5.8. Развитие и размещение агропромышленного комплекса
Единый народнохозяйственный комплекс страны имеет в своем составе агропромышленный комплекс (АПК). АПК представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей сферы материального производства и сферы обслуживания. Этот многоотраслевой комплекс обеспечивает продуктами питания жизнедеятельность человека и сырьем различные отрасли промышленности. В состав агропромышленного комплекса входят:
-
Производящие отрасли: растениеводство, животноводство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство
-
Отрасли обслуживающие: ветеринарные учреждения, организации по эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, станции по защите растений от болезней и вредителей сельскохозяйственных культур, биостанции, биолаборатории, контрольно-семенные и агрохимические лаборатории, рыбоохрана, рыбнадзор, землеустроительные организации, организации по ремонту и комплектованию сельскохозяйственных машин ("Сельхозтехника"), элеваторы, хозяйственное управление сельским хозяйством и другие
-
Перерабатывающие отрасли: мясная, молочная, хлебопекарная, макаронная, дрожжевая, сахарная, крахмалопаточная, пивобезалкогольная, винодельческая, рыбная, мукомольнокрупяная, комбикормовая, и др.
Развитие, размещение сельского хозяйства как основного звена АПК определяется факторами, условиями, принципами, закономерностями при сохранении особенностей.
Факторы развития и размещения:
-
Природно-климатический
-
Насыщенность сельскохозяйственных предприятий машинами, механизмами соответствующего качества
-
Паритет цен на средства производства для сельского хозяйства и закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
При размещении сельскохозяйственного производства необходим учет такого условия, как эффективность использования земельного фонда.
Россия обладает огромным земельным фондом — 1707,5 млн. га, но земельные площади, используемые в сельском хозяйстве — пахотные земли, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения (сады и виноградники), составляют лишь 208,4 млн. га. Сельское хозяйство — отрасль народного хозяйства, которая занимается выращиванием растений (растениеводство) и разведением животных (животноводство). Это ведущая отрасль агропромышленного комплекса России (АПК), который включает в себя многочисленные отрасли, совместно решающие задачу обеспечения потребности людей в продуктах питания.
К АПК (кроме непосредственно отраслей сельского хозяйства) относят также отрасли, обслуживающие сельское хозяйство (сельскохозяйственное машиностроение, ремонт техники, производство минеральных удобрений и ядохимикатов, комбикормовая и микробиологическая промышленность, мелиоративное строительство и т.д.), а также отрасли, обеспечивающие переработку, хранение, транспортировку и реализацию продукции.
Деятельность АПК России в последние годы осуществляется в весьма сложных условиях. Наблюдается ухудшение материально-технической базы, продолжается снижение доли сельскохозяйственного производства в ВВП страны, падает и доля сельского хозяйства в структуре продукции АПК. Это связано, в первую очередь, со значительным снижением производства валовой продукции растениеводства и особенно продукции животноводческих отраслей.
Проблемы АПК в России требуют очень большого внимания. Однако имеющийся природный потенциал России при условии создания соответствующих экономических условий несомненно будет способствовать возрождению аграрного сектора. В настоящее время сложности испытывают обе основные отрасли сельского хозяйства. Продолжается сокращение посевных площадей в растениеводстве. Сократилось весьма значительно и производство животноводческой продукции. В расчете на душу населения ныне производится менее 30 кг мяса (1991г. – 63 кг)
Природные условия на территории России изменяются зонально в направлении с севера на юг, поэтому выращивание сельскохозяйственных растений и разведение разных и пород животных также различается по зонам (зональная специализация сельского хозяйства).
Так, в зоне тундры и лесотундры основной специализацией сельского хозяйства является оленеводство, сочетающееся с охотничьим промыслом и рыболовством. Для земледелия здесь условия неблагоприятные.
В зоне тайги, которая занимает очень большие территории в России, земледелие развито очагами, преимущественно по долинам рек. Большее значение здесь имеет животноводство.
В южной части тайги и в зоне смешанных лесов (европейская часть России — Нечерноземье) уже выращивают лен, зерновые (рожь, овес, ячмень) и кормовые культуры, картофель и овощи. В животноводстве преобладает разведение крупного рогатого скота молочного и мясо-молочного направления. Вокруг многочисленных промышленных центров получило развитие свиноводство и птицеводство.
