7. Назначение руководящих отметок и расчет контрольных точек в продольном профиле. Основные правила и методы проектирования продольного профиля.
До нанесения проектной линии необходимо определить руководящую отметку, которой придерживаются в процессе проектирования продольного профиля.
Руководящая отметка – это минимальная высота насыпи, при которой обеспечивается работоспособность конструкции земляного полотна и дорожной одежды.
Она назначается из следующих условий:
- снегозаносимости дороги на открытых участках местности;
- необходимого возвышения поверхности покрытия над уровнем грунтовых и поверхностных вод.
1) условие снегозаносимости
где: hs - расчетная высота снегового покрова с вероятностью превышения 5 %
(определяется по данным ближайшей метеостанции или по метеорологическим справочникам), м;
∆h - возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова, необходимая для ее незаносимости, м;
a - ширина обочины, м;
b - ширина проезжей части, м;
i0 - уклон обочины
iп - уклон проезжей части
2) Возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых и поверхностных вод необходимо для обеспечения устойчивости и прочности верхней части земляного полотна и дорожной одежды. Руководящая отметка при этом назначается в зависимости от вида грунта и типа местности по условиям увлажнения.
а) При наличии УГВ (2 тип местности).
hmp - требуемое возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод, м;
hугв - глубина залегания грунтовых вод от поверхности земли, м.
б) При наличии более 30 суток стоящих поверхностных вод(III тип местности по условию увлажнению-болото)
hупв=hупв+hв+b/2 *iп
в) При отсутствии уровня грунтовых и поверхностных вод- I тип местности по условиям увлажнения, руководящая отметка определяется по формуле:
(23)
где – руководящая отметка, м
– толщина дорожной одежды, м
Контрольными точками называют наименьшие проектные отметки, которые обеспечивают:
1) размещение всех сооружений с учётом высотных габаритов
2) неподтопляемость верхней части земляного полотна в пониженных местах рельефа.
К контрольным (фиксированным) точкам проектной линии относятся:
- начальная и конечная точки трассы;
- отметки проезжей части мостов;
- отметки на пересечениях с существующими автомобильными и железными дорогами, линиями электропередач (ЛЭП), линиями связи (ЛС), трубопроводами и кабелями различного назначения;
- отметки водопропускных труб.
1. Контрольная отметка над водопропускными трубами определяется исходя из условия:
,
- минимальная отметка проезжей части над трубой, м;
- отметка входного лотка трубы, м;
- диаметр отверстия трубы, м;
- толщина стенки звена трубы, м;
- необходимая величина засыпки над трубой от её верха до низа дорожной одежды, м;
- толщина дорожной одежды, м.
2.При пересечении трассой линии электропередач (ЛЭП) и линии связи (ЛС) контрольную отметку назначаем из условия:
,
где - максимальная отметка проезжей части под ЛЭП (ЛС), м;
- отметка низа провода, м;
- минимальное расстояние от нижнего провода ЛЭП (ЛС) до оси дороги, м.
3. Отметку проезжей части моста определяют из условия:
Hп.ч.= Нрувв + hкон + Δ
где Нрувв – расчетный уровень высоких вод,
hкон – конструктивная высота пролетного строения,
Δ – наименьшее возвышение пролетного строения над расчетным уровнем высоких вод.
Методы и правила проектирования п.п.
Проектная линию наносят двумя способами :
по обертывающей
по секущей.
Первый способ подходит для строительства автомобильных дорог низких категорий в условиях равнинной местности на неблагоприятных грунтах, так как позволяет обходиться без устройства глубоких выемок.
Второй способ применяется для проектирования дорог высоких категорий, а также в условия холмистой и горной местности при благоприятных грунтово-геологических условиях При проложении линии «по секущей» следует стремиться к компенсации объемов смежных насыпей и выемок. При этом пользуются вычерченными в масштабе продольно профиля шаблонами, которые показывают наклон на профиле линий, имеющих различные продольные уклоны и вертикальные кривые разных радиусов.
.
Следует учитывать, что чаще всего применяют комбинированный способ – в зависимости от особенностей рельефа проектную линию наносят подходящим и более удобным методом.
Расчет прямолинейных участков производился по формулам:
где Н2 – отметка конца прямой, м;
Н1 – отметка начала прямой, м;
i –уклон линии, ‰;
l – длина прямой, м.
Кривые проектируем при помощи шаблонов.
где Δi – разность уклонов на переломе, 1/1000‰;
R – радиус вертикальной кривой.
- 1 Классификация автодорог. Подвижной состав на автодорогах. Габарит.
- 3. Основные элементы дороги в плане. План трассы, угол поворота. Расчёт элементов круговой кривой. Коэффициент удлинения.
