logo search
Региональная экономика Вавилова / 12

Инфраструктурный комплекс (сфера услуг)

Инфраструктурный комплекс объединяет отраслей хозяйства, производящие разнообразные услуги. Термин «услуги» охватывает широкий круг отраслей, которые выполняют различные функции для покупателей, но не включают продажу реального продукта. В экономической науке, как в России, так и за рубежом нет полного единства относительно того, что следует включать в состав сферы услуг. Например, американские экономисты приводят следующую классификацию отраслей услуг:

1) услуги сферы материально-вещественного производства: торговля (оптовая, розничная, общественное питание); транспорт; услуги по производству и обращению (услуги по организации и налаживанию управления производством, его общественных связей, по обслуживанию помещений, агентства по прокату оборудования, проектно-конструкторские бюро); реклама; услуги связи; материально-вещественные услуги населению (сюда же относится гостиничное дело);

2) сфера нематериальных (невещественных) услуг: услуги финансово-кредитных и страховых учреждений; хозяйственные услуги государства; хозяйственное использование недвижимости (сдача внаем жилья и помещений для предпринимательской деятельности); наука, образование и здравоохранение; невещественные услуги населению.

Международный валютный фонд (МВФ) дает самую краткую характеристику-классификацию, согласно которой услуги подразделяются на четыре группы: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги. В основе нерасшифровываемой статьи «прочие услуги» лежат многие сравнительно новые виды так называемых деловых услуг, требующихся предпринимателям.

В группу деловых услуг входят профессиональные и управленческие услуги (все виды консультаций, а также правовая, бухгалтерская, аудиторская помощь); информационные услуги (программное обеспечение, обработка информации, подготовка данных и т. д.); персональные услуги (подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров); операционные услуги (управление предприятием, контроль за качеством продукции, ликвидация отходов производства); банковские и страховые услуги в полном ассортименте; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, посредничество во всех видах; услуги в области связи и аренды; ремонт и техническое обслуживание оборудования, строительство и услуги в области освоения космического пространства в гражданских целях.

В России принята несколько другая классификация. По ней услуги можно подразделить на следующие виды:

А. Материальные, в том числе: 1) материализуемые в предметах своего воздействия (торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание); 2) нематериализуемые в предметах своего воздействия (транспорт и связь).

Б. Нематериальные, в том числе: 1) необходимые (образование, культура, здравоохранение, физическая культура); 2) вынужденно необходимые (государственное управление, оборона, охрана общественного порядка).

В экономике России в последние годы обозначилась положительная тенденция увеличения доли производства услуг. В 1999г. 52% общего объема ВВП приходилось на производство услуг, тогда как в 1990г. доля услуг составляла 32%. В странах с развитой рыночной экономикой доля производства услуг еще значительнее. Например, в "ША она достигает 75%, в Германии — 65%, в Японии — 60%. Характерно, что увеличение доли производства услуг в ВВП России происходит, прежде всего, в сферах хозяйства, обеспечивающих функционирование рынка.

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две крупные, относительно самостоятельные части: коммуникационную систему и сферу обслуживания.