В южной части западносибирской тайги посевные площади занимают в основном под зерновые культуры. Кормовых культур здесь выращивают мало, развито животноводство молочного направления (на естественных пастбищах и сенокосах).
В лесостепях европейской территории России преобладает растениеводство. Доля сельскохозяйственных угодий здесь возрастает до 50%. Выращиваются зерновые и технические культуры (пшеница, рожь, овес, сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, картофель, кормовые клубнеплоды). Много кормовых отходов дает техническая переработка картофеля и зерна. Это база для разведения крупного рогатого скота, свиней, птицы. Важной отраслью в этом регионе является садоводство.
На распаханных площадях степной зоны европейской части РФ (Кубань, среднее Поволжье, южный Урал) преобладают посевы пшеницы и кукурузы. Кукуруза служит кормом для скота и птицы. В степных районах Западной Сибири выращивают яровую пшеницу. На естественных пастбищах разводят крупный рогатый скот (молочно-мясное направление), а в более засушливых районах разводят овец. В степных районах Дальнего Востока (Приамурье) развито зерно-соевое земледелие и молочно-мясное животноводство. Особую природную зону создает муссонный климат Приморского края на Дальнем Востоке (здесь даже выращивают рис).
В южных районах России на полупустынных и пустынных землях (Поволжье, Калмыкия, Дагестан) развито овцеводство мясошерстного направления. В горных районах РФ (Кавказ, Алтай, Саяны и др.), где развитие земледелия затруднено из-за рельефа, развито горно-пастбищное животноводство.
В местах сосредоточения промышленного производства, вокруг крупных городов сложилось пригородное хозяйство. Там выращивают овощи (в т. ч. в теплицах), ягоды, разводят молочный скот, птицу, свиней, рыбу в прудах — чтобы обеспечить население промышленных центров продуктами питания.
Растениеводство развито в России преимущественно в лесостепных и степных районах. К этой отрасли сельского хозяйства относят возделывание зерновых и зернобобовых культур, кормовых культур (сеяные травы, корнеплоды), овощей и бахчевых, картофеля, а также выращивание технических культур (которые перерабатываются на предприятиях пищевой и легкой промышленности) и многолетних насаждений — садов и виноградников.
Посевные площади под зерновыми культурами в России в последние годы сокращаются. Валовые сборы зерна также сокращаются. Главными производителями товарного зерна являются Северный Кавказ, южные районы Западной Сибири, Центрально-Черноземный район и южные степные районы Урала.
Животноводство как отрасль сельского хозяйства включает в себя разведение крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство, птицеводство. В некоторых районах России разводят лошадей (Бурятия, Тува, Алтай и др.), оленей (районы Крайнего Севера). Важное значение для отдельных районов также имеют пчеловодство (Башкирия, Дальний Восток) и пушное звероводство (Сибирь, Дальний Восток).
Зональная специализация характерна для животноводства также, как и для растениеводства. Так, овцеводство ориентировано на степную зону и предгорные районы (сухой климат, корма естественных пастбищ). Ценным продуктом овцеводства в этих районах является шерсть.
Широко распространено разведение крупного рогатого скота, оно имеет различные направления — молочное, молочно-мясное, мясное — в зависимости от климатических условий, кормовой базы, пород животных и условий их содержания. Молочное скотоводство распространено преимущественно в более увлажненной лесной зоне, а мясное — в сухой лесостепной и степной.
В животноводстве РФ в настоящее время производится 60% всей товарной продукции сельского хозяйства и сосредоточено 70% всех основных производственных фондов. Однако все изменения в молочном и мясном скотоводстве, происходящие в годы осуществления экономических преобразований в нашей стране, имеют выраженный негативный характер: снижается поголовье скота, продуктивность животных, валовое производство молока.
