48. Схемы мостовых переходов для безопасного пропуска паводковых вод. Расчет отверстия моста наименьшей длины. (Первая расчетная схема). Принципы расчета общего размыва под мостом.
МП – комплекс инж. Сооружений, в который включают мост, подходы к мосту (укрепленные земляные насыпи, подтопляемые в паводок), регулирующие сооружения, которые предохраняют мост и подходы от вредного воздействия потока.
На реках с широким разливом могут быть кроме основного моста – пойменные. Имеются мостовые переходы с наплавными мостами, которые обеспечивают в летний период.
Мосты делятся на малые до 25м, средние25-100м, крупные > 100м.
Отверстием моста наз-ся расстояние между гранями береговых устоев (или между откосами конусов при обсыпных устоях) по РУВВ.
Расчет моста по схеме мост наименьшей длины:
Отверстие моста равно ширине русла до размыва:L=Bр.б., если глубина размыва после стеснения водотока подходами к мосту меньше или равна предельно допустимой:
Для судоходных рек Hр.м.max≤(1,50…1,55)Нр.б.max,
Для несудоходных рек Hр.м.max.≤ 2 Нр.б.max
Нр.б.max, Hр.м.max – максимальные глубины в русле под мостом до и после размыва
Определяют величину общего размыва, характеризуемую коэффициентом размыва Р:
𝜆 – коэф-т стеснения, равный отношению ширины опоры к величине пролета.
Если полученная величина допускаемого общего размыва соответствует нормативным требованиям, то за расчетную принимают схему моста наименьшей длины.
Общий размыв под мостом происходит в рез-те стеснения водного потока.
Увеличение расхода воды в русле во время паводка вызывается сливом воды в отверстие моста с участков пойм, которые перекрыты незатопляемыми насыпями. Возрастание расхода в русле и на пойменном уч-ке перекрытого мостом вызывает увеличение скорости течения, что приводит к размыву в русле а в ряде случаев и на пойменном уч-ке. На пойменных уч-ах отверстия моста грунтовые частицы в бытовых условиях не подвижны, т.к. практическая бытовая скорость меньше размывающаяся. Размыв на этих уч-ах начинается только при условии, что скорость стесненного потока привысит размывающую скорость. При размыве глубина и площадь поперечного сечения уч-ов поймы перекрытых мостом будут возрастать и скорость течения уменьшаться, углубление прекратится послетого как скорость течения станет равной размывающей скорости и смыв частиц грунты больше не будет, при небольшом сжатии потока на пойменном уч-ке скорость воды возрастает незначительно и может не превышать размывающей скорости, в жэтом случае размыв пойменного уч-ка не происходит.
На русловом уч-ке размыв начинается по другим причинам. В русле реки частицы наноса находятся в движении даже в бытовых условиях когда скорость воды=бытовой. Размывающая скорость превышена при паводках еще до стиснения потока. При увеличении расхода наноса при постоянной ширине может происходить только засчет разрушения дна. Расчет размыва производится на основе уравнения баланса наноса (полуэмперической формулы0 при этом очень важно определить коэф-ты сжатия потока (степень стиснения потока β)
Для каждого мостового перехода м.б. найдено 3 характерных предела общего размыва моста: нижний, гипотетический, верхний.
Нижний – наиб. Размыв вызванный длительным воздействием на подмостовое русло максимального уровня расчетного паводка.
Гипотетический-размыв вызванный воздействием многих одинаково реальных расчетных паводков, которые следуют один за другим, они имеют подъем, спад и ограниченную длительность.
Верхний – размыв вызванный в рез-те прохода по неразмываемому дну единичного расчетного паводка, имеющий подъем, спад и ограниченную длительность расчтного паводка.
На основании 3х пределов находится общий размыв.
Если β≤1,4 – по нижнему пределу
Если β≥1,4 – по всем 3м ведется расчет и выбирается расчетный.
- 1 Классификация автодорог. Подвижной состав на автодорогах. Габарит.
- 3. Основные элементы дороги в плане. План трассы, угол поворота. Расчёт элементов круговой кривой. Коэффициент удлинения.
- 4. Принципы трассирования. Вольный, напряженный и смешанный ходы при трассировании. Учет опорных точек, контурных и высотных препятствий.
- 5. Оформление продольного профиля. Основные элементы. Принцип проектирования. Нанесение проектной линии.
