53. Эрозия почвы и образование оврагов. Проектирование дорог в овражистых районах.
Эрозия почвы — разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов почвы в результате действия воды и ветра. Водная эрозия проявляется на склонах, где стекает дождевая или талая вода; подразделяется на плоскостную (сравнительно равномерный смыв почвы под влиянием стока воды, не успевающей впитаться), струйчатую (образование неглубоких промоин, устраняемых обычной обработкой) и глубинную (размыв потоками воды почв и горных пород). Ветровая эрозия, или дефляция, развивается на любых типах рельефа, в том числе на равнинах; бывает повседневной (ветры малой скорости поднимают в воздух почвенные частицы и относят их на другие участки) и периодической — пыльные бури (сильные ветры поднимают в воздух верхний слой почвы, иногда вместе с посевами, и переносят почвенные массы на большие расстояния).
Овраги образуются в результате размыва грунта потоками воды, стекающей по поверхности. В результате размыва овраг постепенно растет в длину, ширину и глубину. При проектировании дорог в овражистых районах могут встретиться случаи:
а) когда трасса пересекает овраг или вершина оврага подходит к полотну дороги и может вызвать подмыв и разрушение полотна дороги;
б) когда трасса проходит вдоль оврага и его рост в ширину или рост образовавшихся отвершков (ответвлений) также может вызвать разрушение дороги;
в) когда вершины оврагов с обеих сторон подходят к полотну дороги.
Во время изысканий должны быть собраны материалы для работки мероприятий по защите дорог от разрушения растущими оврагами. Прекращение роста оврага обычно достигается регулированием стока поверхностных ливневых и снеговых вод. Для этого предусматривают следующие мероприятия.
1. Упорядочение стока воды в овраг, так как отдельные, стекающие потоки воды размывают склоны оврага, вызывают образование новых отвершков и обусловливают рост оврага в длину. Для этого овраг ограждают валиками грунта, расположенными таким образом, чтобы, перехватив стекающую воду, подвести ее к местам, в которых ее наиболее удобно отвести в сторону или сбросить на дно оврага.
2. Для сброса воды на дно оврага проектируют специальные неразрываемые русла. Они могут быть устроены по типу: лотков-быстротоков, леек, ступенчатых русел с водобойными колодцами, в которых гасится энергия, приобретенная водой при сбросе.
3. Для устранения размыва дна оврага проектируют запруды, уменьшающие продольные уклоны, а следовательно, и скорость стекания воды по дну оврага. В местах перелива воды через запруды должны быть запроектированы укрепления от размыва путем замощения камнем, укрепления хворостом, фашинами и другим подручным материалом.
Откосы и дно оврага планируют и укрепляют растительностью — посадками кустарников, засевом трав и т. д.
Для пересечения оврага дорогой следует выбирать места, где он имеет наименьшие глубину и ширину. На дне оврага должно быть построено водопропускное сооружение, подходы к месту его перехода должны быть удобными. Боковые канавы, по которым вода, текущая вдоль дороги, спускается в овраг, должны бытъ надежно укреплены, чтобы они вследствие размыва не превратились в самостоятельные овраги.
В засушливых районах, в местах пересечений глубоких оврагов и тальвегов, может оказаться целесообразным использовать дорожную насыпь как плотину для образования водохранилища. В этом случае необходимо произвести тщательные геологические обследования склонов и дна оврага, чтобы убедиться, что фильтрация воды в обход плотины из водохранилища невозможна или не опасна для устойчивости плотины.
В плотинах должны быть предусмотрены водосливные сооружения для сброса излишков паводковых вод. Удобнее располагать водосливы у склонов тальвега, где легко построить отводный канал. Для предохранения проезжей части и полотна дороги на дамбе от повреждения пучинами должно быть обеспечено надлежащее возвышение бровки земляного полотна.
- 1 Классификация автодорог. Подвижной состав на автодорогах. Габарит.
- 3. Основные элементы дороги в плане. План трассы, угол поворота. Расчёт элементов круговой кривой. Коэффициент удлинения.
- 4. Принципы трассирования. Вольный, напряженный и смешанный ходы при трассировании. Учет опорных точек, контурных и высотных препятствий.
- 5. Оформление продольного профиля. Основные элементы. Принцип проектирования. Нанесение проектной линии.
- 7. Назначение руководящих отметок и расчет контрольных точек в продольном профиле. Основные правила и методы проектирования продольного профиля.