Пищевая промышленность включает в себя производства, обеспечивающие население продуктами питания. Она больше чем другие отрасли связана с сельским хозяйством, так как получает от него сырье (зерно, молоко, картофель, сахарную свеклу и др.) и входит в состав агропромышленного комплекса. Большое значение имеют межотраслевые связи пищевой промышленности с машиностроением, энергетикой и другими отраслями промышленности.
Одна группа производств пищевой промышленности — предприятия сахарной, маслодельной, винодельной, крупяной, а также чайной, консервной и рыбной промышленности — размещается ближе к источникам сырья (сельскохозяйственному сырью). Так, например, предприятия по консервированию овощей, фруктов находятся на Северном Кавказе, в Поволжье. Мясокомбинаты создаются в местах, где развито скотоводство, так как выгоднее перевозить мясо, а не живой скот и т. д. Заводы по производству рыбных консервов размещаются в портовых городах. Ценные сорта рыбы, крабов, икру Россия даже экспортирует. Однако в последние годы вылов морепродуктов значительно сократился.
Другая группа производств пищевой промышленности — предприятия хлебопекарной, макаронной, кондитерской, пивоваренной и другой промышленности — размещаются в основном в местах потребления продукции (в крупных населенных пунктах).
Таким образом, развитие и размещение предприятий пищевой промышленности определяется: размещением населения (потребители), специализацией сельского хозяйства (источники сырья), и, конечно, условиями транспортировки готовой продукции.
Факторы, определяющие размещение и развитие объектов пищевой промышленности:
-
Природные: количественные запасы, качественный состав, условия добычи (соли, минеральные воды),климатические, гидрогеологические, почвенный состав (для продукции растениеводства)
-
Экологические: природоохранные мероприятия по защите окружающей среды, бережное использование природных ресурсов, обеспечение здоровых условий для проживания и трудовой деятельности
-
Технические: достигнутый уровень развития техники и технологии, степень внедрения в производство последних достижений науки и техники
-
Социально- демографические: населенность территории, половозрастная структура населения, обеспеченность трудовыми ресурсами, уровень развития социальной инфраструктуры
-
Экономические: экономико-географическое положение, наличие транспортной системы, качество поступающего сырья, уровень специализации, концентрации, комбинирования, кооперирования, капитальные вложения.
Специфические особенности как сырьевых ресурсов для отраслей пищевой промышленности, так и готовой продукции практически ставят их размещение в определенные рамки. Именно с позиций территориального развития и размещения отрасли пищевой промышленности делятся на 5 групп:
1 группа – отрасли, развивающиеся в каждом городе и сельскохозяйственном центре (хлебопекарная, пиво- безалкогольная);
2 группа – отрасли, имеющиеся в каждой области, крае, республике (кондитерская, макаронная, табачная);
3 группа – отрасли, которые развиваются почти в каждом экономическом районе (крахмало – паточная), масло- жировая);
4 группа - отрасли, базирующиеся в районах на сырье растительного происхождения, в силу природно- климатических условий и качественного состава являющемся нетранспортабельным (сахарная, плодоовощная, первичное виноделие, чайная, табачно – ферментационная);
5 группа – отрасли, развивающиеся в конкретных районах ( соляная, производство минеральных вод).
Рыбная промышленность включает: рыбодобывающую промышленность, рыбоперерабатывающую промышленность. Размещение объектов рыбодобывающей промышленности сосредоточено в Северном, Западном, Каспийском и Дальневосточном водных бассейнах, каждый из них специализируется на добыче конкретных видов рыбы. Каспийский бассейн специализируется на добыче осетровых, сельди, каспийской кильки и др. Для Дальневосточного бассейна характерны такие виды рыб, как лососевые, сайра, минтай и другие морепродукты. Северный бассейн богат треской, палтусом, морским окунем и др.
Особенности размещения: в непосредственной близи от сырьевых источников, в строго определенных местах и повсеместное потребление ее продукции, небольшие размеры рыбоперерабатывающих предприятий, необходимость своевременной переработки скоропортящегося сырья, независимость размещения от фактора территориальной концентрации производства
Для пищевой промышленности в целом характерен следующий круг проблем: проблема сбалансированности питания не только по общей калорийности, но и видам продуктов, дефицит сырья вследствие больших потерь его на стадиях технологического цикла, низкий технический потенциал отраслей, а следовательно, и отсутствие глубины и комплексности переработки сырья, проблемы инвестиционного характера, проблемы законодательства.
