12.1. Зарубежная Европа
Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа - один из наиболее густонаселенных и экономически освоенных регионов мира. На ее сравнительно небольшой территории (5,1 млн кв. км) живет более 500 млн человек, или около 9% населения мира. Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.
Ее хозяйственному развитию способствует:
• выгодное экономико-географическое положение (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);
• хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность населения Зарубежной Европы 100 человек на 1 кв. км. велик приток иммигрантов из других регионов мира);
• благоприятные природные условия (компактность территории, расчлененность береговой линии морями и заливами, преобладающий равнинный рельеф, морской, умеренно континентальный и субтропический климат);
• высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);
• развитие интеграционных процессов между странами региона (интеграционные процессы привели к формированию в рамках 19 государств-членов ЕС39 и ЕАСТ40 Европейского экономического пространства, в пределах которого установлены свобода движения товаров, услуг, капитала, людей, единая денежная система и ряд других благоприятных условий для функционирования экономики).
Некоторые географические особенности региона:
1. Зарубежную Европу образуют 39 суверенных государств, различающихся по размерам территории (среди них есть крупные, средние, малые и даже так называемые «карликовые» государства — Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн, Андорра, Ватикан), численности населения (преобладают небольшие государства с населением до 10 млн человек), форме государственного правления (большинство стран региона — республики и только Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция — конституционные монархии, а Ватикан — теократическая монархия) и административно-территориального устройства (Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Югославия, Испания — федеративные государства остальные страны региона - унитарные государства), уровню экономического развития, структуре и специализации хозяйства.
2. В социально-экономическом отношении государства Зарубежной Европы делятся на экономически развитые страны и страны с переходной экономикой. Государства Западной Европы (всего 24 страны с населением около 370 млн человек) по величине ВВП на душу населения относятся к числу ведущих в мире (занимают среди стран мира места со 2-го до 44-е), Особенно высоким уровнем экономического развития отличаются ФРГ, Франция, Италия и Великобритания, по мировой классификации — крупные промышленно развитые страны (входят в «большую семерку» стран мира). Прочие государства Западной Европы относятся к малым промышленно развитым странам мира. Страны Восточной Европы (всего 15 стран с населением более 130 млн человек) осуществляют переход от централизованно планируемой экономики к рыночной системе хозяйства. Среднедушевой ВВП в странах Восточной Европы в два-три раза меньше, чем в странах Западной Европы.
3. Существенны различия между странами региона в структуре и специализации хозяйства. Например, в экономике ФРГ и Великобритании резко преобладает промышленность, в Италии, Греции и Португалии достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства, а в Монако, Сан-Марино, Андорре и Лихтенштейне доминирует сфера услуг.
4. Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Господствующая религия — христианство. Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занята в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы). Размещение населения определяется в основном географией городов (уровень урбанизации в странах региона 70-90%).
Природно-ресурсные предпосылки развития, ведущие отрасли промышленности
Природные ресурсы зарубежной Европы довольно разнообразны, но запасы многих из них невелики.
Большое хозяйственное значение имеют нефть и природный газ (Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Румыния), каменный и бурый уголь (Рурский и Саарский бассейны в ФРГ, Верхне-Силезский в Польше, Се-веро-Чешский и Остраво-Карвинский в Чехии и Словакии), железные руды (Лотарингский бассейн во Франции и бассейн Кируна в Швеции), бокситы (Греция, Франция, Венгрия, Югославия), свинцово-цинковые (Ирландия, ФРГ, Италия), медные (ФРГ) и урановые (Франция, ФРГ, Швеция) руды, калийные соли (Франция, ФРГ, Польша).
Велики запасы ценных строительных материалов: гранитов и кварцитов (Финляндия, Швеция), мрамора (Италия, Греция), древесины ценных хвойных пород (страны Скандинавского полуострова — Швеция, Норвегия и Финляндия).
В целом, Зарубежная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем другие крупные регионы мира. Это обстоятельство обусловливает, во-первых, более скромное значение отраслей добывающей промышленности, во-вторых, — зависимость промышленности от импорта минерального сырья.
Зарубежная Европа импортирует около половины энергоносителей и большое количество других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.
Основа хозяйства Зарубежной Европы — промышленность. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение. Зарубежная Европа — родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.
Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.
Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).
Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).
Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.
В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.
Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы — металлургическая. Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.
Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая, свинцово-цинковая и медная — также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша, Югославия выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).
Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.
В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.
Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.
В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение — Норвегия и Исландия, где ГЭС — основной вид электростанций.
Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского
хозяйства
Положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.
Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.
Регион полностью покрывает свои потребности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.
Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства. Растениеводство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.
Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Великобритания, Испания).
Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.
Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака, орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).
Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.
Зарубежная Европа — район развитого рыболовства. Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.
В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сельскохозяйственной специализации. Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов (рожь, ячмень).
Страны Западной, Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве. В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры. Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.
Транспорт. Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: Лиссабон — Париж — Стокгольм, Лондон — Франкфурт-на-Майне — Вена — Белград — Стамбул и др.), велико значение внутренних водных путей (особенно выделяются реки Рейн и Дунай). Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон — Мадрид — Париж — Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон — Париж — Вена — Будапешт — Белград — София - Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж — Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон — Париж - Марсель, Копенгаген — Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск -Варшава - Вена — Будапешт — Белград — Афины. Развит трубопроводный и воздушный транспорт.
Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них — Роттердам, грузооборот которого составляет 250—300 млн т в год.
Зарубежная Европа - основной центр международного туризма. Наиболее посещаемые туристами зоны — Альпы и Средиземноморье.
- Глава 5. Политическая карта мира
- Глава 6. География населения мира
- Раздел II. Региональные особенности развития и размещения производительных сил
- Глава 12. Макрорегионы мира
- Глава 13. Россия
- Глава 1. Предмет экономической географии
- 1.1. Постановка вопроса о предмете науки
- 1.2. Территориальная организация общественного производства
- Глава 2. Законы территориальной организации общественного производства
- 2.1. Понятие о научном законе. Классификация законов.
- 2.2. Закономерности размещения общественного производства.
- Глава 3. Основные категории и понятия экономической географии
- 3.1. Физико-географическое и экономико-географическое
- 3.2. Природные условия и ресурсы.
- 3.3. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
- Глава 4. Методы анализа экономической географии
- 4.1. Общие и специфические методы.
- 4.2. Методика обоснования отраслей и предприятий промышленности.
- 4.3. Классификация отраслей промышленности по условиям
- 4.4. Критерий эффективности размещения отраслей и предприятий промышленности.
- 4.5. Особенности размещения отраслей сельского хозяйства
- 4.6. Районирование потребления произведенной продукции.
- 4.7. Анализ структуры территориально-производственных систем
- 4.8. Экономико-географическая характеристика территории (страны, района и т. Д.), содержание и логическая последовательность
- Глава 5. Политическая карта мира
- 5.1. Типология стран мира
- 5.2. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Глава 6. География населения мира
- 6.1. Численность населения, особенности его географического распределения
- 6.2. Естественное движение (воспроизводство) и миграция населения
- 6.3. Расовый и этнический (национальный) состав населения
- 6.4. Демографическая (половозрастная) структура населения, трудовые ресурсы, формы расселения людей
- 6.5. Демографическая ситуация, состав и размещение населения, трудовой и научно-технический потенциал России
- Глава 7. География мировых природных ресурсов
- 7.1. Топливно-энергетические ресурсы
- 7.2. Металлорудные ресурсы
- 7.3. Горно-химическое сырье
- 7.4. Земельные ресурсы
- 7.5. Водные ресурсы
- 7.6. Биологические ресурсы
- 7.7. Ресурсообеспеченность стран мира
- Раздел I
- Глава 8. География сельского хозяйства мира
- 8.1. Животноводство
- 8.2. Земледелие
- Глава 9. География промышленности мира
- 9.1. География топливной промышленности мира
- 9.2. Электроэнергетика мира
- 9.3. Черная металлургия мира
- 9.4. Цветная металлургия мира
- 9.5. Машиностроение мира
- 9.6. Химическая промышленность мира
- 9.7. Легкая промышленность мира
- 9.8. Лесная промышленность мира
- Глава 10. География транспорта мира
- 10.1. Транспорт - третичный сектор экономики
- 10.2. Сухопутный транспорт
- 10.3. Водный и воздушный транспорт
- Глава 11. Размещение производительных сил россии
- 11.1. Отраслевая структура хозяйства
- 11.2. География промышленности России
- 11.2.1. Топливная промышленность
- 11.2.2. География газовой промышленности
- 11.2.3. География нефтяной промышленности
- 11.2.4. География угольной промышленности
- 11.2.5. География электроэнергетики
- 11.2.6. География черной металлургии
- 11.2.7. География цветной металлургии
- 11.2.8. География химической промышленности
- 11.2.9. География машиностроения
- 11.2.10. География лесной промышленности
- 11.2.11. География легкой промышленности
- 11.2.12. География пищевой промышленности
- 11.3. География сельского хозяйства России
- 11.3.1. Растениеводство
- 11.3.2. Животноводство
- 11.4. География транспорта России
- Раздел II
- Глава 12. Макрорегионы мира
- 12.1. Зарубежная Европа
- 12.2. Зарубежная Азия
- 12.4. Латинская Америка
- 12.5. Северная Америка
- 12.5.1. Соединенные Штаты Америки
- 12.6. Австралия и Океания
- 12.6.1. Австралия (Австралийский Союз)
- 12.7.1. Республика Беларусь
- 12.7.2. Республика Украина
- 12.7.3. Республика Молдова
- 12.7.4. Республика Грузия
- 12.7.5. Республика Армения
- 12.7.6. Республика Азербайджан
- 12.7.7. Республика Казахстан
- 12.7.8. Республика Узбекистан
- 12.7.9. Республика Туркменистан
- 12.7.10. Республика Таджикистан
- 12.7.11. Республика Кыргызстан
- Глава 13. Россия
- 13.1. Особенности геополитического и экономико-географического
- 13.2. Районы России
- 13.2.1. Центральный экономический район
- 13.2.3. Северо-Западный экономический район
- 13.2.4. Северный экономический район
- 13.2.5. Северо-Кавказский экономический район
- 13.2.7. Поволжский экономический район
- 13.2.8. Уральский экономический район
- 13.2.9. Западно-Сибирский экономический район
- 13.2.10. Восточно-Сибирский экономический район
- 13.2.11. Дальневосточный экономический район
- 13.2.12. Калининградская область
- 13.3. Внешние экономические связи России
- 344007, Г. Ростов-на-Дону,
- 305007, Г. Курск, ул. Энгельса, 109.