- 8. Переломы продольного профиля, требующие устройства вертикальных кривых. Обеспечение видимости на выпуклых кривых. Минимальный радиус криволй из условия видимости.
- 9. Расчёт минимального радиуса вогнутой кривой продольного профиля. Видимость проезжей части на вогнутой кривой в ночное время.
- 10. Поперечный профиль земляного полотна насыпи. Площадь сечения насыпи и сливной призмы. Полоса отвода.
- 11 Поперечный профиль выемки. Площадь выемки. Выемка на косогоре.
- 12. Проектирование земельного полотна с учетом снегозаносимости. Выемки до 5 метров в районах с метелями и снегопадами, раскрытые выемки.
- 14. Основные элементы поперечного профиля двухполосной дороги, проезжая часть, обочина. Расчёт ширины проезжей части и основной площадки земляного полотна.
- 15. Объем земляных работ (вывод формулы)
- 19. Проектирование переходных кривых. Наибольшая и наименьшая длина переходной кривой. Разбивка переходных кривых в плане.
- 20. Вираж. Расчёт виража. Допустимый поперечный уклон и допустимые скорости на вираже.
- 21. Отгон виража. Длина отгона виража. Высотная разбивка отгона виража.
- 22 Пересечение и примыкание дорог на одном уровне. Обеспечение видимости. Устройство разделяющих островков. Расчет длины переходно-скоростных полос.
- 25.Обследование болот при трассировании дорог. Конструкции земляного полотна на болотах, определение дополнительного объёма грунта при возведении насыпи
- 29. Нежесткие дорожные одежды, принципы их конструирования и расчета. Расчетные нагрузки. Срок службы дорожной одежды
- 30. Расчёт конструкции дорожной одежды по условия сдвигоустойчивости. Действие нормальных и касательных напряжений. В конструкции дорожных одежд.
- 31. Расчёт дорожной конструкции на сопротивление монолитных слоёв усталостному разрушению на растяжение при изгибе.
- 32. Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость (основа расчёта). Понятие пучин и меры по их устранению.
- 33 Конструирование жестких дорожных одежд. Монолитные и сборные цементобетонные покрытия. Деформационные швы.
- 34. Вода в грунте. Водно-тепловой режим земляного полотна.
- 36. Проектирование водоотводных канав с перепадами
- 37. Нагорные канавы. Проектирование. Расчет нагорной канавы.
- 40. Расчет отверстия трубы с учетом аккумуляции ливневых вод перед водопропускными сооружениями
- 41. Виды дренажа. Конструкция закрытого дренажа. Перехватывающий дренаж.
- 42. Расчёт дренажа. Понижение уровня грунтовой воды.
- 43. Общие сведения о переходах через водотоки, типы переходов через реку. Характерные участки для реки. Типы речных русел. Основные характеристики речного потока.
- 44 Режимы питания рек. Расчет расхода воды по приближенным формулам.
- 45. Принятая вероятность превышения расчетного расхода воды при проектировании мостов. Графоаналитический метод определения расчетного расхода (уровня воды в реке) принятой вероятности.
- 47.Определение расчётного расхода вод в реках при коротком ряде наблюдений. Среднее значение, коэффициент вариации и асимметрии, расчётный расход принятой вероятности превышения.
- 48. Схемы мостовых переходов для безопасного пропуска паводковых вод. Расчет отверстия моста наименьшей длины. (Первая расчетная схема). Принципы расчета общего размыва под мостом.
- 50 Определение расчетного судоходного уровня. Расчет отметки проезжей части моста.
- 51. Сопряжение насыпи с мостом. Проектирование струенаправляющих дамб.
- 52. Проектирование подходов к мосту. Проектирование пойменной насыпи с учётом подпора воды и волны набега.
- 53. Эрозия почвы и образование оврагов. Проектирование дорог в овражистых районах.
- 54 Серпантина. Виды серпантины. Минимальное расстояние между двумя ветвями серпантины.
- 55. Расчет симметричной серпантины.
- 57. Водоотвод с городских улиц и дорог. Продольный профиль лотков. Расчёт расстояния между водоприёмными колодцами.
- 58. Классификация аэропортов и аэродромов. Общий план аэродрома. Основные элементы аэродрома.
- 59. Приаэродромная территория, аэротория, и полосы воздушных подходов.