3.1. Физико-географическое и экономико-географическое
положение.
Географическое положение включает разные по своей внутренней сущности категории: физико-географическое и экономико-географическое положение11.
Физико-географическое положение — это пространственное расположение какой-либо местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к физико-географическим данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и океанам и т. д.).
Соответственно физико-географическое положение определяется географическими координатами (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т. п., положением в составе (расположением) природных (климатических, почвенно-растительных, зоогеографических) зон.
С точки зрения экономической географии физико-географическое положение местности (как и отдельные его составные элементы) необходимо рассматривать как условие (предпосылку) для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной деятельности, т. е. как предпосылку для размещения производительных сил.
Экономико-географическое положение (ЭГП) — это пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п.
И физико-географическое, и экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально (неповторимо). Место, которое занимает каждое территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), не только индивидуально само по себе (в системе географических координат), но и в своем пространственном окружении, т. е. в своем расположении по отношению к морю, торговым центрам, путям сообщения и т. п. Следовательно, мест с одинаковым географическим положением нет.
Экономико-географическое положение — категория пространства, так как образующие его элементы — это пространственно взаиморасположенные, т. е. находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, объекты (страны, районы, предприятия, города, источники сырья, топлива и т. п.). Именно по принципу пространственной близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро- (малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.
Расстояние (пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.
Экономико-географическое положение не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.
В самом деле, любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна12.
Напротив, все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.
Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, то есть расположение местности по отношению к путям сообщения. Как совершенствование техники (средств сообщения) сказывается на экономико-географическом положении местности, особенно наглядно можно проследить на примере Австралии, которая вплоть до 70-х гг. XIX в. в экономико-географическом отношении была одной из самых изолированных стран мира. Появление новых, скоростных, технически совершенных, специальных транспортных средств (суда-рефрижераторы, суда-холодильники для перевозки скоропортящихся видов сельскохозяйственной продукции, танкеры для транспортировки нефти и природного газа в сжиженном виде, рудовозы и другие специальные суда для перевозки сухогрузов — пшеницы, угля и т. д.) сказалось на транспортно-географическом (соответственно и экономико-географическом) положении этой страны таким образом, что фактически приблизило (по скорости и стоимости перевозок грузов) ее к центрам мировой торговли и важнейшим путям сообщения, сделало из невозможного реальным потребление продукции ее промышленности и сельского хозяйства практически в любой стране и районе мира. В настоящее время Австралия — один из крупнейших производителей и экспортеров самой разнообразной сельскохозяйственной продукции (масло, сыры, сгущенное молоко, мясо говядины, баранины, овечья шерсть, зерно, хлопок, тростниковый сахар и др.), продукции отраслей горнодобывающей промышленности (железная и марганцевая руда, оловянные, медные, свинцово-цинковые концентраты, уголь, нефть и др.). Очевидно, что изменение экономико-географического положения Австралии, ее роли в международном разделении труда было обусловлено прогрессом техники (транспорта), общим высоким уровнем экономики этой страны.
Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Например, ослаблением роли или утратой экономического значения того или иного фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы, потребительского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями (как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами сбыта продукции) или, наоборот, усилением роли какого-либо из факторов и соответственно усилением его влияния на этот процесс.
Например, экономико-географическое положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии неоднократно менялось и в разные периоды времени его можно было оценить как весьма удобное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть использован местный древесный уголь, а в качестве сырья — своя железная и марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены, были использовать привозное топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, Донецкого Украины или Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале нет; наконец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды на большинстве своих месторождений и вынуждены были завозить не только коксующийся уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный район России, Украина, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это необходимо было делать в основном с помощью железнодорожных перевозок, так как возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе, Филадельфии или Торонто) на Урале нет.
Таким образом, в ходе исторического развития экономико-географическое положение любой местности страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне измениться. Причина этому — прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики, организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении, то есть в пределах территории связанных с нею других мест.
- Глава 5. Политическая карта мира
- Глава 6. География населения мира
- Раздел II. Региональные особенности развития и размещения производительных сил
- Глава 12. Макрорегионы мира
- Глава 13. Россия
- Глава 1. Предмет экономической географии
- 1.1. Постановка вопроса о предмете науки
- 1.2. Территориальная организация общественного производства
- Глава 2. Законы территориальной организации общественного производства
- 2.1. Понятие о научном законе. Классификация законов.
- 2.2. Закономерности размещения общественного производства.
- Глава 3. Основные категории и понятия экономической географии
- 3.1. Физико-географическое и экономико-географическое
- 3.2. Природные условия и ресурсы.
