30. Расчёт конструкции дорожной одежды по условия сдвигоустойчивости. Действие нормальных и касательных напряжений. В конструкции дорожных одежд.
Сдвиг – это основная форма нарушения сплошности грунтов и несвязных материалов. Дорожную одежду проектируют из расчета, чтобы под действием кратковременных или длительных нагрузок в грунте земляного полотна или малосвязных слоях на весь срок службы не накапливались недопустимые остаточные деформации формоизменения, вызванные пластическими смещениями.
Недопустимые деформации сдвига в грунте земляного полотна и малосвязных слоях не будут накапливаться, если выполняется условие: , где Тпр – предельное активное напряжение сдвига, превышение которого вызывает нарушение прочности на сдвиг, МПа; Т – расчетное активное напряжение сдвига (часть сдвигающего напряжения, непогашенная внутри трением) в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции от действующей кратковременной нагрузки, МПа; Кп.с.тр – требуемое минимальное значение коэффициента прочности дорожной одежды по критерию сдвига с учетом заданного уровня надежности Кн .
Действующие в грунте или песчаном слое активные напряжения сдвига определяется по формуле, МПа: , где - активное напряжение сдвига от временной и единичной нагрузки, МПа, определяемое с помощью номограммы.
р – расчетное давление от колеса на покрытие, МПа.=0,6Мпа
Предельное активное напряжение сдвига в грунте рабочего слоя (лил в песчаном материале промежуточного слоя) определяется по формуле, МПа , где kd – коэффициент, учитывающий особенности работы конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания;
сN – сцепление в грунте земляного полотна (или в промежуточном слое), МПа, применяемое с учетом повторности нагрузки; γср – средневзвешенный удельный вес конструктивных слоев, расположенных выше проверяемого слоя, МН/м3,
, где n – число конструктивных слоев, расположенных выше
проверяемого слоя; γi – удельный вес i –го слоя, МН/м3; ρi – плотность i – го слоя, кг/м3. , где g – ускорение свободного падения; g=9,81 м/с2; hi – толщина i – го слоя, м; zоп – глубина расположения поверхности слоя, проверяемого на сдвигоустойчивость, от верха конструкции, м; φст – расчетное значение угла внутреннего трения материала, проверяемого слоя при статическом действии нагрузки (ΣNp=1), …˚.
При расчете дорожной одежды на прочность по сдвигоустойчивости грунта земляного полотна в качестве нижнего слоя модели принимают грунт (с характеристиками Егр, сгр, φгр), а в качестве верхнего – всю дорожную одежду.
Т олщину верхнего слоя hв принимают равной сумме толщин слоев дорожной одежды: . Модуль упругости верхнего слоя модели Ев определяется , где n – число слоев дорожной одежды; Еi – модуль упругости i-го слоя, МПа; hi – толщина i –го слоя, см. D
р
….
, ,
Рис.3.
При расчете дорожной одежды по условию сдвигоустойчивости в песчаном слое основания в качестве нижнего слоя модели принимают песчаный слой (с его характеристиками , ), а в качестве верхнего – слои, лежащие над песчаным.
Модуль упругости нижнего слоя принимают равным общему модулю упругости на поверхности песчаного слоя, определяемому в расчете по допускаемому упругому методом «сверху вниз».
Толщину верхнего слоя модели принимают равной общей толщине слоев, лежащих над песчаным, а модуль упругости верхнего слоя определяют как средневзвешенное значение для этих слоев.
- 1 Классификация автодорог. Подвижной состав на автодорогах. Габарит.
- 3. Основные элементы дороги в плане. План трассы, угол поворота. Расчёт элементов круговой кривой. Коэффициент удлинения.
- 4. Принципы трассирования. Вольный, напряженный и смешанный ходы при трассировании. Учет опорных точек, контурных и высотных препятствий.
- 5. Оформление продольного профиля. Основные элементы. Принцип проектирования. Нанесение проектной линии.
- 7. Назначение руководящих отметок и расчет контрольных точек в продольном профиле. Основные правила и методы проектирования продольного профиля.
- 8. Переломы продольного профиля, требующие устройства вертикальных кривых. Обеспечение видимости на выпуклых кривых. Минимальный радиус криволй из условия видимости.