5.9. Развитие и размещение транспортного комплекса
Органической частью народнохозяйственного комплекса является транспорт, различные виды которого образуют единую транспортную систему страны. Под единой транспортной системой страны понимается взаимосвязанная и взаимодействующая совокупность путей сообщения, транспортных узлов, транспортных и технических средств и сооружений для всех видов транспорта по обслуживанию сферы производства, обращения и перевозкам пассажиров.
Различают следующие виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, речной, морской, городской электрический, воздушный, трубопроводный, прочие виды. Классификация единой транспортной системы следующая:
-
Производственный транспорт: внутренний, внешний
-
Магистральный транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной, трубопроводный, линии электропередач
Транспорт имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при размещении производительных сил страны.
-
Количественные объемы деятельности транспорта зависят от конечных результатов работы отраслей промышленности и сельского хозяйства
-
Не создает новой продукции, а только перемещает ее в пространстве и во времени, увеличивая ее стоимость
-
Отсутствуют затраты на сырье
-
Относясь к сфере материального производства, по существу продолжает производственный процесс, находясь в сфере обращения
-
Зависит от деятельности отраслей топливно- энергетического комплекса
-
Транспортную продукцию нельзя создавать – она потребляется в процессе производства.
В нашей стране развиты все виды транспорта. Однако в последние годы грузооборот транспорта РФ уменьшился, заметно изменилась его структура. Так несколько повысилась в общем грузообороте доля морского (10,0%) и трубопроводного (32,5%), снизилась роль железнодорожного (52,6%) и речного (3,6%) транспорта. Пассажирооборот сократился меньше, но его структура претерпела более существенные сдвиги. Несмотря на спад грузовых и пассажирских перевозок, доля транспорта в ВВП страны возросла из-за роста тарифов на перевозки. В результате перевозки многих видов сырья и продукции стали невыгодными.
Снизился целый ряд важных для отрасли экономических и технологических показателей, в т. ч. состояние и качество дорожных путей. Сокращение выпуска продукции транспортного машиностроения (магистральных тепловозов, грузовых вагонов, грузовых автомобилей и др.) будет оказывать все большее негативное влияние на состояние технического парка.
Железнодорожный транспорт — по-прежнему основной вид транспорта в России. По протяженности железнодорожной сети страна уступает лишь США. Общая длина железнодорожных линий общего пользования — около 90 тыс. км, треть из них электрифицирована. Для основных железнодорожных магистралей европейской России характерно радиальное расположение железных дорог, сходящихся к Москве. От этого крупнейшего в стране транспортного узла расходятся в разных направлениях магистрали, которые связывают столицу со всеми экономическими районами и другими государствами мира.
В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Особое значение имело строительство Транссибирской магистрали, начатое в 1892 г. одновременно с запада — от Челябинска через Новониколаевск (Новосибирск) — Красноярск — Иркутск и с востока — от Владивостока на Хабаровск. Сквозное сообщение было открыто по этой дороге в 1916 г.
Действуют также широтные дублеры Транссибирской магистрали, и прежде всего Южно-Сибирская дорога: Карталы (станция в Челябинской обл.) — Акмола — Павлодар — Барнаул — Артышга (станция у Кемерово), которая в конце 50-х — начале 60-х годов была продолжена на восток через Новокузнецк, Абакан, Тайшет, Братск на Усть-Кут. Еще раньше (в период 1-й мировой войны) была построена линия Семипалатинск — Барнаул — Новосибирск (дающая выход на Туркестано-Сибирскую магистраль: Луговая (станция около Алма-Аты) — Семипалатинск). Для освоения нефтяных и газовый месторождений Западной Сибири в 70—80-х гг. была построена крупная северная железная дорога Тюмень — Сургут — Уренгой и далее на Ямбург.
В 80-е годы строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Протяженность всей трассы от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре — 3145 км. На западе БАМ соединена с Транссибирской магистралью участком Усть-Кут — Тайшет, а на востоке ее продолжением является дорога Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, которая была построена еще в 1945 г. Надеялись, что ответвления от основной трассы свяжут БАМ с районами богатейших природных ресурсов.
