14. Основные элементы поперечного профиля двухполосной дороги, проезжая часть, обочина. Расчёт ширины проезжей части и основной площадки земляного полотна.
Поперечным профилем называется изображение в уменьшенном масштабе сечения дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной оси дороги. Автомобиль движется по некоторой синусоидальной траектории, отклонения этой траектории от прямой тем больше, чем выше скорость движения автомобиля. Поэтому чем выше скорость, тем больше ширина полосы движения ему необходима на проезжей части.
B0 – ширина проезжей части (м); Г – габарит машины (м); К – ширина колеи (м); Х – расстояние от крайнего колеса до кромки (м); Y – расстояние м/у автомобилями
X и Y определяем по эмпирической зависимости
; V1 и V2 – скорость машин км/ч
; м
Расчёт основной площадки земляного полотна
При обосновании необходимой полосы ширины движения следует рассмотреть:
- движение легкового автомобиля с расчётной скоростью
- грузовой автомобиль с габаритом и движущ с меньшей скоростью
При обосновании I-III категории ширины дорог обычно скорость принимают меньше.
Элементы проезжей части и обочин.
Во – ширина проезжей части
а – ширина обочины
а` и а`` - ширина обочины с различными попер уклонами и различным типом укреплений.
Полосу поверхности дороги в пределах которой происходит движение автомобилей, называют проезжей частью. Её укрепляют прочными каменными материалами. Дороги Iкатегории имеют самостоятельные проезжие части дли движения в каждом направлении. Между ними для безопасности оставляют разделительную полосу, на которую запрещается заезд автомобилям. Сбоку от проезжей части расположены обочины. Обочины используются для временной стоянки автомобилей.
Для расположения проезжей части на необходимом уровне от поверхности грунта сооружают земляное полотно – насыпь или выемку – с боковыми канавами для осушения дороги о отвода от неё воды.
Проезжая часть и обочины отделяются от прилегающей местности правильно спланированными наклонными плоскостями – откосами.
Параметры | Категория дороги | |||||||
А | Б | В | II | III | IV | V | ||
Кол-во полос | >=4 | >=4 | >=4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Ширина 1-ой полосы | 3.75 | 3.75 | 3.75 | 3.5 | 3.75 | 3.5 | 3.0 |
|
Ширина обочины | 3.75 | 3.75 | 3.75 | 3.0 | 3.0 | 2.5 | 2.0 | 1.75 |
Ширина краевой полосы,а` | 0.75 | 0.75 | 0.75 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | - |
Ширина укреплённой части,а`` | 2.5 | 2.5 | 2.5 | 2.0 | 2.0 | 1.5 | 1.0 | - |
Наименьшая ширина разделительной полосы | 6 | 6 | 5 | 5 | - | - | - | - |
iпр – уклон проезжей части
- а/б , цементо бетон 20 0/00 – II и III ДКЗ
- гравийно – щебёночные, укреплённые ОВ – 25-30 0/00
- гравийно – щебёночные – 30-40 0/00
Iоб – принимается на 10-30 0/00 больше
- 1 Классификация автодорог. Подвижной состав на автодорогах. Габарит.
- 3. Основные элементы дороги в плане. План трассы, угол поворота. Расчёт элементов круговой кривой. Коэффициент удлинения.
- 4. Принципы трассирования. Вольный, напряженный и смешанный ходы при трассировании. Учет опорных точек, контурных и высотных препятствий.
- 5. Оформление продольного профиля. Основные элементы. Принцип проектирования. Нанесение проектной линии.
- 7. Назначение руководящих отметок и расчет контрольных точек в продольном профиле. Основные правила и методы проектирования продольного профиля.
- 8. Переломы продольного профиля, требующие устройства вертикальных кривых. Обеспечение видимости на выпуклых кривых. Минимальный радиус криволй из условия видимости.
- 9. Расчёт минимального радиуса вогнутой кривой продольного профиля. Видимость проезжей части на вогнутой кривой в ночное время.
