logo
Региональная экономика Вавилова / 12

Экономическая география и регионалистика Глава1. Взаимодействие общества и географической среды

Мы используем всего 20% древесины от вырубки. Потери в сельском хозяйстве у нас не учитывают, но косвенные подсчеты свидетельствуют, что мы теряем от 20 до 40% сельскохозяйственной продукции. Для преодоления этих негативных явлений необходимы ресурсосберегающие технологии, уменьшение потерь при транспортировке и хранении.

2. Загрязнение окружающей среды.

Под загрязнением окружающей среды понимают нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Например, загрязнение почвенного покрова происходит в результате образования миллионов гектаров нарушенных земель, возникающих в процессе строительства и проведения горных выработок. Еще более важная причина загрязнения — промышленные и сельскохозяйственные отходы, бытовой мусор. Загрязнение гидросферы происходит прежде всего в результате сброса в реки, озера и моря сточных вод, общий объем которых ныне достигает 1 тыс. км3 в год.

Очень большой вред наносит нефтяное загрязнение. В Мировой океан ежегодно попадает 3—4 млн. т нефти. Особенно велико нефтяное загрязнение Северного, Средиземного, Карибского морей, Персидского, Мексиканского заливов. Загрязнение атмосферы происходит прежде всего в результате сгорания минерального топлива. Главные загрязнители атмосферы — оксиды углерода, серы и азота. Ежегодное поступление в атмосферу сернистого газа оценивается в 100— 150 млн т. С его выбросами связано образование так называемых кислотных осадков, которые наносят большой вред растительному и животному миру, разрушают сооружения, памятники архитектуры.

В начале 1980-х гг. на основе концепции «экоразвития», которая предусматривает, что развитие на региональном и местном уровнях должно соответствовать потенциалу данного района и осуществляться с учетом регионального использования ресурсов, естественных экосистем и местных моделей социального и культурного развития, появились новые теории: «экологически безопасное развитие», «развитие без разрушения», «альтернативные модели развития и образа жизни». Примечательно, что термины «окружающая среда» и «экономическое развитие» начали употребляться именно в таком порядке, а не наоборот, что означало определенный сдвиг приоритетов при рассмотрении данной проблемы.

К этому времени экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства, или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями развития. Это нашло отражение в проведении крупнейшего мероприятия по экологическим вопросам — конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Основные документы, принятые на конференции:

• Повестка дня XXI века.

• Программа действий ООН.

• Декларация по окружающей среде и развитию.

• Заявление о принципах в отношении лесов.

• Рамочная конвенция об изменении климата под влиянием газов,

вызывающих парниковый эффект.

• Конвенция о сохранении биологического разнообразия.

В центре внимания этих документов оказалась концепция «устойчивого развития» — такая модель развития, которая бы отвечала потребностям ныне живущих людей, не лишая в то же время будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

Вышеперечисленные документы охватывают различные аспекты устойчивого развития. Принятый на конференции документ, получивший название «Повестка дня XXI века», является по сути всемирной программой действий по решению задач экономического развития с учетом экологических факторов на следующее столетие. Форум в Рио-де-Жанейро учредил для проведения текущей работы по «Повестке дня XXI века» Комиссию ООН по устойчивому развитию (ЮНКУР). Ее специальный печатный орган — ежемесячный бюллетень «The Network», в котором публикуются сообщения из различных стран о ходе выполнения решений, принятых на этом форуме. В 1997 г. состоялась специальная сессия ООН для подведения итогов сделанного в мире за пять лет по реализации целей встречи в Рио-де-Жанейро.

С учетом указанных проблем необходима переориентация структур производства и потребления во всех странах так, чтобы они соответствовали новым глобальным требованиям — устойчивости и экологической безопасности. Этого можно достичь только усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно, с учетом тех нарушений природы, которые произошли на ее территории, экономических возможностей, социальных и демографических условий. Особенно важна эта проблема для России, так как именно здесь сохранилась огромная территория, способная стать местом возобновления естественных экосистем, обеспечивающих устойчивость окружающей среды. Несомненно, что экологические проблемы нашей страны носят глобальный характер и затрагивают интересы всего мира. Например, в результате массовых вырубок под угрозой оказались сибирские леса, играющие важную роль в поддержании стабильности глобального климата. Кислотные дожди, образующиеся в результате загрязнения атмосферы продуктами сжигания топлива, могут выпадать за сотни километров от источника загрязнения. Увеличение выбросов в атмосферу хлор-фтор-углеродов над любым из участков поверхности Земли приводит к накоплению их в стратосфере и впоследствии к серьезным повреждениям озонового слоя, что представляет опасность для всего человечества. Масштабность последствий чернобыльской катастрофы сомнению не подлежит.

