logo
Региональная экономика Вавилова / 12

Животноводство

Животноводство дает более 60% всей продукции сельского хозяйства России, и его доля постоянно повышается. Как производитель продуктов питания для населения животноводство размещается повсюду. Размещение товарного животноводства основано, прежде всего на сближении его с кормовыми базами и потребителями продукции с учетом множества факторов — природных, биологических, транспортных, технологических, экономических и др. Разведение крупного рогатого скота молочного направления, свиноводство и птицеводство размещаются преимущественно вблизи районов развитого земледелия, которое является основной, самой крупной и универсальной базой по производству разнообразных и высокопродуктивных кормов. Разведение крупного рогатого скота мясного направления и овцеводство размещаются там, где есть богатые естественные сенокосные и пастбищные угодья, что позволяет экономить средства и труд на транспортировку кормов.

С начала 1960-х до середины 1980-х гг. во всех категориях хозяйств происходило постоянное увеличение поголовья продуктивного скота: крупного рогатого скота — в 1,5 раза, свиней — в 1,3 раза. С середины 1980-х гг. наблюдалось уменьшение поголовья скота, особенно усилившееся в 1990-х гг., когда изменялось соотношение различных форм собственности. К 1999 г. численность поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по сравнению с 1990 г. уменьшилась на 52%, в том числе коров — на 38%, свиней — в 2,2 раза, овец и коз — в 4,2 раза, птицы — на 45%. Реализация скота и птицы на убой в живой массе снизилась в 2,2 раза, производство молока уменьшилось на 43%, яиц — на 32%.

В составе животноводства выделяется несколько отраслей:

а) скотоводство. Разведение крупного рогатого скота дает самый большой объем продукции (в том числе 2/5 мяса). Основная продукция скотоводства — молоко и мясо. По их соотношению в скотоводстве выделяют несколько направлений:

—молочное (молока более 70%). Кормовая база молочного скотоводства — сочные корма. Для содержания молочного скота наиболее благоприятны не засыхающие летом пастбища с разнотравными злаково-бобовыми травостоями, широко распространенными в равнинных и горных ландшафтах с относительно влажным климатом. В составе стойловых кормов большую долю должны составлять сочные и грубые, преимущественно силос и сено с добавлением высокопитательных концентратов. Молочное скотоводство развито в центре европейской части России, пригородах больших городов;

—молочно-мясное (равное количество молока и мяса). Кормовая база — естественные корма и силос. Развито практически на всей территории страны;

—мясомолочное (мяса — более 50%). Для разведения мясомолочного скота пригодны пастбища с менее сочной растительностью, а в составе стойловых кормов необходимы в большом количестве грубые и концентрированные корма. Мясомолочное скотоводство развито в степях и полупустынях Северного Кавказа, Урала, Поволжья, Сибири;

б) свиноводство. Разведение дает около '/з мясной продукции. Уровень развития свиноводства наиболее высок в зонах высокоразвитого зернового хозяйства и картофелеводства, вблизи крупных городов и центров пищевой промышленности (использование отходов). В России по развитию свиноводства выделяются: Северо-Кавказский район — один из крупнейших районов страны по производству зерна (в том числе кукурузы) и сахарной свеклы; Поволжский район — самый крупный зерновой район страны со значительными посевами картофеля; Центрально-черноземный район — с развитыми зерновым хозяйством, картофелеводством и свеклосахарной промышленностью. Значительную базу свиноводства представляет также Нечерноземье с развитым картофелеводством и посевами кормовых зерновых культур, отходами многочисленных предприятий пищевой промышленности и общественного питания;

в) овцеводство. Кроме мяса отрасль дает еще и шерсть — ценнейшее сырье для текстильной промышленности. В нашей стране сложились различные направления овцеводства: тонкорунное, полутонкорунное, полугрубошерстное и грубошерстное (курдючное, каракульское, овчинно-шубное). Овцы имеют довольно широкий ареал распространения. Они хорошо приспособлены к пастбищному содержанию в условиях степной, сухостепной, полупустынной и пустынной зон. Овцы поедают низкие и не сочные растения, хорошо переносят длинные переходы, круглогодичное содержание на пастбищах, выпас на горных склонах. Таким образом, они используют земли, непригодные для других отраслей сельского хозяйства.

