logo
Ek_geogr_uchebnik (1)

13.1. Особенности геополитического и экономико-географического

положения

По географическому положению Россия — евразий­ская страна, так как часть ее территории расположена в Европе, часть — в Азии (Сибирь и Дальний Восток), а в целом она занимает пространство (площадью 17,1 млн кв. км, протяженностью в меридиональном направле­нии 2,5—4 тыс. км, в широтном — 9 тыс. км) Северной Евразии. Ее крайняя северная точка (77 ° 43' с. ш.) на­ходится за полярным кругом (мыс Челюскин полуост­рова Таймыр), южная (41 ° 11' с. ш.) - примерно на 40-й параллели северной широты (гора Базардюзю Глав­ного хребта Большого Кавказа, на границе Республики Дагестан с Азербайджаном), западная (19 ° 38' в. д.) — в Восточном полушарии, неподалеку от нулевого мери­диана (песчаная коса Гданьского залива Балтийского моря, около Калининграда), а восточная (168 ° 40' з. д.) — уже в Западном полушарии (мыс Дежнева полуостро­ва Чукотский). Территория России расположена в пре­делах одиннадцати часовых поясов.

Пределы территории России очерчены в основном морскими рубежами — из общей протяженности ее гра­ниц (58,6 тыс. км) более 2/3 морские (44,3 тыс. км) и лишь 1/3 сухопутные (14,3 тыс. км).

Морские границы проходят на расстоянии 12 миль (22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км) экономическая зона,

Наибольшую протяженность морские границы Рос­сии имеют на Северном Ледовитом океане, где они от­деляют российский сектор Арктики (по меридианам, проходящим через крайние — западную и восточную точки страны) с расположенными в нем островами (Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Но­восибирские острова, остров Врангеля) от канадского, норвежского и американского (США) секторов.

На востоке граница России проходит по морям Тихо­го океана: на северо-востоке по Берингову проливу она является разделительной линией между Россией и США, а на юго-востоке по проливу Лаперуза (между острова­ми Сахалин и Хоккайдо) и Кунаширский (между остро­вами Кунашир и Хоккайдо) - между Россией и Япони­ей.

Границы, проходящие по акваториям Балтийского, Черного и Азовского и Каспийского морей, невелики по протяженности, но очень важны для России не только с точки зрения ее присутствия здесь как морской держа­вы, но и возможных контактов со странами, располо­женными в пределах и за пределами этих бассейнов. В частности, по Балтийскому морю идет кратчайший путь в Атлантический океан, пролегают самые удобные морс­кие пути между Россией, Польшей, Литвой, Германией и другими странами, имеющими выход в Балтийское море; по Черному морю осуществляются внешнеторго­вые сообщения с Украиной, Грузией, Турцией, Болгари­ей и Румынией» а по выходу из него (через проливы Бос­фор и Дарданеллы) — со средиземноморскими странами и др.; по Каспийскому морю Россия имеет прямой выход к Туркмении и Ирану.

На западе и юге государственная граница страны про­ходит в основном по суше. Сухопутная граница разъе­диняет Россию с 14 странами: на северо-западе — с Норвегией и Финляндией, на западе — с Эстонией, Латви­ей, Литвой, Польшей (с последними двумя странами непосредственно граничит Калининградская область — анклав России на Балтийском побережье) и Белорусси­ей, на юго-западе — с Украиной, на юге — с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, на юго-востоке — с Ки­таем, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой, Самая большая по протяженности сухопутная граница — с Казахстаном (7 200 км), затем с Китаем (4 350 км) и Монголией (3 400 км), самая ко­роткая — с КНДР (17 км). Сухопутные границы прохо­дят по естественным рубежам — равнинам, горам, ре­кам и пр. Большая их часть (Русская или Восточно-Европейская равнина - на границе со странами Бал­тии, Белоруссией, Украиной; Прикаспийская и Запад­но-Сибирская низменность - на границе с Казахстаном; реки Уссури, Амур, Аргунь и озеро Ханка — на границе с Китаем и др.) не создает преград для перемещения людей и грузов, напротив, даже благоприятствуют это­му. Небольшие трудности в этом плане возникают у России с Грузией, Азербайджаном и Монголией, грани­цы с которыми в основном проходит по горной местно­сти (по горам Большого Кавказа, Алтая, Саянам, Ябло­новому хребту). Однако трудности эти легко преодоли­мы — на этом участке границы проложены автомагис­трали (Военно-Грузинская дорога от Владикавказа че­рез Крестовый перевал до Тбилиси; Чуйский и Кяхтинский тракты, связывающие Россию с Монголией, и др.)т железнодорожные линии (Махачкала — Баку, Заудинский - Наушки и Борзя - Соловьевск для перевозки грузов в Монголию и обратно и др.), а связь с Грузией и Азербайджаном удобно поддерживать и морем. Не слу­чайно Россия по всему периметру своих сухопутных гра­ниц еще с давних времен активно взаимодействует с сопредельными странами.

