logo
Ek_geogr_uchebnik (1)

13.2.1. Центральный экономический район

Состав района: Московская, Брянская, Владимир­ская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославс­кая области, город Москва.

Площадь — 483 тыс. кв. км, население — 29,4 млн чело­век.

Отрасли хозяйственной специализации: машиностро­ение, химическая и текстильная промышленность, про­изводство льна-долгунца, картофеля, овощей, молочной продукции животноводства.

Экономико-географическое положение. Район рас­положен в центре Европейской части России, на пересе­чении многочисленных путей сообщения, железных и автомобильных дорог, рек и воздушных трасс, трубопро­водов и пр. Центральное транспортно-географическое по­ложение способствует развитию экономики района.

Природные условия. Термические ресурсы и усло­вия увлажнения позволяют выращивать почти все сель­скохозяйственные культуры умеренного пояса. Для по­лучения высоких и устойчивых урожаев большая часть сельскохозяйственных земель (подзолистые и серые лес­ные почвы) нуждается в мелиорации, известковании, внесении минеральных удобрений.

Природные ресурсы. Наибольшее хозяйственное зна­чение имеют фосфориты (Егорьевское и Полпинское ме­сторождения), бурые угли (Подмосковный бассейн), стро­ительные материалы (стекольные пески, цементное сы­рье, гипс и др.), торф. Леса имеют в основном водоох­ранное и рекреационное значение.

Население. Средняя плотность населения района 61 человек на 1 кв. км. Большая часть населения (83%) проживает в городах. Центр отличает высокая квали­фикация трудовых ресурсов, наличие мощной базы для проведения научных экспериментов, проектных и опыт­но-конструкторских работ.

Промышленность. Ведущая отрасль промышленнос­ти района — машиностроение. В составе машиностроитель­ного комплекса преобладают наукоемкие, квалифицированные отрасли — приборостроение, электротехническая, радиотехническая и электронная промышленность и др. Центр производит значительное количество металлообра­батывающих станков и инструмента (Москва, Рязань, Тула, Иваново и др.), паровых котлов (Подольск), турбин и ге­нераторов, электромоторов (Москва и др.).

Получили развитие все отрасли транспортного маши­ностроения: автомобилестроение (Москва, Брянск, Сер­пухов и др.), тепловозостроение (Коломна, Людиново, Му­ром и др.), вагоностроение (Тверь, Брянск, Мытищи), авиастроение (Москва, Смоленск), судостроение (Ры­бинск). Сельскохозяйственное машиностроение представ­лено производством пропашных тракторов (Владимир), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы) и картофелеуборочных (Рязань, Тула) комбайнов.

Химическая промышленность включает производство синтетических смол и пластмасс (Москва, Орехово-Зуево, Новомосковск, Владимир и др.), химических волокон (Тверь, Рязань, Клин и др.), синтетического каучука и шин (Москва, Ярославль, Ефремов), фосфатных (Воскресенск, Полпино) и азотных (Новомосковск, Щекино, Доргобуж) удобрений, лаков, красок и другой продукции.

Текстильная промышленность — старейшая отрасль района. Центр выпускает все виды тканей: хлопчато­бумажные, шелковые, льняные, шерстяные, синтети­ческие. Кроме льна и синтетических волокон, исполь­зуется привозное сырье (хлопок, шелк-сырец, шерсть). Большая часть предприятий текстильной промышлен­ности сосредоточена в Московской, Ивановской и Кос­тромской областях.

Металлургия. Только часть своих потребностей в ме­талле Центр удовлетворяет за счет собственного произ­водства (Новотульский металлургический комбинат, пе­редельные заводы в Москве и Электростали).

Топливно-энергетическая промышленность. Основ­ная местная топливная база - Подмосковный угольный бассейн. В Московской, Ярославской и Тверской облас­тях ведется добыча торфа. Большую часть электроэнер­гии производят тепловые (Костромская, Канаковская ГРЭС и др.) и атомные (Смоленская, Калининская АЭС) электростанции. Своего топлива и электроэнергии не хватает. Нефть, природный газ, уголь и электроэнергия поступают из других районов (Республика Коми, По­волжье, Западная Сибирь).

Развиты кожевенно-обувная (Тверь, Кимры, Москва и др.), стекольная и фарфоро-фаянсовая (Гусь-Хрустальный, Ликино-Дулево, Дятьково и др.), цементная (Подольск, Воскресенск), пищевая, деревообрабатывающая промыш­ленность, производство строительных материалов,

Сельское хозяйство ЦЭР имеет в основном пригород­ное направление: производство молока, мяса, яиц, ово­щей, картофеля. Специализируется район на производ­стве льна-долгунца. Посевы льна сосредоточены в север­ных и западных областях — Тверской, Смоленской, Ярос­лавской и Костромской. Главная зерновая культура — озимая рожь. На юге района (в лесостепной полосе) вы­ращивают яровую пшеницу, гречиху, сахарную свеклу и махорку.

Главные отрасли животноводства — скотоводство мо­лочного и молочно-мясного направления, свиноводство и птицеводство.

Транспорт и хозяйственные связи. Центр имеет гу­стую и разветвленную сеть железных и автомобильных дорог, развитый водный, воздушный и трубопроводный транспорт. От Москвы в разных направлениях отходят 11 железных дорог и 15 автомагистралей, связанных кольцевыми, окружными железными и автомобильны­ми дорогами. Москва — порт пяти морей, главный центр межрайонных и международных авиационных линий. Резко преобладают железнодорожные перевозки грузов. Ввоз грузов в район преобладает над вывозом. Район завозит природный газ, нефть и каменный уголь, прокат черных и цветных металлов, лесные грузы, зерно, хлопок, шерсть, кожи; вывозит продукцию машиностро­ения, химической и легкой промышленности.