Изменившееся (после распада СССР) геополитическое положение России отрицательно сказалось на осуществлении железнодорожных связей с зарубежными странами. Теперь Россия связана железными дорогами с государствами Восточной и Западной Европы только через страны ближнего зарубежья (Украину и Белоруссию). Прямой выход имеет только железная дорога из Калининграда на запад, но сама Калининградская область — отдельный анклав на побережье Балтийского моря. Отрезана ныне Россия и от морской железнодорожной переправы Ильичевск — Варна (оставшейся за Украиной).
Осуществляется переориентация железнодорожных перевозок из России в страны Европы, например, через территорию Финляндии и ее порты вместо выхода к портам в государствах Балтии.
Значение морского транспорта для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км.
Изменились условия использования Россией важнейших портов бывшего СССР на Черном, Азовском, Балтийском и Каспийском морях, а также на Дунае, ставших заграничными для нашей страны.
В Калининграде находится самый западный порт России, один из четырех на Балтийском море, единственный незамерзающий. В Балтийске (Калининградская обл.) — главная база Балтийского флота. В глубине Финского залива действуют Санкт-Петербургский и Выборгский порты. На Черном море, в Новороссийске, находится главный нефтеналивной порт России. На Азовском море остался единственный порт — Таганрог. Далее из крупных портов можно назвать Мурманск, Находку, Архангельск, Владивосток, Ванино. Остальные порты (их около 30-.ти) — в основном небольшие.
С потерей Дунайского флота прерваны торгово-транспортные, пассажирские и туристские связи России с Придунайскими странами. Притом у России почти нет на северо-западе и юге удобных приморских участков для строительства новых портов. Однако намечено строительство портов в Финском заливе и псрта на Азовском море. Должно также увеличиться значение портов на Тихом океане и на Северном морском пути.
Наша страна имеет густую речную сеть. Многие реки судоходны. Внутренние судоходные пути России — более 80 тыс. км. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,6%. В некоторых районах РФ он играет исключительно важную роль.
Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного флота). Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва — речным портом пяти морей.
Важнейшие транспортные реки севера европейской части: Сухона, Северная Двина с притоками, Онега, Свирь, Нева.
Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают Сибирь и Дальний Восток. Здесь протекают величайшие реки России — Амур, Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные районы. Значение речного транспорта для Сибири весьма велико, так как сеть железных дорог (особенно в меридиональном направлении) там еще недостаточна.
Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу тюменская нефть транспортируется в Омск и другие города. Обь судоходна на протяжении 3600 км. Енисей судоходен на протяжении свыше ЗЗ00 км (навигационный период продолжается 4—5 месяцев). Порты нижнего течения Енисея — Дудинка и Игарка — доступны для морских судов, следующих по Северному морскому пути. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на Слезные дороги — Красноярск, Братск.
Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство осуществляется на всем протяжении реки. Основные грузы — зерно, рыба, лес, уголь, металлы, машины.
Трубопроводный транспорт занимает очень важное место в единой транспортной системе страны. Его удельный вес в общем грузообороте постоянно возрастает.
Размещение трасс трубопроводов существенно отличается от направлений железных и автомобильных дорог. Оно меньше зависит от рельефа местности, что позволяет прокладывать их по кратчайшему пути. Этот вид транспорта может функционировать в любых климатических и погодных условиях, потери при транспортировке минимальны.
Нефтепроводы появились в России еще в начале века (Баку—Батуми). В дальнейшем создание мощных магистральных нефтепроводов было связано с открытием новых месторождений нефти в Волго- Уральском районе, а затем в Западной Сибири. Трубопроводы проложены в восточные (до Байкала), центральные, западные районы России и далее в государства Зарубежной Европы.
Вдоль трасс нефтепроводов, за многие тысячи километров от мест добычи ценного сырья, выросли нефтеперерабатывающие заводы. В настоящее время в России проложено свыше 210 тыс. км магистральных трубопроводов.
