Коммуникационная система
Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ.
Транспорт. Транспорт образно называют кровеносной системой экономики. Его основные задачи: обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
С помощью одного вида транспорта решить эти задачи невозможно. Поэтому в России все виды транспорта взаимодополняют друг друга, образуя транспортную систему.
Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. Существует несколько видов транспорта: а) сухопутный (железнодорожный, автомобильный); б) водный (морской, речной); в) трубопроводный; г) авиационный.
Железнодорожный транспорт — ведущий в транспортной системе России. Основные черты географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. В европейской части их конфигурация напоминает гигантское колесо, ось которого — Москва. От нее в разные стороны отходят «спицы»-радиусы (к Санкт Петербургу, Смоленску, Орлу, Нижнему Новгороду и др.). На разных расстояниях от Москвы эти радиусы пересекаются кольцевыми дорогами. На восток от европейского «колеса» протянулись широтные магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их меньше. Это создает серьезные проблемы, так как особенно быстро растет поток грузов между Сибирью, Уралом и европейской частью страны. Но в связи с распадом СССР осуществлять эти перевозки стало намного труднее, так как значительные участки крупнейших широтных железнодорожных магистралей — Транссибирской, Среднесибирской, Южно-Сибирской — оказались за пределами России. Единственный же собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии справиться с гигантской и постоянно нарастающей нагрузкой. Важнейшей, хотя и нелегкой, задачей стала необходимость строительства новых железных дорог на востоке России. Построена, но пока слабо используется Байкало-Амурская магистраль. Начато строительство Амуро-Якутской магистрали. В отдаленной перспективе возможно продолжение на восток Печорской магистрали (Салехард — Воркута — Коноша), которая объединит территорию Европейского Севера.
Автомобильный транспорт — один из самых дорогих. Но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителю. Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных районах страны, горах Кавказа, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. География автомобильных дорог схожа с географией железнодорожных магистралей. Крупнейшие 12 дорог лучами расходятся от Москвы к Санкт Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных районах число дорог резко снижается. До сих пор нет автодороги, пересекающей всю Россию с запада на восток.
Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России. Морской транспорт имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы. По тоннажу российский флот занимает седьмое место в мире после Либерии, Панамы, Японии, Норвегии, США и Греции. Но большая часть судов имеет возраст 10 лет и более, поэтому не может заходить в иностранные порты. Первое место в грузообороте среди океанских бассейнов принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, которые снабжают товарами северо-восток страны, осуществляют внешнеторговые связи со странами Азии и Австралией. На втором месте — Балтийский бассейн, обеспечивающий внешние связи со странами Европы и Америки. Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти. По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в освоении и снабжении районов Крайнего Севера.
Речной транспорт играет решающую роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших средств и времени. По рекам экономичны перевозки объемных грузов, не требующих быстрой доставки: леса, нефти, зерна, строительных материалов. Судоходные реки России относятся к разным бассейнам. Основной среди них — Волго-Камский, к которому тяготеет экономически развитая часть страны.
Авиационный транспорт — единственный, охватывающий перевозками почти все районы страны. Тем не менее, объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик. Самолетами доставляют грузы в труднодоступные районы страны, перевозят скоропортящуюся продукцию. Главная специализация воздушного транспорта — перевозка на дальние расстояния пассажиров.
Трубопроводный транспорт по объему выполняемой работы все более приближается к железнодорожному. Однако строительство трубопроводов в 3—5 раз быстрее и дешевле, чем железных дорог. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты переработки нефти.
- Экономическая география и регионалистика
- Оглавление
- Глава 6. Внешняя торговля россии 129
- Глава 7 . Территориальная организация 135
- Глава 1. Взаимодействие общества и географической среды
- Экономическая география и регионалистика Глава1. Взаимодействие общества и географической среды
- Глава 2. Природные условия и ресурсы россии
- Природные условия
- Природные ресурсы
- Глава3. Население и трудовые ресурсы россии Численность и особенности размещения населения России
- Миграция населения России
- Национальный состав населения
- Городское и сельское население
- Трудовые ресурсы России
- Глава 4. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Глава 5. Размещение производительных сил россии
- Топливно - энергетический комплекс
- Топливная промышленность россии
- Нефтяная промышленность
- Перспективы развития нефтяного комплекса России
- Газовая промышленность России
- Угольная промышленность
- Электроэнергетика
- Комплексы отраслей по производству
- Цветная металлургия
- Химико-лесной комплекс
- Структура комплекса постоянно усложняется.
- Лесная промышленность
- Машиностроительный комплекс
- Агропромышленный комплекс (апк)
- Земледелие
- Животноводство
- Инфраструктурный комплекс (сфера услуг)
- Сфера обслуживания
- Коммуникационная система
- Глава 6. Внешняя торговля россии
- Глава 7 . Территориальная организация производительных сил россии
- Западная экономическая зона (европейская россия)
- Центральная россия
- Европейский север россии
- Юг европейской части россии (северный кавказ)
- Урало-поволжье
- Уральский район
- Поволжский район
- Восточная экономическая зона
- Западно-сибирский район
- Восточно-сибирский район
- Дальневосточный район
- Библиографический список