экономическими преимуществами этого вида, характером экономических связей между регионами, своеобразием направления речных систем, регулярностью и постоянностью движения.
Железнодорожный транспорт в России начал фактически развиваться с середины XIX в., когда была построена (в 1851 г.) дорога Санкт-Петербург – Москва (до этого с 1837 г. существовала небольшая дорога Санкт-Петербург – Павловск, не имевшая хозяйственного значения). В формировании железнодорожной сети в России выделяется несколько этапов. В XIX в. строительство осуществлялось по радиальным направлениям от Москвы на Нижний Новгород, Саратов, Ярославль, Воронеж. Для обеспечения хлебом Центра и связи его с Югом была построена линия Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков – Запорожье – Симферополь – Севастополь. Для вывоза хлеба за границу через порты Балтийского, а затем и Черного моря были построены ряд магистралей с Поволжья (Сызрань – Пенза – Ряжск – Калуга – Вязьма; Рига – Смоленск – Брянск – Орел – Грязи – Поворино – Волгоград и др.).
Позже железнодорожная сеть связала европейскую часть России с Кавказом, Сибирью, Средней Азией. В 1906 г. было создано сплошное соединение Транссибирской магистрали. К началу Первой мировой войны в России была создана железнодорожная сеть длиной в 70,2 тыс. км (в границах дореволюционной России). В советский период железнодорожное строительство приобрело большой размах в восточных районах страны. Еще во время Великой Отечественной войны (1942 г.) вступила в строй Северо-Печорская магистраль (Котлас – Воркута) для выхода углей Печорского бассейна.
С целью разгрузки Транссибирской магистрали и улучшения связей в послевоенный период были построены Южносибирская магистраль (Магнитогорск – Астана (Целиноград) – Павлодар – Барнаул – Новокузнецк – Абакан) и Среднесибирская магистраль (Челябинск – Кустанай – Кокчетав – Камень-на- Оби).
Освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири вызвало строительство железнодорожной линии Тюмень – Тобольск – Сургут – Новый Уренгой. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) дала новый выход к Тихому океану (по линии Усть-Кут – Тында – Комсомольск-на-Амуре). Ответвление от Тынды до Нерюнгри построено. В перспективе линия от Нерюнгри будет продолжена до Якутска. За советский период были построены многочисленные линии, создающие дополнительные выходы, исправляющие ряд направлений и сокращающие расстояния.
В последние годы железнодорожное строительство продолжилось. В Астраханской области вступила в строй железнодорожная ветка до порта Оля, которая замкнула российскую часть Международного транспортного коридора (Европа – Россия – Иран – Индия). Ведется строительство важных небольших веток Чара – Чина, Улаг – Эльга (Читинская и Амурская области) к месторождениям полезных ископаемых. Принято решение о строительстве линии Салехард – Новый Уренгой – Норильск.
Существует международный проект строительства линии Лаос – Китай – Россия (Якутск – Анадырь) – Берингов пролив – Канада – США.
В настоящее время значительная часть железных дорог (45%) электрифицирована. Только в 2005 г. построено 128 км новых линий и электрифицировано 507 км.
Железнодорожный транспорт занимает первое место в перевозке грузов и второе – в грузообороте. Доля железнодорожного транспорта в перевозках составляет 42%, в грузообороте – 41%. Из нескольких сот видов грузов основную работу транспорт осуществляет по перевозке нескольких видов: угля, нефти, нефтепродуктов, лесных, хлебных, минеральных строительных материалов, руд и черных металлов.
Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю. Для перевозок внутри страны он используется незначительно. Исключение составляет поставка грузов северным районам Северным морским путем. На долю морского транспорта приходится 1% всего грузооборота. Резкое падение доли морского транспорта в грузообороте (с 15% до 1%) связано с уменьшением количества торговых судов (в результате распада СССР значительная часть флота отошла бывшим республикам), и их физическим износом, тяжелым финансовым положением, вследствие которого многие суда простаивали, а команды вынуждены были наниматься на иностранные суда (часть торгового флота в России ходила и ходит под иностранным флагом). Снижению работы морского флота способствовало и то, что Россия лишилась на Балтике и Черном море лучших по климатическим условиям и технической оснащенности портов (Рига, Таллин, Клайпеда, Вентспилс, Одесса, Ильичевск, Керчь).
Черноморско-Азовский бассейн до распада СССР занимал первое место по размеру грузооборота и перевозкам пассажиров. В настоящее время наиболее крупным портом в этом бассейне является Новороссийск, который специализируется на следующих видах грузов: цемент, удобрения, прокат, чугун, трубы, нефть и т.д.
