10.2. Сухопутный транспорт
Важнейшими видами сухопутного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.
Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность — регулярность движения независимо от погоды и времени года.
Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км. По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции -65%, в Италии, Австрии и Испании — более 50%, в России - 43%).
В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.
По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту - Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (192), ФРГ (60 млрд пассажиро-км).
В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог.
Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).
Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).
Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.
В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).
Трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).
- Глава 5. Политическая карта мира
- Глава 6. География населения мира
- Раздел II. Региональные особенности развития и размещения производительных сил
- Глава 12. Макрорегионы мира
- Глава 13. Россия
- Глава 1. Предмет экономической географии
- 1.1. Постановка вопроса о предмете науки
- 1.2. Территориальная организация общественного производства
- Глава 2. Законы территориальной организации общественного производства
- 2.1. Понятие о научном законе. Классификация законов.
- 2.2. Закономерности размещения общественного производства.
- Глава 3. Основные категории и понятия экономической географии
- 3.1. Физико-географическое и экономико-географическое
- 3.2. Природные условия и ресурсы.
- 3.3. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
- Глава 4. Методы анализа экономической географии
- 4.1. Общие и специфические методы.
- 4.2. Методика обоснования отраслей и предприятий промышленности.
- 4.3. Классификация отраслей промышленности по условиям
- 4.4. Критерий эффективности размещения отраслей и предприятий промышленности.
- 4.5. Особенности размещения отраслей сельского хозяйства
- 4.6. Районирование потребления произведенной продукции.
- 4.7. Анализ структуры территориально-производственных систем
- 4.8. Экономико-географическая характеристика территории (страны, района и т. Д.), содержание и логическая последовательность
- Глава 5. Политическая карта мира
- 5.1. Типология стран мира
- 5.2. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Глава 6. География населения мира
- 6.1. Численность населения, особенности его географического распределения
- 6.2. Естественное движение (воспроизводство) и миграция населения
- 6.3. Расовый и этнический (национальный) состав населения
- 6.4. Демографическая (половозрастная) структура населения, трудовые ресурсы, формы расселения людей
- 6.5. Демографическая ситуация, состав и размещение населения, трудовой и научно-технический потенциал России
- Глава 7. География мировых природных ресурсов
- 7.1. Топливно-энергетические ресурсы
- 7.2. Металлорудные ресурсы
- 7.3. Горно-химическое сырье
- 7.4. Земельные ресурсы
- 7.5. Водные ресурсы
- 7.6. Биологические ресурсы
- 7.7. Ресурсообеспеченность стран мира
- Раздел I
- Глава 8. География сельского хозяйства мира
- 8.1. Животноводство
- 8.2. Земледелие
- Глава 9. География промышленности мира
- 9.1. География топливной промышленности мира
- 9.2. Электроэнергетика мира
- 9.3. Черная металлургия мира
- 9.4. Цветная металлургия мира
- 9.5. Машиностроение мира
- 9.6. Химическая промышленность мира
- 9.7. Легкая промышленность мира
- 9.8. Лесная промышленность мира
- Глава 10. География транспорта мира
- 10.1. Транспорт - третичный сектор экономики
- 10.2. Сухопутный транспорт
- 10.3. Водный и воздушный транспорт
- Глава 11. Размещение производительных сил россии
- 11.1. Отраслевая структура хозяйства
- 11.2. География промышленности России
- 11.2.1. Топливная промышленность
- 11.2.2. География газовой промышленности
- 11.2.3. География нефтяной промышленности
- 11.2.4. География угольной промышленности
- 11.2.5. География электроэнергетики
- 11.2.6. География черной металлургии
- 11.2.7. География цветной металлургии
- 11.2.8. География химической промышленности
- 11.2.9. География машиностроения
- 11.2.10. География лесной промышленности
- 11.2.11. География легкой промышленности
- 11.2.12. География пищевой промышленности
- 11.3. География сельского хозяйства России
- 11.3.1. Растениеводство
- 11.3.2. Животноводство
- 11.4. География транспорта России
- Раздел II
- Глава 12. Макрорегионы мира
- 12.1. Зарубежная Европа
- 12.2. Зарубежная Азия
- 12.4. Латинская Америка
- 12.5. Северная Америка
- 12.5.1. Соединенные Штаты Америки
- 12.6. Австралия и Океания
- 12.6.1. Австралия (Австралийский Союз)
- 12.7.1. Республика Беларусь
- 12.7.2. Республика Украина
- 12.7.3. Республика Молдова
- 12.7.4. Республика Грузия
- 12.7.5. Республика Армения
- 12.7.6. Республика Азербайджан
- 12.7.7. Республика Казахстан
- 12.7.8. Республика Узбекистан
- 12.7.9. Республика Туркменистан
- 12.7.10. Республика Таджикистан
- 12.7.11. Республика Кыргызстан
- Глава 13. Россия
- 13.1. Особенности геополитического и экономико-географического
- 13.2. Районы России
- 13.2.1. Центральный экономический район
- 13.2.3. Северо-Западный экономический район
- 13.2.4. Северный экономический район
- 13.2.5. Северо-Кавказский экономический район
- 13.2.7. Поволжский экономический район
- 13.2.8. Уральский экономический район
- 13.2.9. Западно-Сибирский экономический район
- 13.2.10. Восточно-Сибирский экономический район
- 13.2.11. Дальневосточный экономический район
- 13.2.12. Калининградская область
- 13.3. Внешние экономические связи России
- 344007, Г. Ростов-на-Дону,
- 305007, Г. Курск, ул. Энгельса, 109.