logo
GOTOV_J_PLEKhOV

7. Назначение руководящих отметок и расчет контрольных точек в продольном профиле. Основные правила и методы проектирования продольного профиля.

До нанесения проектной линии необходимо определить руководящую отметку, которой придерживаются в процессе проектирования продольного профиля.

Руководящая отметка – это минимальная высота насыпи, при которой обеспечивается работоспособность конструкции земляного полотна и дорожной одежды.

Она назначается из следующих условий:

- снегозаносимости дороги на открытых участках местности;

- необходимого возвышения поверхности покрытия над уровнем грунтовых и поверхностных вод.

1) условие снегозаносимости

где: hs - расчетная высота снегового покрова с вероятностью превышения 5 %

(определяется по данным ближайшей метеостанции или по метеорологическим справочникам), м;

∆h - возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова, необходимая для ее незаносимости, м;

a - ширина обочины, м;

b - ширина проезжей части, м;

i0 - уклон обочины

iп - уклон проезжей части

2) Возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых и поверхностных вод необходимо для обеспечения устойчивости и прочности верхней части земляного полотна и дорожной одежды. Руководящая отметка при этом назначается в зависимости от вида грунта и типа местности по условиям увлажнения.

а) При наличии УГВ (2 тип местности).

hmp - требуемое возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод, м;

hугв - глубина залегания грунтовых вод от поверхности земли, м.

б) При наличии более 30 суток стоящих поверхностных вод(III тип местности по условию увлажнению-болото)

hупв=hупв+hв+b/2 *iп

в) При отсутствии уровня грунтовых и поверхностных вод- I тип местности по условиям увлажнения, руководящая отметка определяется по формуле:

(23)

где – руководящая отметка, м

– толщина дорожной одежды, м

Контрольными точками называют наименьшие проектные отметки, которые обеспечивают:

1) размещение всех сооружений с учётом высотных габаритов

2) неподтопляемость верхней части земляного полотна в пониженных местах рельефа.

К контрольным (фиксированным) точкам проектной линии относятся:

- начальная и конечная точки трассы;

- отметки проезжей части мостов;

- отметки на пересечениях с существующими автомобильными и железными дорогами, линиями электропередач (ЛЭП), линиями связи (ЛС), трубопроводами и кабелями различного назначения;

- отметки водопропускных труб.

1. Контрольная отметка над водопропускными трубами определяется исходя из условия:

,

- минимальная отметка проезжей части над трубой, м;

- отметка входного лотка трубы, м;

- диаметр отверстия трубы, м;

- толщина стенки звена трубы, м;

- необходимая величина засыпки над трубой от её верха до низа дорожной одежды, м;

- толщина дорожной одежды, м.

2.При пересечении трассой линии электропередач (ЛЭП) и линии связи (ЛС) контрольную отметку назначаем из условия:

,

где - максимальная отметка проезжей части под ЛЭП (ЛС), м;

- отметка низа провода, м;

- минимальное расстояние от нижнего провода ЛЭП (ЛС) до оси дороги, м.

3. Отметку проезжей части моста определяют из условия:

Hп.ч.= Нрувв + hкон + Δ

где Нрувв – расчетный уровень высоких вод,

hкон – конструктивная высота пролетного строения,

Δ – наименьшее возвышение пролетного строения над расчетным уровнем высоких вод.

Методы и правила проектирования п.п.

Проектная линию наносят двумя способами :

  1. по обертывающей

  2. по секущей.

Первый способ подходит для строительства автомобильных дорог низких категорий в условиях равнинной местности на неблагоприятных грунтах, так как позволяет обходиться без устройства глубоких выемок.

Второй способ применяется для проектирования дорог высоких категорий, а также в условия холмистой и горной местности при благоприятных грунтово-геологических условиях При проложении линии «по секущей» следует стремиться к компенсации объемов смежных насыпей и выемок. При этом пользуются вычерченными в масштабе продольно профиля шаблонами, которые показывают наклон на профиле линий, имеющих различные продольные уклоны и вертикальные кривые разных радиусов.

.

Следует учитывать, что чаще всего применяют комбинированный способ – в зависимости от особенностей рельефа проектную линию наносят подходящим и более удобным методом.

Расчет прямолинейных участков производился по формулам:

где Н2 – отметка конца прямой, м;

Н1 – отметка начала прямой, м;

i –уклон линии, ‰;

l – длина прямой, м.

Кривые проектируем при помощи шаблонов.

где Δi – разность уклонов на переломе, 1/1000‰;

R – радиус вертикальной кривой.