В порту Новороссийск построены контейнерно-зерновой комплекс, глубоководный нефтепричал и другие объекты. Другими портами бассейна является нефтепорт Туапсе, Геленджик, Сочи, Темрюк, Таганрог, где проведены работы по пропускной способности. Создается новый порт Кавказ.
Дальневосточный бассейн – самый большой по площади и по грузообороту. Морские пути для многих районов Дальнего Востока являются основным видом сообщения. Каботажные перевозки осуществляются портами Приморья, Камчатки, Охотского и Чукотского побережий. Порты бассейна ориентированы на перевозки и связи со странами Юго-Восточной, Восточной Азии, США, Канады, Австралии. Наиболее крупными портами являются Владивосток, Восточный, Находка, Ванино, Посъет, специализирующиеся на генеральных грузах, металлах, лесе, угле, пиломатериалах и т.д. В портах бассейна ведется большая работа по их модернизации, строительству новых объектов. В их числе в порту Восточный комплекс для отгрузки на экспорт калийной соли, минеральных грузов; лесных и контейнерных терминалов. На Сахалине (порт Корсаков) построен угольный и первый в стране причал для отгрузки сжиженного газа.
Балтийский бассейн. Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлена как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.
В порту Санкт-Петербург построен контейнерный терминал мощностью 1,5 млн. т в год, рефрижераторный комплекс и другие объекты инфраструктуры. Ведется также строительство нефтеналивного терминала: образована территория, установлено несколько резервуарных емкостей, реконструирован причал, что дает возможность уже сейчас перегружать до 11,5 млн. т нефтепродуктов в год.
Выполнены технико-экономические проработки развития порта Высоцк, включая строительство новых причалов, железнодорожных и автомобильных подходов на перспективный грузооборот до 5,3 млн. т.
Ведутся проработки строительства грузового района в Ломоносове для перегрузки контейнеров, генеральных и других грузов.
Однако самыми крупными объектами в Балтийском бассейне являются три новых порта на побережье Финского залива: порт в бухте Батарейной для перегрузки нефтепродуктов (15 млн. т), нефтеналивной порт в районе Приморска (45 млн. т) и сухогрузный порт в районе Усть-Луги (35 млн. т).
Новый порт в бухте Батарейной расположен на левом берегу Финского залива в 60 км от Санкт-Петербурга. Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование первой очереди строительства на расчетный грузооборот 7,5 млн. т. Начаты подготовительные работы. Причальный фронт составляет нефтепирс с двумя причалами для приема судов грузоподъемностью 16,5-40 тыс. т. Резервуарный парк рассчитан на 400 тыс. м3.
Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование строительства нового морского порта в районе Усть-Луги, расположенного в юго-восточной части Финского залива, в 100 км от Санкт-Петербурга.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ первоочередно предусмотрено строительство угольного терминала пропускной способностью 8 млн. т в год.
Терминал предназначен для выгрузки угля из железнодорожных вагонов, кратковременного хранения груза и погрузки на суда. В состав комплекса входят причал длиной 268 пог. м, подходный канал, вагонопрокладыватели, складские площади, перегрузочные механизмы и др.
В настоящее время терминал построен. Одновременно прорабатываются проекты последующего строительства комплекса по перегрузке черных и цветных металлов, минеральных удобрений.
Новый порт в районе Приморска расположен в 130 км от Санкт-Петербурга и в 60 км от Выборга.
Для перегрузки сырой нефти через этот порт постановлением Правительства РФ принято решение о проектировании, строительстве и эксплуатации единой Балтийской трубопроводной системы от поселка Харьяга (Республика Коми) до побережья Финского залива в составе существующих магистральных нефтепроводов в направлении Уса – Ухта – Ярославль – Кириши, вновь строящихся участков этой системы и нефтеналивного терминала портового комплекса. Балтийская трубопроводная система и порт вступили в строй в 2006 г.
Балтийский бассейн характеризуется тем, что Финский залив замерзает на шесть месяцев, Рижский – на три. Центральная и южная часть Балтийского моря чаще всего свободны ото льда в течение всего года. Основной порт на Балтийском море – Санкт-Петербург – технически хорошо оснащен. В последние годы расширены портовые сооружения для увеличения пропускной способности. Через Санкт-Петербургский порт идут в основном прокат, сталь, различное оборудование. Калининград и Выборг – многопрофильные порты.