Поддержание экологической безопасности является одной из важнейших проблем современной России. Вместе с тем экологические интересы России в значительной степени формируются и под давлением мирового сообщества. По мнению ученых Института США и Канады, постепенное создание основ экологического правопорядка в мире, принятие многочисленных международных экологических конвенций и договоров, функционирование международной системы экологического контроля рано или поздно приведут к выдвижению особых требований по экологической безопасности и к России, как к стране с особым геополитическим положением, обладающей к тому же крупнейшим на планете природно-ресурсным потенциалом и играющей заметную роль в процессе возникновения экологических угроз различного масштаба. Ясно, что эти требования будут касаться как участия России в международных экологических соглашениях и договорах, выполнения принятых по ним обязательств, так и характера ведения хозяйственной деятельности.

Таким образом, национальная цель устойчивого развития России неотделима от общемировой цели и может быть сформулирована следующим образом: достичь такого развития общества, при котором суммарные воздействия на окружающую среду остаются в пределах обшей хозяйственной емкости биосферы и в то же время удовлетворяются потребности как нынешнего, так и будущего поколений людей. На базе итоговых документов конференции ООН, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992г., в конце 1993г. на первом заседании правительственной Комиссии РФ по окружающей среде и природопользованию был рассмотрен и одобрен проект Национального плана действий по окружающей среде. В нем предусматривались меры: по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, включая усиление государственной системы экологического контроля; по совершенствованию природоохранного законодательства по охране и рациональному использованию природы; по реализации первоочередных экологических программ на федеральном уровне; по выполнению международных обязательств России в соответствии с принятыми конвенциями и соглашениями в области охраны окружающей среды.

В 1996г. была опубликована Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, разработанная на основе Указа Президента РФ от 4 февраля 1994г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В этом документе содержится анализ состояния окружающей среды в России через 3,5 года после начала перехода к рыночной экономике, излагаются некоторые общие принципы и направления перехода РФ к модели устойчивого развития. Концепция была рекомендована регионам страны для конкретизации и исполнения, хотя многие принципиальные моменты, связанные с механизмами и средствами реализации концепции на местах, пока не определены.

Россия относится к числу наиболее экологически неблагополучных стран мира. Природные экосистемы нашей страны уже значительно угнетены, и лишь обширность территории, '/з которой еще не затронута хозяйственной деятельностью, спасает нашу природу от полной деградации. Ущерб от экологических бедствий, прямо и косвенно воздействующих на жизнь и здоровье населения, по оценке комитета Государственной думы по экологии, в 1993г. составил около 36% ВВП. Неблагоприятная экологическая ситуация в России является результатом длительного доминирования в народном хозяйстве природоемких отраслей, преобладания ресурсо и энергоемких технологий в производстве, сырьевой ориентации экспорта, отсталых методов природопользования, несовершенной природоохранной политики.

В последние годы экологическая ситуация в России продолжает ухудшаться, несмотря на связанное с падением производства некоторое сокращение нагрузки на природу со стороны промышленности. Основными причинами этого являются дезорганизация экономики и разрыв рациональных хозяйственных связей, финансовые трудности предприятий, ограничивающие возможности выполнения природоохранных мероприятий, слом старого экономического механизма и отсутствие отлаженного нового, который смог бы применить рыночные стимулы к природоохранным мероприятиям, сокращение использования вторичных ресурсов. В одной из глав Проекта государственной стратегии устойчивого развития России, которая озаглавлена «Характеристика экологической напряженности и хозяйственная емкость экосистем России», отмечено, что экологическая ситуация в России усугубляется из-за ограниченности финансирования природо-восстановительных мероприятий.

Потребность России в инвестициях в экологию, по оценкам западных экспертов, составляет до 2005г. 350 млрд. долл. Эти данные были приведены на конференции «Экология и инвестиции», состоявшейся в Торгово-промышленной палате РФ весной 1997г. В развитых странах инвестиции в экологию ежегодно составляют 3—4% ВВП. В России в 1996г. этот показатель составлял 0,5%. Федеральным бюджетом в 1997г. на экологические программы было выделено лишь 6% необходимых средств. В случае ожидаемого экономического подъема экологические проблемы в России могут стать еще более острыми и трудноразрешимыми.

Проводимые в стране процессы экономической либерализации, к сожалению, привели пока лишь к расхищению природного и экономического потенциала страны. В данной ситуации должны быть приняты меры чрезвычайного характера. Вышедшее недавно на политическую арену движение «зеленых» не в состоянии повлиять на принимаемые решения. Руководитель природоохранного ведомства России В. Данилов-Данильян оценивает «зеленое» движение как крайне раздробленное. Он выражает сожаление, что «многие «зеленые» группы и движения на самом деле ставят коммерческие цели, стараясь за счет экологических лозунгов привлечь спонсорскую помощь из-за рубежа». Но несмотря на все проблемы, у России нет другого выхода, кроме того, чтобы как можно скорее начать «экологизацию» своей политики. Экологизация — это не только чистые вода и воздух, но и гарантированное благополучие будущих поколений, здоровье граждан, устойчивые темпы развития. По данным Института США и Канады, основной ущерб, который наносится хозяйству России в результате ухудшения окружающей среды, включает:

