5. Оформление продольного профиля. Основные элементы. Принцип проектирования. Нанесение проектной линии.
Разрез по оси дороги, спроектированный на лист бумаги называется продольный профиль. Он является основным документом, на который нанесены все элементы дороги и все сооружения на ней.
На продольный профиль наносятся:
- линия поверхности земли («черная линия») и высотные отметки ее характерных точек;
- проектная линия («красная линия») — линия бровок земляного полотна, ее уклоны и высотные отметки;
- грунтовый разрез по оси дороги с указанием мест заложения шурфов и скважин, характера и мощности грунтовых напластований, уровня грунтовых вод;
- расположение и основные характеристики водоотводных сооружений; данные для постройки водоотводных канав и углубленных кюветов, типы их укрепления;
- пикетаж и положение характерных (плюсовых) точек;
- развернутый план трассы и ситуация на полосе по 50 м в каждую сторону от оси дороги;
При проектировании проектной линии должны быть удовлетворены требования безопасности, удобства и экономичности движения автомобилей, при этом должны быть учтены природные условия местности.
Продольный профиль оформляется в строгом соответствии с установленным стандартом. Обычно применяют масштабы: горизонтальный 1:5000, вертикальный 1:500. Грунтовый разрез наносят, отступя от линии поверхности земли на 2 см, вертикальный масштаб разреза принимают 1 : 50.
План автомоб.дороги может быть развернутый, который наносится на карту или план местности и условный, когда прямые и кривые находятся на одной линии. Условный план наносится на продольный профиль.
Уклон – разница между отметками, деленная на расстояние между ними.
Уклон может быть безразмерный, в % и в промилях, чаще безразмерный.
Для каждой авт.дороги имеется наибольший допустимый уклон, который не следует превышать.
Руководящий уклон – наибольший уклон в грузовом направлении, на котором определяется вес автопоезда при равномерной скорости к единичной тяге. Он характерен для промышленных дорог и ж/д транспорта.
Наибольшие уклоны принимают согласно СНиП в зависимости от скорости.
Кат.дороги | Iа | Iб, II | III | IV | V |
|
|
|
Расчетная скорость,к км/ч | 150 | 120 | 100 | 80 | 60 | 50 | 40 | 30 |
Наиб.уклон, в промилях | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
В настоящее время профиль а/д проектируется только с помощью вертикальных кривых.
П ри переходе из выемки в насыпь образуются нулевые места:
– высота насыпи
- глубина выемки
- расстояние между отметками
На продольном профиле наносится грунтовый профиль, для этого делаются шурфы длиной 2-2,5м.
Чтобы солнечные лучи освещали поверхность, отмечают УГВ, толщину почвы и различных слоев залегания. Берется образец залегания 2 кг грунта для лабораторного анализа. Затем все наносят на продольный профиль.
- 1 Классификация автодорог. Подвижной состав на автодорогах. Габарит.
- 3. Основные элементы дороги в плане. План трассы, угол поворота. Расчёт элементов круговой кривой. Коэффициент удлинения.
- 4. Принципы трассирования. Вольный, напряженный и смешанный ходы при трассировании. Учет опорных точек, контурных и высотных препятствий.
- 5. Оформление продольного профиля. Основные элементы. Принцип проектирования. Нанесение проектной линии.
- 7. Назначение руководящих отметок и расчет контрольных точек в продольном профиле. Основные правила и методы проектирования продольного профиля.
- 8. Переломы продольного профиля, требующие устройства вертикальных кривых. Обеспечение видимости на выпуклых кривых. Минимальный радиус криволй из условия видимости.
- 9. Расчёт минимального радиуса вогнутой кривой продольного профиля. Видимость проезжей части на вогнутой кривой в ночное время.
- 10. Поперечный профиль земляного полотна насыпи. Площадь сечения насыпи и сливной призмы. Полоса отвода.
- 11 Поперечный профиль выемки. Площадь выемки. Выемка на косогоре.
- 12. Проектирование земельного полотна с учетом снегозаносимости. Выемки до 5 метров в районах с метелями и снегопадами, раскрытые выемки.
- 14. Основные элементы поперечного профиля двухполосной дороги, проезжая часть, обочина. Расчёт ширины проезжей части и основной площадки земляного полотна.
- 15. Объем земляных работ (вывод формулы)
- 19. Проектирование переходных кривых. Наибольшая и наименьшая длина переходной кривой. Разбивка переходных кривых в плане.
- 20. Вираж. Расчёт виража. Допустимый поперечный уклон и допустимые скорости на вираже.
- 21. Отгон виража. Длина отгона виража. Высотная разбивка отгона виража.
- 22 Пересечение и примыкание дорог на одном уровне. Обеспечение видимости. Устройство разделяющих островков. Расчет длины переходно-скоростных полос.
- 25.Обследование болот при трассировании дорог. Конструкции земляного полотна на болотах, определение дополнительного объёма грунта при возведении насыпи
- 29. Нежесткие дорожные одежды, принципы их конструирования и расчета. Расчетные нагрузки. Срок службы дорожной одежды
- 30. Расчёт конструкции дорожной одежды по условия сдвигоустойчивости. Действие нормальных и касательных напряжений. В конструкции дорожных одежд.
- 31. Расчёт дорожной конструкции на сопротивление монолитных слоёв усталостному разрушению на растяжение при изгибе.
- 32. Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость (основа расчёта). Понятие пучин и меры по их устранению.
- 33 Конструирование жестких дорожных одежд. Монолитные и сборные цементобетонные покрытия. Деформационные швы.
- 34. Вода в грунте. Водно-тепловой режим земляного полотна.
- 36. Проектирование водоотводных канав с перепадами
- 37. Нагорные канавы. Проектирование. Расчет нагорной канавы.
- 40. Расчет отверстия трубы с учетом аккумуляции ливневых вод перед водопропускными сооружениями
- 41. Виды дренажа. Конструкция закрытого дренажа. Перехватывающий дренаж.
- 42. Расчёт дренажа. Понижение уровня грунтовой воды.
- 43. Общие сведения о переходах через водотоки, типы переходов через реку. Характерные участки для реки. Типы речных русел. Основные характеристики речного потока.
- 44 Режимы питания рек. Расчет расхода воды по приближенным формулам.
- 45. Принятая вероятность превышения расчетного расхода воды при проектировании мостов. Графоаналитический метод определения расчетного расхода (уровня воды в реке) принятой вероятности.
- 47.Определение расчётного расхода вод в реках при коротком ряде наблюдений. Среднее значение, коэффициент вариации и асимметрии, расчётный расход принятой вероятности превышения.
- 48. Схемы мостовых переходов для безопасного пропуска паводковых вод. Расчет отверстия моста наименьшей длины. (Первая расчетная схема). Принципы расчета общего размыва под мостом.
- 50 Определение расчетного судоходного уровня. Расчет отметки проезжей части моста.
- 51. Сопряжение насыпи с мостом. Проектирование струенаправляющих дамб.
- 52. Проектирование подходов к мосту. Проектирование пойменной насыпи с учётом подпора воды и волны набега.
- 53. Эрозия почвы и образование оврагов. Проектирование дорог в овражистых районах.
- 54 Серпантина. Виды серпантины. Минимальное расстояние между двумя ветвями серпантины.
- 55. Расчет симметричной серпантины.
- 57. Водоотвод с городских улиц и дорог. Продольный профиль лотков. Расчёт расстояния между водоприёмными колодцами.
- 58. Классификация аэропортов и аэродромов. Общий план аэродрома. Основные элементы аэродрома.
- 59. Приаэродромная территория, аэротория, и полосы воздушных подходов.