- 10. Поперечный профиль земляного полотна насыпи. Площадь сечения насыпи и сливной призмы. Полоса отвода.
- 11 Поперечный профиль выемки. Площадь выемки. Выемка на косогоре.
- 12. Проектирование земельного полотна с учетом снегозаносимости. Выемки до 5 метров в районах с метелями и снегопадами, раскрытые выемки.
- 14. Основные элементы поперечного профиля двухполосной дороги, проезжая часть, обочина. Расчёт ширины проезжей части и основной площадки земляного полотна.
- 15. Объем земляных работ (вывод формулы)
- 19. Проектирование переходных кривых. Наибольшая и наименьшая длина переходной кривой. Разбивка переходных кривых в плане.
- 20. Вираж. Расчёт виража. Допустимый поперечный уклон и допустимые скорости на вираже.
- 21. Отгон виража. Длина отгона виража. Высотная разбивка отгона виража.
- 22 Пересечение и примыкание дорог на одном уровне. Обеспечение видимости. Устройство разделяющих островков. Расчет длины переходно-скоростных полос.
- 25.Обследование болот при трассировании дорог. Конструкции земляного полотна на болотах, определение дополнительного объёма грунта при возведении насыпи
- 29. Нежесткие дорожные одежды, принципы их конструирования и расчета. Расчетные нагрузки. Срок службы дорожной одежды
- 30. Расчёт конструкции дорожной одежды по условия сдвигоустойчивости. Действие нормальных и касательных напряжений. В конструкции дорожных одежд.
- 31. Расчёт дорожной конструкции на сопротивление монолитных слоёв усталостному разрушению на растяжение при изгибе.
- 32. Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость (основа расчёта). Понятие пучин и меры по их устранению.
- 33 Конструирование жестких дорожных одежд. Монолитные и сборные цементобетонные покрытия. Деформационные швы.
- 34. Вода в грунте. Водно-тепловой режим земляного полотна.
- 36. Проектирование водоотводных канав с перепадами
- 37. Нагорные канавы. Проектирование. Расчет нагорной канавы.
- 40. Расчет отверстия трубы с учетом аккумуляции ливневых вод перед водопропускными сооружениями
- 41. Виды дренажа. Конструкция закрытого дренажа. Перехватывающий дренаж.
- 42. Расчёт дренажа. Понижение уровня грунтовой воды.
- 43. Общие сведения о переходах через водотоки, типы переходов через реку. Характерные участки для реки. Типы речных русел. Основные характеристики речного потока.
- 44 Режимы питания рек. Расчет расхода воды по приближенным формулам.
- 45. Принятая вероятность превышения расчетного расхода воды при проектировании мостов. Графоаналитический метод определения расчетного расхода (уровня воды в реке) принятой вероятности.
- 47.Определение расчётного расхода вод в реках при коротком ряде наблюдений. Среднее значение, коэффициент вариации и асимметрии, расчётный расход принятой вероятности превышения.
- 48. Схемы мостовых переходов для безопасного пропуска паводковых вод. Расчет отверстия моста наименьшей длины. (Первая расчетная схема). Принципы расчета общего размыва под мостом.
- 50 Определение расчетного судоходного уровня. Расчет отметки проезжей части моста.
- 51. Сопряжение насыпи с мостом. Проектирование струенаправляющих дамб.
- 52. Проектирование подходов к мосту. Проектирование пойменной насыпи с учётом подпора воды и волны набега.
- 53. Эрозия почвы и образование оврагов. Проектирование дорог в овражистых районах.
- 54 Серпантина. Виды серпантины. Минимальное расстояние между двумя ветвями серпантины.
- 55. Расчет симметричной серпантины.
- 57. Водоотвод с городских улиц и дорог. Продольный профиль лотков. Расчёт расстояния между водоприёмными колодцами.
- 58. Классификация аэропортов и аэродромов. Общий план аэродрома. Основные элементы аэродрома.
- 59. Приаэродромная территория, аэротория, и полосы воздушных подходов.