- 7. Назначение руководящих отметок и расчет контрольных точек в продольном профиле. Основные правила и методы проектирования продольного профиля.
- 8. Переломы продольного профиля, требующие устройства вертикальных кривых. Обеспечение видимости на выпуклых кривых. Минимальный радиус криволй из условия видимости.
- 9. Расчёт минимального радиуса вогнутой кривой продольного профиля. Видимость проезжей части на вогнутой кривой в ночное время.
- 10. Поперечный профиль земляного полотна насыпи. Площадь сечения насыпи и сливной призмы. Полоса отвода.
- 11 Поперечный профиль выемки. Площадь выемки. Выемка на косогоре.
- 12. Проектирование земельного полотна с учетом снегозаносимости. Выемки до 5 метров в районах с метелями и снегопадами, раскрытые выемки.
- 14. Основные элементы поперечного профиля двухполосной дороги, проезжая часть, обочина. Расчёт ширины проезжей части и основной площадки земляного полотна.
- 15. Объем земляных работ (вывод формулы)
- 19. Проектирование переходных кривых. Наибольшая и наименьшая длина переходной кривой. Разбивка переходных кривых в плане.
- 20. Вираж. Расчёт виража. Допустимый поперечный уклон и допустимые скорости на вираже.
- 21. Отгон виража. Длина отгона виража. Высотная разбивка отгона виража.
- 22 Пересечение и примыкание дорог на одном уровне. Обеспечение видимости. Устройство разделяющих островков. Расчет длины переходно-скоростных полос.
- 25.Обследование болот при трассировании дорог. Конструкции земляного полотна на болотах, определение дополнительного объёма грунта при возведении насыпи
- 29. Нежесткие дорожные одежды, принципы их конструирования и расчета. Расчетные нагрузки. Срок службы дорожной одежды
- 30. Расчёт конструкции дорожной одежды по условия сдвигоустойчивости. Действие нормальных и касательных напряжений. В конструкции дорожных одежд.
- 31. Расчёт дорожной конструкции на сопротивление монолитных слоёв усталостному разрушению на растяжение при изгибе.
- 32. Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость (основа расчёта). Понятие пучин и меры по их устранению.
- 33 Конструирование жестких дорожных одежд. Монолитные и сборные цементобетонные покрытия. Деформационные швы.
- 34. Вода в грунте. Водно-тепловой режим земляного полотна.
- 36. Проектирование водоотводных канав с перепадами
- 37. Нагорные канавы. Проектирование. Расчет нагорной канавы.
- 40. Расчет отверстия трубы с учетом аккумуляции ливневых вод перед водопропускными сооружениями
- 41. Виды дренажа. Конструкция закрытого дренажа. Перехватывающий дренаж.
- 42. Расчёт дренажа. Понижение уровня грунтовой воды.
- 43. Общие сведения о переходах через водотоки, типы переходов через реку. Характерные участки для реки. Типы речных русел. Основные характеристики речного потока.
- 44 Режимы питания рек. Расчет расхода воды по приближенным формулам.
- 45. Принятая вероятность превышения расчетного расхода воды при проектировании мостов. Графоаналитический метод определения расчетного расхода (уровня воды в реке) принятой вероятности.
- 47.Определение расчётного расхода вод в реках при коротком ряде наблюдений. Среднее значение, коэффициент вариации и асимметрии, расчётный расход принятой вероятности превышения.
- 48. Схемы мостовых переходов для безопасного пропуска паводковых вод. Расчет отверстия моста наименьшей длины. (Первая расчетная схема). Принципы расчета общего размыва под мостом.
- 50 Определение расчетного судоходного уровня. Расчет отметки проезжей части моста.
- 51. Сопряжение насыпи с мостом. Проектирование струенаправляющих дамб.
- 52. Проектирование подходов к мосту. Проектирование пойменной насыпи с учётом подпора воды и волны набега.
- 53. Эрозия почвы и образование оврагов. Проектирование дорог в овражистых районах.
- 54 Серпантина. Виды серпантины. Минимальное расстояние между двумя ветвями серпантины.
- 55. Расчет симметричной серпантины.
- 57. Водоотвод с городских улиц и дорог. Продольный профиль лотков. Расчёт расстояния между водоприёмными колодцами.
- 58. Классификация аэропортов и аэродромов. Общий план аэродрома. Основные элементы аэродрома.
- 59. Приаэродромная территория, аэротория, и полосы воздушных подходов.