Тонкорунные и полутонкорунные овцы более требовательны к условиям содержания. Для них необходимы лучшие по обводненности пастбищные территории. Тонкорунные овцы дают ценную однородную длинноволокнистую шерсть, из которой вырабатывают лучшие шерстяные ткани, а от полутонкорунных овец получают как шерсть (менее качественную), так и мясо.

Грубошерстные овцы менее требовательны к условиям кормления и содержания. Среди них преобладают животные мясосального направления (курдючные породы), которых разводят в полупустынных и пустынных районах. От них получают мясо, сало и грубую шерсть. Грубошерстных овец смушкового направления (каракульские породы) разводят ради получения ценных шкурок, мяса и грубой шерсти. Эти животные хорошо приспособлены для выпаса в песчаных пустынях.

Полугрубошерстные овцы, достаточно хорошо приспособленные к условиям полупустынной и пустынной зон, в то же время обладают относительно высоким качеством шерсти;

г) птицеводство наибольшего развития достигло в главных зерновых районах, вблизи крупных городов;

д) коневодство развито на Северном Кавказе и юге Урала;

е) оленеводство развито на крайнем севере Сибири и Дальнего Востока.

Третье звено АПК составляют перерабатывающие отрасли. На них приходится почти 2/3 объема продукции, выпускаемой АПК.

За исключением небольшой части, представленной первичной переработкой сельскохозяйственного сырья для легкой промышленности, они относятся к пищевой промышленности. Основное назначение пищевой промышленности — производство продуктов питания. Пищевая промышленность характеризуется сложной структурой. В ее состав входит свыше двух десятков подотраслей с многочисленными специализированными производствами.

В основу размещения пищевой промышленности положены два фактора: сырьевой и потребительский. Ориентация на сырьевые базы обусловлена материалоемкостью пищевой промышленности. В большинстве ее отраслей расход сырья намного превышает вес готовой продукции. Помимо этого, надо учитывать низкую транспортабельность сельскохозяйственного сырья, что объясняется ухудшением его качества при длительных перевозках и хранении, а также большим содержанием воды (например, вода составляет 75—80% массы сахарной свеклы). В то же время массовость и повсеместность использования, скоропортящийся характер и относительно низкая транспортабельность выпускаемой продукции притягивают производство к местам потребления.

В зависимости от степени слияния сырьевого и потребительского факторов пищевая промышленность делится на три группы:

1.Отрасли, ориентированные на источники сырья, — молочно-консервная, крахмалопаточная, сахарная, масложировая и др. Так, сахарная промышленность развита в России главным образом в районах произрастания сахарной свеклы, т.е. в Центрально-черноземном и Северо-Кавказском. Основными районами масложировой промышленности являются районы выращивания подсолнечника — Северный Кавказ и Центрально-черноземный район.

2.Отрасли, Ориентированные на места потребления готовой продукции, — молочная, хлебопекарная и др.

3.Отрасли, ориентированные как на сырье, так и на потребителя, —мукомольная, мясная и др. Приближение пищевой промышленности к сырьевым базам и к местам потребления достигается путем специализации предприятий по стадиям технологического процесса, когда первичная обработка сырья осуществляется вблизи его источников, а производство готовой продукции — в местах ее потребления. Среди отраслей, находящихся под влиянием как сырьевого, так и потребительского факторов, можно отметить мясную промышленность. Районы потребления продукции мясной промышленности (например, Центральный район, Урал) располагают примерно такими же производственными мощностями, как и сырьевые районы (например, Северный Кавказ). Агропромышленный комплекс и продовольственная безопасность России на современном этапе Агропромышленный комплекс занимает важное место в национальном хозяйстве России. В 1990г. в АПК производилось более 30% ВВП России. В нем было сконцентрировано свыше 'Д производственных фондов, более 80 отраслей промышленности поставляли продукцию для АПК и около 60 отраслей перерабатывали сельскохозяйственное сырье. Агропромышленный комплекс почти на 90% удовлетворял потребность страны в продовольствии, по многим видам продукции выдерживался экспортно-импортный паритет. Кризисное состояние экономики страны не могло не сказаться на агропромышленном комплексе. К 1997г. производство в АПК сократилось на 35% по сравнению с 1990г. В 1997г. уровень потребления отечественных продуктов питания населением России снизился по сравнению с 1990г. на 30—60%.

В это время в экономической политике России появилось словосочетание «продовольственная безопасность». Этот термин появился в России недавно, в то время как вопросы «международной продовольственной безопасности» находятся на повестке дня у мирового сообщества начиная с 1970-х гг. В декабре 1974г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанные на основе рекомендаций ФАО «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире».

