10.1. Транспорт - третичный сектор экономики
Транспорт - особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта32.
Основные виды современного транспорта — железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.
Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей — длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).
Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех развитых странах мира ухудшились позиции железнодорожного транспорта.
Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом.
Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта; система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.
В остальных регионах мира — в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).
В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большего диаметра. Другое проявление повышения качества транспортной сети — дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.); формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), трансконтинентальных контейнерных «мостов*, представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами - контейнеровозами (Транссибирский, Япония — Восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа — Ближний и Средний Восток); создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, в России - два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, Хельсинки -Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).
- Глава 5. Политическая карта мира
- Глава 6. География населения мира
- Раздел II. Региональные особенности развития и размещения производительных сил
- Глава 12. Макрорегионы мира
- Глава 13. Россия
- Глава 1. Предмет экономической географии
- 1.1. Постановка вопроса о предмете науки
- 1.2. Территориальная организация общественного производства
- Глава 2. Законы территориальной организации общественного производства
- 2.1. Понятие о научном законе. Классификация законов.
- 2.2. Закономерности размещения общественного производства.
- Глава 3. Основные категории и понятия экономической географии
- 3.1. Физико-географическое и экономико-географическое
- 3.2. Природные условия и ресурсы.
- 3.3. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
- Глава 4. Методы анализа экономической географии
- 4.1. Общие и специфические методы.
- 4.2. Методика обоснования отраслей и предприятий промышленности.
- 4.3. Классификация отраслей промышленности по условиям
- 4.4. Критерий эффективности размещения отраслей и предприятий промышленности.
- 4.5. Особенности размещения отраслей сельского хозяйства
- 4.6. Районирование потребления произведенной продукции.
- 4.7. Анализ структуры территориально-производственных систем
- 4.8. Экономико-географическая характеристика территории (страны, района и т. Д.), содержание и логическая последовательность
- Глава 5. Политическая карта мира
- 5.1. Типология стран мира
- 5.2. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Глава 6. География населения мира
- 6.1. Численность населения, особенности его географического распределения
- 6.2. Естественное движение (воспроизводство) и миграция населения
- 6.3. Расовый и этнический (национальный) состав населения
- 6.4. Демографическая (половозрастная) структура населения, трудовые ресурсы, формы расселения людей
- 6.5. Демографическая ситуация, состав и размещение населения, трудовой и научно-технический потенциал России
- Глава 7. География мировых природных ресурсов
- 7.1. Топливно-энергетические ресурсы
- 7.2. Металлорудные ресурсы
- 7.3. Горно-химическое сырье
- 7.4. Земельные ресурсы
- 7.5. Водные ресурсы
- 7.6. Биологические ресурсы
- 7.7. Ресурсообеспеченность стран мира
- Раздел I
- Глава 8. География сельского хозяйства мира
- 8.1. Животноводство
- 8.2. Земледелие
- Глава 9. География промышленности мира
- 9.1. География топливной промышленности мира
- 9.2. Электроэнергетика мира
- 9.3. Черная металлургия мира
- 9.4. Цветная металлургия мира
- 9.5. Машиностроение мира
- 9.6. Химическая промышленность мира
- 9.7. Легкая промышленность мира
- 9.8. Лесная промышленность мира
- Глава 10. География транспорта мира
- 10.1. Транспорт - третичный сектор экономики
- 10.2. Сухопутный транспорт
- 10.3. Водный и воздушный транспорт
- Глава 11. Размещение производительных сил россии
- 11.1. Отраслевая структура хозяйства
- 11.2. География промышленности России
- 11.2.1. Топливная промышленность
- 11.2.2. География газовой промышленности
- 11.2.3. География нефтяной промышленности
- 11.2.4. География угольной промышленности
- 11.2.5. География электроэнергетики
- 11.2.6. География черной металлургии
- 11.2.7. География цветной металлургии
- 11.2.8. География химической промышленности
- 11.2.9. География машиностроения
- 11.2.10. География лесной промышленности
- 11.2.11. География легкой промышленности
- 11.2.12. География пищевой промышленности
- 11.3. География сельского хозяйства России
- 11.3.1. Растениеводство
- 11.3.2. Животноводство
- 11.4. География транспорта России
- Раздел II
- Глава 12. Макрорегионы мира
- 12.1. Зарубежная Европа
- 12.2. Зарубежная Азия
- 12.4. Латинская Америка
- 12.5. Северная Америка
- 12.5.1. Соединенные Штаты Америки
- 12.6. Австралия и Океания
- 12.6.1. Австралия (Австралийский Союз)
- 12.7.1. Республика Беларусь
- 12.7.2. Республика Украина
- 12.7.3. Республика Молдова
- 12.7.4. Республика Грузия
- 12.7.5. Республика Армения
- 12.7.6. Республика Азербайджан
- 12.7.7. Республика Казахстан
- 12.7.8. Республика Узбекистан
- 12.7.9. Республика Туркменистан
- 12.7.10. Республика Таджикистан
- 12.7.11. Республика Кыргызстан
- Глава 13. Россия
- 13.1. Особенности геополитического и экономико-географического
- 13.2. Районы России
- 13.2.1. Центральный экономический район
- 13.2.3. Северо-Западный экономический район
- 13.2.4. Северный экономический район
- 13.2.5. Северо-Кавказский экономический район
- 13.2.7. Поволжский экономический район
- 13.2.8. Уральский экономический район
- 13.2.9. Западно-Сибирский экономический район
- 13.2.10. Восточно-Сибирский экономический район
- 13.2.11. Дальневосточный экономический район
- 13.2.12. Калининградская область
- 13.3. Внешние экономические связи России
- 344007, Г. Ростов-на-Дону,
- 305007, Г. Курск, ул. Энгельса, 109.