logo
Урезанная Экономическая география

5. Волго-вятский район

Состав: Кировская и Нижегородская области, Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская.

Экономико-географическое положение: территория — 263 тыс. км2. Район расположен в цент­ральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важней­ших водных артериях и на пересечении железных дорог, свя­зывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, соз­дает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП за­падной части района похоже на ЭГП Центрального экономиче­ского района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.

Природные условия и ресурсы: климат — умеренно-континентальный. Весь район распо­ложен в лесной зоне. Собственные ресурсы района не очень велики — торф, строи­тельные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы — также одно из богатств района. Река Волга — не только важная транс­портная артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.

Население: численность населения Волго-Вятского района — 8,4 млн человек (1998 г.); средняя плотность населения — 32 человека на 1 км2. Размещено население неравномерно (показатель плот­ности варьирует от 14 человек в Кировской области до 74 чело­век на 1 км в Чувашии).

Национальный состав — неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население среднего Поволжья — народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) — марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения — тюркская (чуваши, татары) — освоили этот район в III— IV вв. нашей эры. Третьим этническим слоем является славян­ский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород. Население Чувашии (1998 г.) — 1,36 млн человек (среди них 26% русских); население Марий Эл — 763 тыс. человек (русских — 47%); Мордовии — 944 тыс. человек (доля рус­ских — около 60%).

Городское население превышает сельское (коэффициент ур­банизации — 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек.

Хозяйство: район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принадлежит транспортному машиностроению (автомобиле и судостроению), а также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из круп­нейших еще в дореволюционной России), значительные трудо­вые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических.

По размерам производства и разнообразию выпускаемой про­дукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Ура­ла, Поволжья, из Западной Сибири.

Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабаты­вающей промышленности. В этой отрасли занято 50% эконо­мически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет фи­лиалы: автобусный завод (Павлове), завод автосамосвалов (Саранск).

Скоростные суда на подводных крыльях "река-море", реч­ные ледоколы производил ранее завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тя­гачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Са­ранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др.

Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть ме­талла поступает с Урала.

Химическая промышленность вторая важная отрасль специализации района (основной центр — г. Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефтеперерабатывающий завод ( к городу подходит нефтепровод из Альметьевска).

Лесная промышленность базируется на собственных ресур­сах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены на Волге — в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦБК в Балахне — крупней­ший в России по производству газетной бумаги. Сохранились и развиваются старинные кустарные промыс­лы — хохломская роспись (г. Семенов).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство — много­отраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству (исполь­зуются естественные луга и пастбища по долинам рек). Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализи­руется на производстве картофеля, а на юге района — на выра­щивании зерновых и технических культур.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района ис­пользует торф и гидроресурсы. На реке Волга действуют Ниже­городская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеют нефть и газ, поступающие из Поволжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. Крупнейшие из них размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.

Транспорт. Самая крупная транспортная артерия — Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его тер­риторию проходят важные железнодорожные и автомобильные магистрали в восточные районы страны.