logo search
GOTOV_J_PLEKhOV

53. Эрозия почвы и образование оврагов. Проектирование дорог в овражистых районах.

Эрозия почвы — разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов почвы в результате действия воды и ветра. Водная эрозия проявляется на склонах, где стекает дождевая или талая вода; подразделяется на плоскостную (сравнительно равномерный смыв почвы под влиянием стока воды, не успевающей впитаться), струйчатую (образование неглубоких промоин, устраняемых обычной обработкой) и глубинную (размыв потоками воды почв и горных пород). Ветровая эрозия, или дефляция, развивается на любых типах рельефа, в том числе на равнинах; бывает повседневной (ветры малой скорости поднимают в воздух почвенные частицы и относят их на другие участки) и периодической — пыльные бури (сильные ветры поднимают в воздух верхний слой почвы, иногда вместе с посевами, и переносят почвенные массы на большие расстояния).

Овраги образуются в результате размыва грунта потоками воды, стекающей по поверхности. В результате размыва овраг постепенно растет в длину, ширину и глубину. При проектировании дорог в овражистых районах могут встретиться случаи:

а) когда трасса пересекает овраг или вершина оврага подходит к полотну дороги и может вызвать подмыв и разрушение полотна дороги;

б) когда трасса проходит вдоль оврага и его рост в ширину или рост образовавшихся отвершков (ответвлений) также может вызвать разрушение дороги;

в) когда вершины оврагов с обеих сторон подходят к полотну дороги.

Во время изысканий должны быть собраны материалы для работки мероприятий по защите дорог от разрушения растущими оврагами. Прекращение роста оврага обычно достигается регулированием стока поверхностных ливневых и снеговых вод. Для этого предусматривают следующие мероприятия.

1. Упорядочение стока воды в овраг, так как отдельные, стекающие потоки воды размывают склоны оврага, вызывают образование новых отвершков и обусловливают рост оврага в длину. Для этого овраг ограждают валиками грунта, расположенными таким образом, чтобы, перехватив стекающую воду, подвести ее к местам, в которых ее наиболее удобно отвести в сторону или сбросить на дно оврага.

2. Для сброса воды на дно оврага проектируют специальные неразрываемые русла. Они могут быть устроены по типу: лотков-быстротоков, леек, ступенчатых русел с водобойными колодцами, в которых гасится энергия, приобретенная водой при сбросе.

3. Для устранения размыва дна оврага проектируют запруды, уменьшающие продольные уклоны, а следовательно, и скорость стекания воды по дну оврага. В местах перелива воды через запруды должны быть запроектированы укрепления от размыва путем замощения камнем, укрепления хворостом, фашинами и другим подручным материалом.

Откосы и дно оврага планируют и укрепляют растительностью — посадками кустарников, засевом трав и т. д.

Для пересечения оврага дорогой следует выбирать места, где он имеет наименьшие глубину и ширину. На дне оврага должно быть построено водопропускное сооружение, подходы к месту его перехода должны быть удобными. Боковые канавы, по которым вода, текущая вдоль дороги, спускается в овраг, должны бытъ надежно укреплены, чтобы они вследствие размыва не превратились в самостоятельные овраги.

В засушливых районах, в местах пересечений глубоких оврагов и тальвегов, может оказаться целесообразным использовать дорожную насыпь как плотину для образования водохранилища. В этом случае необходимо произвести тщательные геологические обследования склонов и дна оврага, чтобы убедиться, что фильтрация воды в обход плотины из водохранилища невозможна или не опасна для устойчивости плотины.

В плотинах должны быть предусмотрены водосливные сооружения для сброса излишков паводковых вод. Удобнее располагать водосливы у склонов тальвега, где легко построить отводный канал. Для предохранения проезжей части и полотна дороги на дамбе от повреждения пучинами должно быть обеспечено надлежащее возвышение бровки земляного полотна.