Продовольственная безопасность является комплексным понятием, содержащим как минимум два смысла. Первый связан с чисто экономическим процессом продовольственного обеспечения. Второй вызван важностью продовольственного обеспечения для поддержания национальной безопасности в ее внутреннем и внешнем проявлениях. Одно из наиболее распространенных определений продовольственной безопасности приводят Дж. Конуэй и Е. Барбер: гарантированное обеспечение всех жителей продовольствием в количестве, необходимом для активной здоровой жизни. Продовольственная безопасность — часть концепции международной экономической безопасности, которая предполагает нахождение коллективных по форме и конструктивных по содержанию способов и механизмов разрешения возникающих экономических конфликтов и противоречий, накопившихся структурных диспропорций и проблем. Надежность продовольственной безопасности государства обусловливается целым рядом показателей, наиболее важными из которых являются следующие: уровень сельскохозяйственного производства страны; степень самообеспеченности продовольствием; наличие переходящих запасов; уровень потребления критически важных продуктов и степень доступности продовольствия для наиболее бедной части населения и размер этой группы. По всем этим показателям положение России достаточно серьезно.

Одним из важных показателей продовольственной безопасности страны, как и мира в целом (по критериям ФАО), является динамика среднедушевого производства зерна. Снижение среднедушевого производства зерна ниже уровня 600кг в год с учетом сократившегося поголовья скота и птицы можно считать общим предельным показателем продовольственной безопасности страны. В 1970—1980-х гг. в СССР среднедушевое производство зерна опускалось ниже отметки 700 кг в год лишь в годы неурожаев, но благодаря импорту наличие зерна в стране практически всегда превышало этот уровень.

В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для закупки необходимого количества зерна (как это было в 1970-е и в первой половине 1980-х гг.), а снижение зернового импорта восполняется увеличением размера закупок готовых продуктов питания. Вторым важным показателем, определяющим понятие «продовольственной безопасности», является величина переходящих запасов зерна. Безопасным считается уровень переходящих запасов, соответствующий 60-дневному потреблению (или 17% годичного производства). При падении производства ниже 60-дневного лимита наблюдается резкий рост стоимости зерновой продукции. Это подтверждается опытом зерновых кризисов 1972—1973, 1979—1980 и 1995—1996 гг., когда имел место резкий спад мирового производства зерна.

Наряду с производством зерна и поддержанием его стратегических запасов (как на случай неурожая, так и для других чрезвычайных обстоятельств), гарантом национальной продовольственной безопасности традиционно служит развитие животноводства (прежде всего крупного рогатого скота). Однако в результате реформ ситуация в животноводстве оказалась гораздо хуже, чем в растениеводстве. Поголовье крупного рогатого скота в России снизилось с 59,6 млн. голов в 1985г. до 26,9 в 2001г. Отечественное животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и мясе.

Концепция создания сбалансированного сельскохозяйственного производства, рекомендованная ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН) в 1992г., предполагает, что первой и самой главной задачей является обеспечение «безопасности питания», гарантирующей выживание человечества. Эта цель реализуется обеспечением каждой из стран собственными продуктами питания хорошего качества. Продовольственная безопасность гарантирована, когда отсутствует сама возможность голода или длительного недоедания у большой массы людей. Достаточность снабжения продуктами питания обычно иллюстрируется уровнем потребления продуктов питания на душу населения, учитывая их энергетическую ценность (в калориях), а также составом пищевого рациона. Количество продуктов питания на душу населения в год составляет в нашей стране около 700кг, в то время как в развитых зарубежных странах 900—1000 кг.

В настоящее время по уровню питания населения страна передвинулась с седьмого места в мире почти на сороковое. Это не могло не отразиться на состоянии и показателях здоровья населения и в значительной мере определило негативные тенденции в области демографии. По оценкам специалистов департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России, сейчас примерно 40% населения страны испытывает белково-калорийную недостаточность. В 1986—1990 гг. в стране потреблялось 3200 калорий в день на человека. В настоящее время этот уровень снизился до менее чем 2500 калорий, что на 15—20% ниже рекомендованного показателя энергетического содержания пиши. По классификации ФАО, лица, потребляющие 1520 калорий в день, относятся к категории голодающих, а 2150 калорий — к находящимся на грани голода и недоедания. Резко возросла витаминная недостаточность, в пище не хватает микроэлементов, кальция. Уменьшилось потребление углеводов в виде овощей и фруктов.