13.2.2. Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧP)

Состав района: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.

Площадь — 167,7 тыс. кв. км, население - 7,8 млн человек.

Отрасли хозяйственной специализации: добыча же­лезной руды, черная металлургия, машиностроение, хи­мическая и пищевая промышленность, производство зерна, сахарной свеклы, мяса и др. сельскохозяйствен­ной продукции.

Экономико-географическое положение. ЦЧР распо­ложен между промышленно развитыми Центральным, Донецко-Приднепровским (Украина), Северо-Кавказ­ским и Поволжским районами.

Природные условия (равнинный рельеф, умеренно континентальный климат, плодородные черноземные почвы) благоприятны для сельскохозяйственного про­изводства.

Природные ресурсы. Железные руды Курской магнит­ной аномалии (КМА) высокого качества, велики по запа­сам, залегают на небольшой глубине. Кроме железных руд КМА, большое хозяйственное значение имеют мел, известняки, цементное сырье, фосфориты (Щитровское ме­сторождение), бокситы (Висловское месторождение).

Население. ЦЧР густо заселен — средняя плотность населения составляет 46 человек на 1 кв. км. Высок удельный вес (до 40%) сельских жителей. Промышлен­ность и сельское хозяйство хорошо обеспечены рабочей силой.

Промышленность. Ведущие отрасли промышленнос­ти района — железорудная и металлургическая. Добыча и обогащение железной руды КМА ведется на крупных ка­рьерах и мощных горно-обогатительных комбинатах (Ми­хайловский, Лебединский, Стойлинский, Яковлевский и Гостищевский ГОКи). Железная руда КМА широко ис­пользуется не только в металлургии самого ЦЧР (Ново­липецкий металлургический комбинат, Липецкий завод «Свободный Сокол», Оскольский электрометаллургичес­кий комбинат), но и на заводах Центра, Урала и других районов России.

С черной металлургией тесно связано машинострое­ние. В ЦЧР в равной мере хорошо развиты отрасли тя­желого, металлоемкого машиностроения (производство экскаваторов, кузнечно-прессового и горнообогатитель­ного оборудования в Воронеже, паровых котлов в Бел­городе, тяжелых станков и тракторов в Липецке и др.) и точного, квалифицированного машиностроения (про­изводство вычислительных машин и электроаппарату­ры в Курске, телевизоров и радиоприемников в Вороне­же, химических приборов в Тамбове и др.).

Химическая промышленность. Ее ведущие отрас­ли — производство синтетического каучука и автомо­бильных шин (Воронеж), химических волокон (Курск), моющих средств (Шебекино), красителей (Тамбов), азот­ных удобрений (Липецк), в основном используют при­возное сырье (нефть, газ).

Пищевая промышленность (сахарная, мукомольно-крупяная, крахмало-паточная, спиртовая, мясная, мас­лобойная, масло- и сыродельная и др.), напротив, пол­ностью основана на использовании (переработке) мест­ного сельскохозяйственного сырья.

Среди других отраслей промышленности выделяется цементная (Белгород, Липецк и др.).

Топливно-энергетическая промышленность. ЦЧР беден топливно-энергетическими ресурсами. Основу его энергетического хозяйства составляет атомная энерге­тика (Нововоронежская и Курская АЭС).

Сельское хозяйство. ЦЧР — один из крупнейших сель­скохозяйственных районов России. Ведущая отрасль сель­ского хозяйства - земледелие. Его профилирующие от­расли — производство зерна и картофеля, технических, овощных, плодовых и ягодных культур. Важнейшая зер­новая культура — озимая пшеница. Выращивают также кукурузу, ячмень, просо, рожь, овес и гречиху. Главные технические культуры - сахарная свекла и подсолнеч­ник.

Посевы сахарной свеклы более всего распространены в Белгородской, Курской и Воронежской областях, под­солнечника - в Тамбовской области.

Животноводство. ЦЧР имеет мощную кормовую базу в виде сельскохозяйственных культур (корнеплоды, ку­куруза, картофель и пр.) и многочисленных отходов пи­щевой промышленности. Профилирующие отрасли жи­вотноводства — молочно-мясное скотоводство, свиновод­ство и птицеводство. По производству мяса на душу населения ЦЧР превосходит все районы федерации.

Транспорт и хозяйственные связи. Основным видом транспорта в транспортной системе района является железнодорожный (на его долю приходится более 95% отправления грузов), обеспечивающий его хозяйствен­ные связи и выполняющий транзитные функции. По тер­ритории района проходят: важные железнодорожные ма­гистрали, соединяющие Центр России с Украиной, По­волжьем, Северным Кавказом и другими районами (Мос­ква - Курск - Белгород - Харьков, Москва - Воронеж - Лиски — Ростов, Москва — Елец — Валуйки — Донбасс, Москва — Мичуринск — Тамбов — Саратов, Волгоград — Поворино — Грязи — Орел — Рига, Харьков — Лиски — Балашов, Воронеж - Курск - Киев), крупные автостра­ды в том же направлении (Москва — Симферополь, Мос­ква — Воронеж - Ростов-на-Дону, Москва — Тамбов — Волгоград), магистральные трубопроводы из Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа и стран Средней Азии. Существенное значение для района имеет и воз­душный транспорт. Речной транспорт развит слабо. Един­ственная судоходная магистраль — Дон с притоками Северским Донцом и Хопром.

В межрайонном грузообороте ввоз грузов превышает вывоз. В большом количестве завозятся топливо, уголь, лес и пиломатериалы, различное оборудование, в струк­туре вывоза преобладают продукция сельского хозяй­ства и пищевой промышленности, железная руда, чу­гун и сталь, строительные материалы.