В Северный бассейн входят Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря. Условия мореплавания суровые, большую часть года восточные моря покрыты льдом, исключительную часть составляет юго-запад Баренцева моря. С Северным бассейном связан Северный морской путь, служащий важной транспортной артерией для снабжения районов Крайнего Севера. Основными портами бассейна являются незамерзающий порт Мурманск, Архангельск, Кандалакша, Дудинка, Игарка, Тикси и другие, специализирующиеся на лесных грузах, апатитовых и железорудных концентратах, оборудовании и других разнообразных, необходимых для жизнедеятельности населения и развития районов Крайнего Севера грузах.
Каспийский бассейн осуществляет связи России с бывшими республиками СССР (Казахстан, Туркмения, Азербайджан) и Ираном. Основные виды грузов – лес, хлопок, нефтяные грузы и т.д. Основные порты – Махачкала, Астрахань и новый порт в поселке Оля.
Для технического переоснащения морского флота в стране принята Федеральная Программа «Возрождение торгового флота России». В результате реализации этой программы морской торговый флот будет существенно обновлен и пополнен.
Речной транспорт – один из самых старых по времени. В настоящее время на него приходится 1,6% общего грузооборота. Главные недостатки речного транспорта – сезонный характер ввиду замерзания рек в зимний период, низкая скорость движения. Основная часть грузов речного транспорта состоит из минерально-строительных материалов, леса, нефти, а также сезонных грузов – зерна, овощей, фруктов, бахчевых.
За советские годы были построены гидротехнические сооружения (Беломорско-Балтийский канал, Волго-Донской, канал имени Москвы, Волго-Балтийский водный путь и др.), позволяющие соединить речные системы европейской части России в единую речную систему.
Наибольшее транспортное значение имеет Волго-Камский речной бассейн, на него приходится 2/3 грузооборота речного транспорта. Вторым по грузообороту речным бассейном является бассейн рек Северного и Северно-Западного районов. Реки Северная Двина, Печора с притоками, Нева, Свирь связаны с водными путями Волжского бассейна.
Особенно велика роль речного транспорта в восточных районах страны, где недостаточно развит сухопутный транспорт. Сибирские и дальневосточные реки – Обь с Иртышом, Енисей с притоками (Витим, Киренга, Олекма, Вилюй), Яна, Индигирка, Колыма. Амур, оз. Байкал – играют важное значение в снабжении развивающихся районов и населения народно-хозяйственными и потребительскими грузами. Их роль возросла с освоением Северного морского пути.
Автомобильный транспорт начал развиваться в послереволюционный период. В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится около 1% грузооборота и значительная часть перевозки грузов. Автомобильный транспорт отличается большой маневренностью, возможностью быстрой доставки грузов «от двери до двери», то есть непосредственно от производителя к потребителю. Среднее расстояние перевозок автомобильным транспортом в последние годы уменьшилось и составило 30 км. Велика роль автомобильного транспорта в местных перевозках сельскохозяйственных, строительных, потребительских грузов, перевозках пассажиров. Автомобильные дороги с твердым покрытием в настоящее время связывают между собой практически все регионы России, за исключением отдельных регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Наиболее густая автомобильная сеть сформировалась в европейской части страны. Важнейшие автомобильные дороги отходят от Москвы: Москва – Смоленск – Минск; Москва – Новгород – Санкт-Петербург; Москва – Воронеж – Ростов; Москва – Орел – Курск – Белгород; Москва – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск – Омск – Новороссийск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Забайкальск; Москва – Тамбов – Волгоград; Москва – Нижний Новгород – Казань – Уфа и др. В восточных районах страны важнейшей автомобильной дорогой является Якутск – Нерюнгри – Невер, связывающая Якутию с БАМ и Транссибирской магистралью Якутск – Магадан, играющая исключительно важную роль в перевозке грузов с побережья во внутренние районы Магаданской области и Якутии. Продолжается строительство автомобильной дороги с твердым покрытием Чита – Владивосток.
Россия готова предложить проект межконтинентального автобана «Еврика». Европа – Россия – Америка – Индия – Китай – Япония – Африка.
Трубопроводный транспорт по величине грузооборота занимает первое место. Протяженность магистральных трубопроводов составляет 220 тыс. км. Основная их часть приходится на газопроводы. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ.
Основная сеть нефте- и газопроводов сформировалась в советский период из районов добычи в основном в европейскую часть страны и за рубеж.