Автомобильный транспорт — наиболее маневренный вид транспорта. Важное место в перевозках грузов автотранспорту принадлежит в тех районах, где нет других видов транспорта, например в некоторых районах европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. А также он имеет преимущество при перевозке грузов и пассажиров на короткие расстояния.
Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, торговой сети и строительства. Этот вид транспорта обеспечивает в широких масштабах пассажирские перевозки, особенно местные.
Протяженность автомобильных дорог в современной России — более 920 тыс. км (в т. ч. с твердым покрытием — 745 тыс. км, 1997 г.). Специалисты утверждают, что для минимального удовлетворения социально-экономических потребностей регионов требуется не менее 1,5 млн. км дорог.
Особое дело — качество дорог. Во многих регионах до 40% дорог не имеют твердого покрытия. По существу многие жители не имеют надежного выезда даже в региональные центры.
Твердое покрытие (асфальтовое, бетонное, щебеночное, гравийное или смешанное) имеют примерно 75% дорог России. Из этого числа дорог общего пользования — 569 тыс. км, в т. ч. федеральных — 45,4 тыс. км. Остальные дороги — внутрихозяйственные и ведомственные. Для сравнения: в США — 300 тыс. км федеральных дорог, которые составляют костяк автодорожной сети.
Даже при сравнении с автодорожной системой стран "ближнего зарубежья" (бывших республик СССР) получается, что Россия занимает последнее место — 24 км дорог на 1000 км2 территории (рядом по данному показателю только Туркмения и Казахстан). Государства Балтии имеют 300—330 км, Азербайджан и Молдова — по 290 км на 1000 км2 их территории.
По уровню обеспеченности автодорожной сетью территорию России можно разделить на три зоны. Это Европейская — с относительно развитой сетью дорог (более 100 км на 1000 км2 или всего 1 м на 1 га площади). Как правило, города с областными центрами связаны дорогами с твердым покрытием. Далее Южная зона — с неразвитой и локальной сетью (около 40 км на 1000 км2). И третья зона — Северная (включающая почти всю Сибирь и Дальний Восток) — это сплошное бездорожье. Автотранспорт представлен вездеходами, которые в дорогах не нуждаются. А имеющиеся дороги используются сезонно (например, "зимники"). Правда и края здесь в основном безлюдные.
Авиационный транспорт — наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самый быстрый. Первая в России воздушная линия была открыта в 1923 году (Москва—Нижний Новгород). В настоящее время широко развита сеть авиалиний, связывающих важнейшие промышленные центры страны, а также столицу России — Москву — со столицами стран СНГ, столицами и городами многих государств мира. Развито воздушное сообщение между крупными городами и курортами. Москва с несколькими авиапортами — Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово — стала главным узлом воздушных линий всей страны. Исключительно важную роль играет авиационный транспорт для районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, удаленных за тысячи километров от центра страны и часто недоступных для других видов транспорта.
Кроме перевозки грузов (около 2 млн т в год) и пассажиров, самолеты и вертолеты гражданской авиации используются в разных отраслях народного хозяйства: для аэрофотосъемки, при проведении проектно- изыскательных работ, в сельском хозяйстве, при тушении лесных пожаров.
ВЫВОДЫ
В отраслевой структуре РФ выделяют 9 основных отраслей, которые играют важное значение: топливно - энергетический, металлургический, химический, машиностроительный, лесной комплексы, промышленность строительных материалов, отрасли товаров народного потребления, агропромышленный комплекс, транспортный комплекс. Все они имеют свои особенности размещения и развития, которые в общем можно охарактеризовать как: природные, экологические, технические, социально- демографические, экономические. Все они по разному влияют на тот или иной комплекс промышленности в рамках отраслевой структуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте место и роль топливно-энергетического комплекса в народном хозяйстве. В чем заключается районообразующая роль ТЭК?
2. Назовите основные нефтегазоносные провинции России.
3. Назовите угольные бассейны, охарактеризуйте их размещение на карте России и стран СНГ.
4. Перечислите основные центры переработки нефти и газа.
5. Дайте характеристику размещения основных типов электростанций на территории России. Охарактеризуйте Единую энергетическую систему России.
6. В чем заключается значение черной металлургии для народного хозяйства России?