Сухопутные границы России отличаются и по право­вому статусу. Границы с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем и КНДР закреплены меж­дународными договорами, в стадии оформления нахо­дится установление государственных границ с Эстони­ей, Латвией и Литвой. Границы со странами СНГ — Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном не оформлены международными договорами и на их рубежах установлен только погранично-таможенный конт­роль. Границы с Белоруссией — партнером России по союзному государству — фактически отсутствуют и сво­бодны для перемещения людей, торговых потоков, гру­зов.

Геополитическое положение России, т. е. положение ее на политической карте по отношению к различным государствам мира, определяется действием ряда фак­торов внутри страны и за ее пределами. Огромное пози­тивное воздействие оказывает на него характер преоб­разований в экономике, во внутренней и внешней поли­тике страны, происходящих в последний период време­ни. Главные среди них — переход на рыночные отноше­ния и открытость экономики, отказ от политики «хо­лодной войны», военного противостояния США и дру­гим странам НАТО, ликвидация военного присутствия России за рубежом. Эти и другие факторы подняли меж­дународный авторитет страны, изменили отношение к ней мирового сообщества.

Из внешних факторов особое значение имеет образо­вание в результате распада СССР на западных и южных рубежах страны новых пограничных государств, полу­чивших название «ближнее зарубежье», статус членов СНГ (за исключением стран Балтии), и созданного в его рамках Экономического и Военно-политического союза. Их образование отдалило от границ нашей страны европейские и ближневосточные страны. Возникшие в связи с этим трудности в организации торгово-экономи­ческих связей России с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном (ближневосточном) направле­нии (ряд важных коммуникаций России — железнодо­рожные и автомобильные магистрали, трубопроводы и авиатрассы проходят теперь через территорию новых независимых государств) не могут перекрыть всех пре­имуществ, которые она получила благодаря безопаснос­ти на этих участках границ (в условиях непрекращающегося расширения НАТО на восток, угрозы экспансии на юге исламского фундаментализма).

Другой фактор, влияющий на современное геополи­тическое положение России, рост экономической мощи и политического веса в мире государств, соседствующих с ней или близкорасположенных к ней на востоке и юго-востоке (Китай, Япония, КНДР, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины и др.). Именно этот азиатский субрегион играет все бо­лее заметную роль в развитии хозяйственных связей с Россией. В современной мировой экономике страны Вос­точной и Юго-Восточной Азии имеют самые высокие тем­пы развития (исключение — Япония, уже достигшая очень высокого уровня развития экономики), обладают значи­тельным объемом золотовалютных средств, являются крупнейшими поставщиками на мировой рынок обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной ап­паратуры, персональных компьютеров, легковых авто­мобилей и других видов высокотехнологичной и трудо­емкой продукции. Однако узость внутреннего рынка, ог­раниченность территории, собственной минерально-сы­рьевой базы, невозможность обеспечить работой быстро растущее население и др., обусловливают большую зави­симость стран субрегиона от внешнего рынка.

Восточные районы России, огромные по площади, но слабозаселенные, напротив, отличаются мощным природно-ресурсным потенциалом, развитыми отраслями тяже­лой индустрии (в т. ч. производством военной техники, цветных металлов, топлива, леса и других видов продук­ции, конкурентоспособной за рубежом), обширным внут­ренним рынком с повышенным спросом на продукцию легкой промышленности и наукоемких производств, от­сутствием крупных внутренних источников финансиро­вания и др., т. е. являются во всех отношениях как бы дополняющими азиатский субрегион. Это создает пред­посылки для развития экономического сотрудничества и политического сближения России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Экономико-географическое положение России благоприятствует этому.

В пределах государственных границ страны особо вы­деляют таможенное пространство42. Таможенную территорию Российской Федерации, согласно Таможенному ко­дексу, составляют сухопутная территория, территориаль­ные и внутренние воды43 и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Феде­рации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (см. ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 15 февраля 1999 г.).

За пределы национальной таможенной территории Российской Федерации выводятся свободные таможен­ные зоны — местности, в пространственных рамках ко­торых вводится особый таможенный режим, т. е. при­меняется определенная система стимулов и льгот (на­пример, отмена экспортно-импортных таможенных По­шлин и сборов; применение пониженных ставок тамо­женного обложения при импорте товаров, предназна­ченных для внутреннего рынка России; освобождение от налога; упрощенная процедура въезда и выезда; сво­бода выбора источников финансовых операций и т. п.), не используемая в других частях страны.

Такого рода территориальные образования, обособлен­ные от остальной части национального экономического пространства определенным набором базовых стимулов и норм, различаются по направлению хозяйственной де­ятельности, поставленным экономическим задачам и др.

Свободные таможенные зоны, являясь частью суве­ренной государственной территории Российской Феде­рации, в силу своего хозяйственно-правового статуса остаются за пределами таможенных границ, т, е. рас­сматриваются как находящиеся вне таможенной терри­тории Российской Федерации.

Пределы таможенной территории Российской Феде­рации, а также периметры свободных таможенных скла­дов и зон являются таможенной границей Российской Федерации.

Свободные таможенные зоны обычно представляют со­бой небольшие по площади анклавы (не более 1—2 кв. км), их количество невелико и непостоянно, поэтому раз­меры и границы таможенной и государственной терри­тории Российской Федерации практически совпадают.