Подготовленный Комитетом по безопасности Государственной думы РФ проект закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» имеет своей целью защитить граждан РФ от факторов, связанных с недостаточным потреблением или низким качеством пищевых продуктов. Законопроектом установлен критический уровень импорта продовольствия в Российскую Федерацию в размере 30—35%. Оптимальным признан уровень импорта 20% при условии соблюдения экспортно-импортного паритета.

Импорт сельскохозяйственной продукции в Россию составляет в среднем 40—59% суммарного потребления, а в крупных городах, таких как Москва и Санкт Петербург, — 70—90%. Доля импорта в продаже на внутреннем рынке в 1999г. составила по мясу и мясопродуктам — 30%, животному маслу — 19,5, растительному маслу — 38, сахару — 80%. В мировой практике 30—35% импорта в реализации продовольственных товаров свидетельствуют о критической черте продовольственной безопасности, а США не допускают, чтобы импорт продовольствия превышал 17%. Основными потребителями импортного продовольствия являются крупные города. В то же время вместе с растущим расслоением по доходам все более значительной части российского населения не обеспечен даже весьма скромный уровень потребления продуктов питания. По официальным данным, в 1994г. доход 30% населения России был ниже уровня бедности. Это означает, что недостаточное питание угрожает стать для России серьезной экономической и социальной проблемой.

Вместе с тем импорт продовольствия часто сопровождается закупкой некачественных и даже опасных для здоровья продуктов. В 1995г. Госторгинспекция забраковала от 35 до 70% образцов продовольственных товаров вследствие низких потребительских и санитарных характеристик продукции; многие продукты при завозе имели уже истекший срок хранения. Проблема недостатка питания у большой массы населения страны усугубляется еще и тем, что безопасность и качество продовольственного импорта сырья и пищевых продуктов стали основными факторами, определяющими здоровье нации и сохранение ее генофонда.

Поскольку надежность продовольственной безопасности государства достигается не только достаточным самообеспечением продуктами питания, но и наличием средств для его импорта в нужных количествах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений в поступлении продовольствия по импорту (эмбарго на поставки и др.), то, учитывая экономические, политические и финансовые трудности России, можно с уверенностью говорить о том, что страна близка к состоянию продовольственной зависимости. Продовольственная зависимость страны возникает тогда, когда в условиях низкого уровня самообеспеченности она не в состоянии оплачивать импорт необходимых продуктов, зависит от экономической помощи со стороны развитых государств в виде даров продовольствия, кредитов для его закупки и других льгот. Уже начавшиеся в 1990г. поставки продовольствия в рамках иностранной гуманитарной помощи знаменовали собой приближение периода продовольственной зависимости государства, а ожидаемое сокращение валютных доходов от экспорта нефти создает серьезные трудности для оплаты импорта.

Авторы проекта закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» утверждают, что продовольственная безопасность является необходимым условием не только сохранения государственности, но и физического выживания населения, и делают вывод о том, что продовольственную безопасность России можно обеспечить лишь ускоренным восстановлением и укреплением аграрного сектора.

Действительно, для страны, имеющей около 134 млн. га только пахотных земель (в то время как в Японии, где примерно такая же численность населения, что и в России, обрабатывается лишь около 5 млн. га земли) уровень достигнутой продовольственной зависимости является чрезмерным. Основными причинами спада производства сельскохозяйственной продукции, сокращения посевных площадей, поголовья скота и других отрицательных явлений послужили неустойчивость производственно-хозяйственных связей, инфляция, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, снижение покупательной способности потребителей сельскохозяйственной продукции, рост неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неконкурентоспособность продукции АПК на мировом рынке, недостаточное законодательное обеспечение.

Опыт большинства развитых стран мира убедительно показывает, что устойчивое развитие сельского хозяйства невозможно без мощной государственной поддержки. Она может выражаться как в виде прямых субсидий товаропроизводителям, так и в виде косвенной помощи путем введения благоприятного режима налогообложения, снижения тарифов на потребляемые ресурсы, льготного кредитования и комплекса иных мероприятий. В результате финансирования АПК России по остаточному принципу его доля в федеральном бюджете неуклонно снижается. В 1991г. в расходной части бюджета она составляла 19,0%, в 1994г. — 9,0, 1997г. — 3,0, а в 1998г. — 1,4%. Эксперты считают, что общая сумма бюджетных ассигнований в расчете на 1 га пашни в России не превышает 40—50 долл., в то время как в США она составляет 270, а в Финляндии — 500 долл.