7. Назовите основные проблемы развития металлургического комплекса и причины их возникновения.
8. Дайте понятие «металлургическая база», назовите основные базы черной и цветной металлургии.
9. Какие факторы определяют особую роль машиностроения в народном хозяйстве?
10. Охарактеризуйте структуру химико-лесного комплекса. Почему совокупность этих отраслей можно назвать комплексом?
11. Какие факторы определяют размещение химико-лесного комплекса?
12. Дайте краткую характеристику основных звеньев агропромышленного комплекса.
13. Выделите основные сельскохозяйственные районы России, охарактеризуйте основные отрасли специализации сельского хозяйства.
14. Назовите факторы размещения отраслей пищевой и легкой промышленности.
15. Назовите основные факторы и особенности размещения предприятий транспортного комплекса
Мини – тесты:
1. Как называется межотраслевой, межрегиональный комплекс, имеющий глубокие и сложные связи с отраслями производственной и непроизводственной сфер и обеспечивающий потребности страны топливом и энергией ?
а) металлургический комплекс
б) топливно- энергетический комплекс
в) машиностроительный комплекс
2. К какому виду промышленности относят газовую, угольную, сланцевую, уранодобывающую ?
а) электроэнергетика
б) черная металлургия
в) топливная промышленность
3. Самая молодая отрасль ТЭК ?
а) нефтеперерабатывающая
б) энергетика
в) газовая
4. Назовите особенности топливной промышленности ?
а) испытывается повсеместная потребность в данной продукции
б) продукция трансформируется в тепловую энергию
в) все виды топлива имеют огромную массу, и перевозка их требует больших издержек
5. Какое место занимает Россия в мире по разведанным запасам угля ?
а) третье
б) первое
в) пятое
6. Назовите главную особенность размещения предприятий по переработки нефти ?
а) наличие трудовых ресурсов
б) приближение к потребителю
в) наличие природных ресурсов
7. К какому типу электростанций относят станции, работающие на твердом, жидком, газообразном видах топлива и бывают двух видов: конденсационные и теплоэлектроцентрали ?
а) гидроэлектростанции
б) атомные электростанции
в) тепловые электростанции
8. К какому типу промышленности относят коксохимическую и вторичную обработку черных металлов ?
а) черная металлургия
б) цветная металлургия
в) нефтехимическая
9. Какие районы РФ вывозят железную руду ?
а) Центральный, Западно- Сибирский, Северный
б) Северный, Восточносибирский, Центрально-черноземный
в) Северо- Кавказский, Центральный, Северный
10. В каких районах железную руду не добывают ?
а) Центральный, Уральский, Западно- сибирский
б) Дальневосточный, Поволжский, Северо - Кавказский, Северо - западный, Волго- Вятский, Центральный
в) Восточно- сибирский, Дальневосточный, Северо- кавказский
11. Какой термин подразумевается под совокупностью металлургических предприятий, охватывающих территорию одного или нескольких экономических районов ?
а) металлургическая база
б) металлургический задел
в) металлургический район
12. Сколько металлургических баз находится на территории РФ ?
а) 6
б) 4
в) 3
13. К какому комплексу относят машиностроение, металлообработку, «малую металлургию» ?
а) металлургический
б) машиностроительный
в) транспортный
14. К каким отраслям, по степени влияния отдельных факторов, относят радиотехническую и электронную промышленность, производство характеризуется высокой трудоемкостью и малой металлоемкостью ?
а) отрасли, размещающиеся на неосвоенных территориях
б) отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры, то есть наличие НИИ, экспериментальных баз
в) отрасли, привязанные к источникам сырья
15. Какой многоотраслевой комплекс объединяет химическую, нефтехимическую, микробиологическую промышленности ?
а) строительный комплекс
б) металлургический комплекс
в) химический комплекс
16. К виду промышленности лесного комплекса относят лесопильное производство, производство фанеры, производство строительных деталей из древесины и плит на древесной основе ?
а) промышленность строительных материалов
б) деревообрабатывающая промышленность
в) промышленность товаров народного потребления
17.Какие программы являются основой развития и размещения производства строительных материалов ?