- 3.3. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
- Глава 4. Методы анализа экономической географии
- 4.1. Общие и специфические методы.
- 4.2. Методика обоснования отраслей и предприятий промышленности.
- 4.3. Классификация отраслей промышленности по условиям
- 4.4. Критерий эффективности размещения отраслей и предприятий промышленности.
- 4.5. Особенности размещения отраслей сельского хозяйства
- 4.6. Районирование потребления произведенной продукции.
- 4.7. Анализ структуры территориально-производственных систем
- 4.8. Экономико-географическая характеристика территории (страны, района и т. Д.), содержание и логическая последовательность
- Глава 5. Политическая карта мира
- 5.1. Типология стран мира
- 5.2. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Глава 6. География населения мира
- 6.1. Численность населения, особенности его географического распределения
- 6.2. Естественное движение (воспроизводство) и миграция населения
- 6.3. Расовый и этнический (национальный) состав населения
- 6.4. Демографическая (половозрастная) структура населения, трудовые ресурсы, формы расселения людей
- 6.5. Демографическая ситуация, состав и размещение населения, трудовой и научно-технический потенциал России
- Глава 7. География мировых природных ресурсов
- 7.1. Топливно-энергетические ресурсы
- 7.2. Металлорудные ресурсы
- 7.3. Горно-химическое сырье
- 7.4. Земельные ресурсы
- 7.5. Водные ресурсы
- 7.6. Биологические ресурсы
- 7.7. Ресурсообеспеченность стран мира
- Раздел I
- Глава 8. География сельского хозяйства мира
- 8.1. Животноводство
- 8.2. Земледелие
- Глава 9. География промышленности мира
- 9.1. География топливной промышленности мира
- 9.2. Электроэнергетика мира
- 9.3. Черная металлургия мира
- 9.4. Цветная металлургия мира
- 9.5. Машиностроение мира
- 9.6. Химическая промышленность мира
- 9.7. Легкая промышленность мира
- 9.8. Лесная промышленность мира
- Глава 10. География транспорта мира
- 10.1. Транспорт - третичный сектор экономики
- 10.2. Сухопутный транспорт
- 10.3. Водный и воздушный транспорт
- Глава 11. Размещение производительных сил россии
- 11.1. Отраслевая структура хозяйства
- 11.2. География промышленности России
- 11.2.1. Топливная промышленность
- 11.2.2. География газовой промышленности
- 11.2.3. География нефтяной промышленности
- 11.2.4. География угольной промышленности
- 11.2.5. География электроэнергетики
- 11.2.6. География черной металлургии
- 11.2.7. География цветной металлургии
- 11.2.8. География химической промышленности
- 11.2.9. География машиностроения
- 11.2.10. География лесной промышленности
- 11.2.11. География легкой промышленности
- 11.2.12. География пищевой промышленности
- 11.3. География сельского хозяйства России
- 11.3.1. Растениеводство
- 11.3.2. Животноводство
- 11.4. География транспорта России
- Раздел II
- Глава 12. Макрорегионы мира
- 12.1. Зарубежная Европа
- 12.2. Зарубежная Азия
- 12.4. Латинская Америка
- 12.5. Северная Америка
- 12.5.1. Соединенные Штаты Америки
- 12.6. Австралия и Океания
- 12.6.1. Австралия (Австралийский Союз)
- 12.7.1. Республика Беларусь
- 12.7.2. Республика Украина
- 12.7.3. Республика Молдова
- 12.7.4. Республика Грузия
- 12.7.5. Республика Армения
- 12.7.6. Республика Азербайджан
- 12.7.7. Республика Казахстан
- 12.7.8. Республика Узбекистан
- 12.7.9. Республика Туркменистан
- 12.7.10. Республика Таджикистан
- 12.7.11. Республика Кыргызстан
- Глава 13. Россия
- 13.1. Особенности геополитического и экономико-географического
- 13.2. Районы России
- 13.2.1. Центральный экономический район
- 13.2.3. Северо-Западный экономический район
- 13.2.4. Северный экономический район
- 13.2.5. Северо-Кавказский экономический район
- 13.2.7. Поволжский экономический район
- 13.2.8. Уральский экономический район
- 13.2.9. Западно-Сибирский экономический район
- 13.2.10. Восточно-Сибирский экономический район
- 13.2.11. Дальневосточный экономический район
- 13.2.12. Калининградская область
- 13.3. Внешние экономические связи России
- 344007, Г. Ростов-на-Дону,
- 305007, Г. Курск, ул. Энгельса, 109.