а) разрушение «человеческого капитала» страны (ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, увеличение смертности). По существующим оценкам, 20—50% продуктов питания содержат ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы в концентрациях, опасных для здоровья. 15% территории России с населением около 30 млн. человек относится ныне к территориям с особо неблагоприятными экологическими условиями;

б) истощение ресурсной базы российской экономики: 75% поверхностных вод потеряли питьевое значение, около 30% подземных вод, пригодных к эксплуатации, также опасно загрязнены, 250 тыс. га земли занято складированием 5 млрд. т отходов, накопившихся в ходе производства и потребления. Радиоактивное загрязнение также выводит из хозяйственного оборота значительные территории;

в) экологическая деградация связана и с угрозой для международного положения России, учитывая масштабы экологической угрозы в стране и богатейшие природные ресурсы, имеющие мировое значение. Необходимость смены техногенного развития на «устойчивое» очевидна. Без «экологизации» оздоровление экономики и дальнейший экономический рост невозможны.

Существуют три ограничения техногенного развития:

а) экологическое, обусловленное исчерпанием и ухудшением при родных ресурсов, загрязнением окружающей среды;

б) экономическое, связанное с растущей диспропорцией между вкладываемыми в использование и добычу природных ресурсов средствами и получаемыми результатами. С каждым годом эксплуатация природных ресурсов требует все больше удельных затрат на единицу продукции;

в) социальное, связанное с заболеваемостью населения, миграционными проблемами, вызываемыми деградацией окружающей среды.

Основные пути решения проблем экологизации экономического развития, формирования устойчивого типа экономического развития:

1)структурная перестройка экономики, изменение сырьевой ориентации экспорта;

2)разработка и применение природосохраняющих или безотходных технологий, замкнутых циклов производства, глубоко продуманное, наиболее рациональное размещение «грязных» производств;

3)прямые природоохранные мероприятия: строительство разного рода очистных сооружений, фильтров, создание охраняемых территорий, рекультивация.

Принципиальным для решения проблем формирования устойчивого типа развития является вопрос о механизмах реализации экологической политики. Существует два возможных механизма экологического регулирования:

1)прямое регулирование с помощью административно-законодательных рычагов (нормативно-правовые, административно-контрольные меры, судебные преследования, административные санкции, вплоть до закрытия предприятий);

2)экономическое регулирование с помощью экономических рычагов (налоги, платежи за пользование ресурсами, платежи за загрязнение окружающей среды, субсидии, займы, залоговые вложения и страхование на случай непредвиденных экологических ситуаций и др.).

Поиск оптимального сочетания этих механизмов начался в развитых странах в 1960— 1970-е гг. Первоначально акцент делался на нормативно-правовые ограничения загрязнения окружающей среды и контроль. Организацией экономического сотрудничества и развития в 1972 г. был введен принцип: «загрязнитель платит». Осуществлялось также безвозмездное государственное субсидирование деятельности по охране окружающей среды. 1980-е годы стали периодом широкого использования экономических рычагов.

Обеспечивая контролируемое решение природоохранных задач, административные меры имеют и ряд существенных недостатков. Во-первых, уравнивание природоохранных задач для всех предприятий. Во-вторых, административный контроль учитывает результаты природоохранной деятельности, а не ее саму. В-третьих, административно-контрольные меры требуют вложения значительных средств и таким образом влияют на конкурентоспособность продукции предприятий.

Казалось бы, экономические рычаги в большей степени соответствуют рыночной экономике. Однако применение этих рычагов в странах рыночной экономики пока остается лишь дополнением к нормативно-правовым подходам к экологическому регулированию, так как особая роль государства, выступающего как инициатор и гарант национальных экологических программ, во многом предопределяет опору в их реализации на административные меры. Командно-административное регулирование также абсолютно необходимо в отношении некоторых наиболее опасных видов загрязнения окружающей среды.

Для России переход к устойчивому развитию осложняется трудностями переходного периода — сломом административно-командной системы, тяжелым положением в экономике, социальными проблемами. Командно-административная система бывшего СССР привела страну на грань экологической катастрофы. Тем не менее к 1990-м гг. в стране была создана нормативно-правовая база решения природоохранных проблем и система государственного управления охраной окружающей среды. Переход к рынку предполагает масштабное применение экономических рычагов охраны природы. В России с начала 1990-х гг. применяются платежи за загрязнение окружающей среды, платежи за природные ресурсы, экологическое страхование, создаются специализированные экологические банки, стал формироваться рынок экологических работ и услуг. Это дает основания для оптимистической оценки перспектив установления сбалансированных отношений между рынком и рациональным природопользованием, а следовательно, и перспектив решения проблем экологизации экономики, и перехода к устойчивому развитию.

Однако, учитывая трудности, связанные с выходом из экономического кризиса, и серьезные последствия внешнеполитического характера в случае невыполнения международных обязательств, целесообразно принимать решения по участию России в международных соглашениях и конвенциях по охране окружающей среды лишь после всесторонней проработки вопроса и при условии реальности выполнения обязательств по международным экологическим договорам.