а)комплексные схемы развития материально- технической базы строительства
б)внутриотраслевые схемы развития материально- технической базы строительства
в)отраслевые схемы развития материально- технической базы строительства
18. К какому типу относятся предприятия строительных материалов, обслуживающие 2 и более экономических района ?
а) внутрирайонные
б) межрайонные
в) отраслевые
19. Каким образом можно классифицировать товары народного потребления ?
а) продовольственные
б) непродовольственные
в) алкогольные напитки
20. Какие факторы оказывают влияние на размещение предприятий легкой промышленности ?
а) потребительский
б) сырьевой
в) наличие трудовых ресурсов
21. Какую промышленность относят к отраслям с ориентацией на сырье ?
а) трикотажная промышленность
б) швейная промышленность
в) льняная промышленность
22. Какую промышленность относят к отраслям с ориентацией на потребителя ?
а) хлопчатобумажная, шелковая и трикотажная промышленность
б) обувная и швейная промышленность
в) кожевенная промышленность
23. Какие отрасли агропромышленного комплекса входят в перерабатывающие отрасли ?
а) животноводство
б) рыбное хозяйство
в) хлебопекарная
24. Каким образом классифицируется единая транспортная система РФ ?
а) только производственный транспорт
б) производственный и магистральный транспорт
в) только магистральный транспорт
25. Какие особенности имеет транспорт при размещении производительных сил ?
а) продукция потребляется в процессе производства
б) отсутствуют затраты на сырье
в) не создает новой продукции, а только перемещает ее в пространстве и во времени, увеличивая ее стоимость
- Тема 1. Теоретические основы экономической
- Тема 1. Теоретические основы экономической
- 1.1. Экономическая география и регионалистика как наука
- 1.2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 1.4. Перспективы экономической географии и регионалистики
- 1.1. Экономическая география и регионалистика как наука
- 1.2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 1.3. Методология экономико-географических исследований
- 1. Материальные балансы
- 2. Балансы труда
- Свободный баланс трудовых ресурсов
- Балансы Трудовых ресурсов по краям, областям, городам
- 3. Финансовые балансы
- 1.4. Перспективы экономической географии и регионалистики
- Тема 2. Общие условия и особенности размещения производительных сил в россии
- 2.1. Экономико-географическое положение и административно-территориальное устройство Российской Федерации
- 2.2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- Тема 3. География населения и трудовых ресурсов.
- 3.1. Понятие населения, структура населения страны
- Сельские поселения:
- 3.2. Учение об урбанизации. Основные проблемы урбанизации.
- 3.3. Движение населения страны
- 3.4. Понятие трудовых ресурсов
- 3.5. Уровень жизни. Основные показатели качества жизни.
- ТЕма 4. Отраслевая структура народнохозяйственного комплекса, формы ее территориальной организации
- 4.1. Структура экономики России
- 4.2. Территориальная организация промышленности
- 4.3. Понятие и экономическая природа инфраструктуры
- Тема 5. География отраслевых комплексов российской федерации
- Развитие и размещение топливно- энергетического комплекса
- 5.3. Развитие и размещение машиностроительного комплекса
- 5.8. Развитие и размещение агропромышленного комплекса
- Тема 6. Экономико-географическая характеристика экономических районов россии
- 6.1. Экономико – географическая характеристика экономических районов Российской Федерации
- 1. Центральный район
- 2. Северо-западный район
- 3. Северный район
- 4. Центрально-черноземный район
- 5. Волго-вятский район
- 6. Поволжский район (поволжье)
- 7. Северо-кавказский район (северный кавказ)
- 8. Уральский район (урал)
- 9. Западно-сибирский район (западная сибирь)
- 10. Восточно-сибирский район (восточная сибирь)
- 11. Дальневосточный район (дальний восток)
- 12. Калининградская область
- 6.2. Экономико – географическая характеристика федеральных округов Российской Федерации Северо-Западный федеральный округ
- Центральный федеральный округ
- Южный федеральный округ
- Приволжский федеральный округ
- Уральский федеральный округ
- Сибирский федеральный округ
- Дальневосточный федеральный округ
- Заключение
- Список использованной литературы