- 9. Расчёт минимального радиуса вогнутой кривой продольного профиля. Видимость проезжей части на вогнутой кривой в ночное время.
- 10. Поперечный профиль земляного полотна насыпи. Площадь сечения насыпи и сливной призмы. Полоса отвода.
- 11 Поперечный профиль выемки. Площадь выемки. Выемка на косогоре.
- 12. Проектирование земельного полотна с учетом снегозаносимости. Выемки до 5 метров в районах с метелями и снегопадами, раскрытые выемки.
- 14. Основные элементы поперечного профиля двухполосной дороги, проезжая часть, обочина. Расчёт ширины проезжей части и основной площадки земляного полотна.
- 15. Объем земляных работ (вывод формулы)
- 19. Проектирование переходных кривых. Наибольшая и наименьшая длина переходной кривой. Разбивка переходных кривых в плане.
- 20. Вираж. Расчёт виража. Допустимый поперечный уклон и допустимые скорости на вираже.
- 21. Отгон виража. Длина отгона виража. Высотная разбивка отгона виража.
- 22 Пересечение и примыкание дорог на одном уровне. Обеспечение видимости. Устройство разделяющих островков. Расчет длины переходно-скоростных полос.
- 25.Обследование болот при трассировании дорог. Конструкции земляного полотна на болотах, определение дополнительного объёма грунта при возведении насыпи
- 29. Нежесткие дорожные одежды, принципы их конструирования и расчета. Расчетные нагрузки. Срок службы дорожной одежды
- 30. Расчёт конструкции дорожной одежды по условия сдвигоустойчивости. Действие нормальных и касательных напряжений. В конструкции дорожных одежд.
- 31. Расчёт дорожной конструкции на сопротивление монолитных слоёв усталостному разрушению на растяжение при изгибе.
- 32. Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость (основа расчёта). Понятие пучин и меры по их устранению.
- 33 Конструирование жестких дорожных одежд. Монолитные и сборные цементобетонные покрытия. Деформационные швы.
- 34. Вода в грунте. Водно-тепловой режим земляного полотна.
- 36. Проектирование водоотводных канав с перепадами
- 37. Нагорные канавы. Проектирование. Расчет нагорной канавы.
- 40. Расчет отверстия трубы с учетом аккумуляции ливневых вод перед водопропускными сооружениями
- 41. Виды дренажа. Конструкция закрытого дренажа. Перехватывающий дренаж.
- 42. Расчёт дренажа. Понижение уровня грунтовой воды.
- 43. Общие сведения о переходах через водотоки, типы переходов через реку. Характерные участки для реки. Типы речных русел. Основные характеристики речного потока.
- 44 Режимы питания рек. Расчет расхода воды по приближенным формулам.
- 45. Принятая вероятность превышения расчетного расхода воды при проектировании мостов. Графоаналитический метод определения расчетного расхода (уровня воды в реке) принятой вероятности.
- 47.Определение расчётного расхода вод в реках при коротком ряде наблюдений. Среднее значение, коэффициент вариации и асимметрии, расчётный расход принятой вероятности превышения.
- 48. Схемы мостовых переходов для безопасного пропуска паводковых вод. Расчет отверстия моста наименьшей длины. (Первая расчетная схема). Принципы расчета общего размыва под мостом.
- 50 Определение расчетного судоходного уровня. Расчет отметки проезжей части моста.
- 51. Сопряжение насыпи с мостом. Проектирование струенаправляющих дамб.
- 52. Проектирование подходов к мосту. Проектирование пойменной насыпи с учётом подпора воды и волны набега.
- 53. Эрозия почвы и образование оврагов. Проектирование дорог в овражистых районах.
- 54 Серпантина. Виды серпантины. Минимальное расстояние между двумя ветвями серпантины.
- 55. Расчет симметричной серпантины.
- 57. Водоотвод с городских улиц и дорог. Продольный профиль лотков. Расчёт расстояния между водоприёмными колодцами.
- 58. Классификация аэропортов и аэродромов. Общий план аэродрома. Основные элементы аэродрома.
- 59. Приаэродромная территория, аэротория, и полосы воздушных подходов.