Наиболее крупные нефтепроводы «Дружба» из Поволжья (Альметьевск) в Восточную Европу; Сургут – Иркутск и др. В 2006 г. построена Балтийская трубопроводная система (Коми – Приморск), начато строительство Восточного нефтепровода (Тайшет – Сковородино – Находка) с ответвлением на китайский город Дацин.
Наиболее крупными газопроводами являются: Уренгой – Ухта – Москва – Псков – Рига, Новгород – Санкт-Петербург – Таллин – Смоленск – Минск – Брест; Уренгой – Помары – Ужгород – Европа; Уренгой – Пермь – Нижний Новгород – Москва и др. В ноябре 2005 г. торжественно открыт газопровод «Голубой поток» Ямал – Джугба – Черное море – Самсун (Турция). Ведется строительство газопровода из Западной Сибири по дну Балтийского моря в Европу (Германия).
Авиационный транспорт перевозит срочные, скоропортящиеся грузы, но основная его специализация состоит в перевозке пассажиров на дальние расстояния. Авиалинии охватывают перевозками почти все районы страны и значительные международные сообщения. До распада СССР в стране была одна государственная авиакомпания – «Аэрофлот». В результате реформирования возникло несколько сот авиакомпаний, зачастую маломощных, со слабым техническим оснащением. За последние годы перевозки авиационным транспортом значительно снизились из-за высоких тарифов, низкой покупательной способности населения. Авиационный транспорт нуждается в обновлении парка воздушных судов, реконструкции и технологическом переоснащении федеральных и местных аэропортов.
- Белгород
- Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета
- Введение
- Раздел 1. Теоретико-методологические
- 1.2. Обзор теорий экономической географии и регионалистики
- 1.3. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Раздел 2. Природно-экономические предпосылки развития и размещения производительных сил
- 2.1. Территория и границы
- 2.2. Географическое и геополитическое положение
- 2.3. Политическое устройство и административно-территориальное деление
- 2.4. Природные ресурсы и их оценка
- 2.5. Население
- 2.5.1. Динамика численности и размещение населения
- 2.5.2. Естественное и миграционное движение
- 2.5.3. Городское и сельское население. Национальный состав
- Трудовые ресурсы
- Раздел 3. География межотраслевых комплексов и отраслей
- 3.1. Общая характеристика хозяйства
- 3.1.1. Уровень развития и место России в мировом хозяйстве
- 3.1.2. Отраслевая, территориальная структура и инфраструктура хозяйства
- 3.1.3. Методы отраслевого обоснования размещения производства
- 3.2. Топливно-энергетический комплекс
- 3.2.1. Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность
- 3.2.2. Газовая промышленность
- 3.2.3. Угольная промышленность
- 3.2.4. Электроэнергетика
- 3.3. Металлургический комплекс
- Черная металлургия
- 3.3.2. Цветная металлургия
- Машиностроение
- 3.5. Химико-лесной комплекс
- 3.5.1. Химическая промышленность
- 3.5.2. Лесная промышленность
- 3.6. Агропромышленный комплекс
- 3.6.1. Сельское хозяйство
- 3.6.2. Растениеводство
- 3.6.3. Животноводство
- 3.6.4. Пищевая промышленность
- 3.7. Легкая промышленность
- 3.8. Транспортный комплекс
- Раздел 4. География федеральных округов и экономических районов
- 4.1. Экономическое районирование
- И региональная структура России
- 4.1.1. Региональная политика
- Центральный федеральный округ
- 4.2.1. Центральный экономический район
- 4.2.2. Центрально-Черноземный экономический район
- 4.3. Северо-Западный федеральный округ
- 4.3.1. Северо-Западный экономический район
- 4.3.2. Северный экономический район
- 4.4. Южный федеральный округ
- 4.4.1. Северо-Кавказский экономический район
- 4.4.2. Нижнее Поволжье
- 4.5. Приволжский федеральный округ
- 4.5.1. Волго-Вятский экономический район
- 4.5.2. Среднее Поволжье
- 4.5.3. Регионы Урала
- 4.6. Уральский федеральный округ
- 4.6.1. Уральский экономический район (Зауралье)
- 4.7. Сибирский федеральный округ
- 4.7.1. Западно-Сибирский экономический район
- 4.7.2. Восточно-Сибирский экономический район
- 4.8. Дальневосточный федеральный округ
- Раздел 5. Внешние экономические связи
- Список литературы
- Содержание
- 308023, Г. Белгород, ул. Садовая, 116а