logo search
Ek_geogr_uchebnik (1)

4.6. Районирование потребления произведенной продукции.

Районирование - это определение экономических границ между наивыгоднейшими районами (зонами) по­требления одноименной или взаимозаменяемой продук­ции, произведенной в разных районах.

Границы оптимальных зон распространения продук­ции, произведенной в данном и других районах, долж­ны соответствовать пунктам, в которых равновелики затраты на производство и транспорт этой продукции.

Определение рациональной зоны (района) сбыта про­дукции теоретически обосновывается следующим урав­нением:

П1 + х х г = П2 + (L - х) х г,

где х предельная дальность перевозки продукции, произведенной в данном районе;

П1 и П2 - себестоимость производства единицы продук­ции в данном и других районах

г — себестоимость перевозки единицы продукции на 1 км (затраты на 1 т/км);

L — расстояние между пунктами производства.

В соответствии с этим рассчитывается предельный (ра­циональный) радиус перевозки (х) продукции данного (первого) района:

.

Представленное решение имеет весьма упрощенный характер. На практике учитываются и другие факторы.

Например, недостаток или, наоборот, избыток мощнос­тей производства (площади сельскохозяйственных уго­дий применительно к сельскому хозяйству) для покры­тия потребностей определенных районов, наличие и со­стояние путей сообщения, стоимость перевозки продук­ции на различных видах транспорта и т. п. Поэтому такого рода задачи практически приходится решать с использованием современных математических методов, в частности методов линейного программирования.