Определенную тревогу у аграрников вызывает кризис в ресурсопроизводящих отраслях: сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности, строительстве, который подрывает воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве. В стране почти полностью разрушено сельскохозяйственное машиностроение. Сейчас по обеспеченности сельскохозяйственными машинами российские крестьяне, находящиеся в худших природно-климатических условиях, чем фермеры наиболее развитых в экономическом отношении стран Запада, существенно отстают от них. Так, на 1000га пашни в Канаде (данные за 1993г.) приходится 16 тракторов, в США 36, Великобритании 82, ФРГ 115, России 10. В 1995—1997 гг. на 1000га посевов зерновых в сельхозпредприятиях приходилось в среднем по стране 5—6 зерноуборочных комбайнов, в то время как в Канаде — 7, в США — 9, ФРГ — 20. При этом, при существующих темпах выбытия и объемах воспроизводства, парк зерноуборочных машин сократился к 2000г. до 100— 115 тыс. шт. Свыше 75% парка составляли комбайны, отработавшие 7—8 лет, что не дало возможность своевременно и качественно убрать урожай.

Одной из причин сложившегося в АПК положения является также диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Под ним подразумевается неблагоприятное для сельхозпроизводителя изменение пропорций между ценами на материально-технические ресурсы и сельскохозяйственную продукцию (межотраслевой диспаритет), а также между закупочными ценами на сырье и окончательными ценами на продукты питания (внутриотраслевой диспаритет). В 1990 т. соотношение между величиной выручки от продажи продукции и объемом затрат на приобретение материально-технических ресурсов составляло 5,6. В 1995г. оно достигло 1,2, к 1997г. — стало равно 1. Снижается рентабельность производства. Для приобретения одной и той же единицы товаров и услуг сельхозпроизводителю необходимо реализовывать все больше продукции. Например, для покупки одного комбайна в 1990г. необходимо было продать в среднем 40—50 т пшеницы, в 1995г. 180—200 т, а в 1997 — уже 500 т. Межотраслевой диспаритет цен может быть преодолен путем государственного регулирования закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и с помощью поддержки отраслей, поставляющих свою продукцию селу.

Одной из причин низкого уровня и неустойчивого развития сельскохозяйственного производства является также неудовлетворительное состояние земельных угодий. В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процессов деградации почв. Для сохранения и воспроизводства плодородия почв, увеличения производства сельхозпродукции в 1993г. была утверждена Государственная комплексная программа повышения плодородия почв. Важнейшей составной частью программы являлась мелиорация земель. Однако из-за недостаточного и несвоевременного финансирования мероприятий программы из федерального бюджета объемы работ по большинству показателей были выполнены менее чем на 30%, около 90% территорий практически не участвовали в реализации программы. Посевные площади на орошаемых землях сократились более чем на 680 тыс. га, значительно снизилась урожайность сельскохозяйственных культур. Свернуты работы по защите растений от вредителей и болезней. Снижаются объемы работ по селекции, разрушается материально-техническая база семеноводческих и племенных хозяйств. Резко ухудшилось научное обеспечение развития АПК; свертываются исследования по ряду важнейших направлений, а выполненные на мировом уровне научные и технические разработки не востребуются производством.

Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния и обеспечения продовольственной безопасности России требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:

—стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определенного перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

—придание аграрной реформе основной целевой функции — роста производства;

—осуществление протекционистской аграрной политики;

—внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами.

Каждая из этих проблем требует серьезных мер для своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельского хозяйства и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды средств производства. Большинство сельхозпредприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требуют серьезной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии.

Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной, продукции.

Весьма серьезной является и задача осуществления аграрного протекционизма. Интеграция России в мировую экономику должна идти таким, путем, который бы не разрушал аграрный сектор, предоставляя внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию, причем носящему не конъюнктурный, а структурный характер. Примером такого регулирования может служить аграрная политика Европейского союза.

Проблема продовольственной безопасности связана не только с методами общей социальной и экономической политики государства, но также и с созданием резервов и переходящих запасов. Общее снижение мировых запасов, рост цен на продовольствие делают задачу внутреннего самообеспечения, в особенности по основным стратегически важным продовольственным товарам, все более актуальной, особенно в условиях падения производства и сильной зависимости от мирового рынка.