- 4. Принципы трассирования. Вольный, напряженный и смешанный ходы при трассировании. Учет опорных точек, контурных и высотных препятствий.
- 5. Оформление продольного профиля. Основные элементы. Принцип проектирования. Нанесение проектной линии.
- 7. Назначение руководящих отметок и расчет контрольных точек в продольном профиле. Основные правила и методы проектирования продольного профиля.
- 8. Переломы продольного профиля, требующие устройства вертикальных кривых. Обеспечение видимости на выпуклых кривых. Минимальный радиус криволй из условия видимости.
- 9. Расчёт минимального радиуса вогнутой кривой продольного профиля. Видимость проезжей части на вогнутой кривой в ночное время.
- 10. Поперечный профиль земляного полотна насыпи. Площадь сечения насыпи и сливной призмы. Полоса отвода.
- 11 Поперечный профиль выемки. Площадь выемки. Выемка на косогоре.
- 12. Проектирование земельного полотна с учетом снегозаносимости. Выемки до 5 метров в районах с метелями и снегопадами, раскрытые выемки.
- 14. Основные элементы поперечного профиля двухполосной дороги, проезжая часть, обочина. Расчёт ширины проезжей части и основной площадки земляного полотна.
- 15. Объем земляных работ (вывод формулы)
- 19. Проектирование переходных кривых. Наибольшая и наименьшая длина переходной кривой. Разбивка переходных кривых в плане.
- 20. Вираж. Расчёт виража. Допустимый поперечный уклон и допустимые скорости на вираже.
- 21. Отгон виража. Длина отгона виража. Высотная разбивка отгона виража.
- 22 Пересечение и примыкание дорог на одном уровне. Обеспечение видимости. Устройство разделяющих островков. Расчет длины переходно-скоростных полос.
- 25.Обследование болот при трассировании дорог. Конструкции земляного полотна на болотах, определение дополнительного объёма грунта при возведении насыпи
- 29. Нежесткие дорожные одежды, принципы их конструирования и расчета. Расчетные нагрузки. Срок службы дорожной одежды
- 30. Расчёт конструкции дорожной одежды по условия сдвигоустойчивости. Действие нормальных и касательных напряжений. В конструкции дорожных одежд.
- 31. Расчёт дорожной конструкции на сопротивление монолитных слоёв усталостному разрушению на растяжение при изгибе.
- 32. Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость (основа расчёта). Понятие пучин и меры по их устранению.
- 33 Конструирование жестких дорожных одежд. Монолитные и сборные цементобетонные покрытия. Деформационные швы.
- 34. Вода в грунте. Водно-тепловой режим земляного полотна.
- 36. Проектирование водоотводных канав с перепадами
- 37. Нагорные канавы. Проектирование. Расчет нагорной канавы.
- 40. Расчет отверстия трубы с учетом аккумуляции ливневых вод перед водопропускными сооружениями
- 41. Виды дренажа. Конструкция закрытого дренажа. Перехватывающий дренаж.
- 42. Расчёт дренажа. Понижение уровня грунтовой воды.
- 43. Общие сведения о переходах через водотоки, типы переходов через реку. Характерные участки для реки. Типы речных русел. Основные характеристики речного потока.
- 44 Режимы питания рек. Расчет расхода воды по приближенным формулам.
- 45. Принятая вероятность превышения расчетного расхода воды при проектировании мостов. Графоаналитический метод определения расчетного расхода (уровня воды в реке) принятой вероятности.
- 47.Определение расчётного расхода вод в реках при коротком ряде наблюдений. Среднее значение, коэффициент вариации и асимметрии, расчётный расход принятой вероятности превышения.
- 48. Схемы мостовых переходов для безопасного пропуска паводковых вод. Расчет отверстия моста наименьшей длины. (Первая расчетная схема). Принципы расчета общего размыва под мостом.
- 50 Определение расчетного судоходного уровня. Расчет отметки проезжей части моста.
- 51. Сопряжение насыпи с мостом. Проектирование струенаправляющих дамб.
- 52. Проектирование подходов к мосту. Проектирование пойменной насыпи с учётом подпора воды и волны набега.
- 53. Эрозия почвы и образование оврагов. Проектирование дорог в овражистых районах.
- 54 Серпантина. Виды серпантины. Минимальное расстояние между двумя ветвями серпантины.
- 55. Расчет симметричной серпантины.
- 57. Водоотвод с городских улиц и дорог. Продольный профиль лотков. Расчёт расстояния между водоприёмными колодцами.
- 58. Классификация аэропортов и аэродромов. Общий план аэродрома. Основные элементы аэродрома.
- 59. Приаэродромная территория, аэротория, и полосы воздушных подходов.