logo search
GOTOV_J_PLEKhOV

48. Схемы мостовых переходов для безопасного пропуска паводковых вод. Расчет отверстия моста наименьшей длины. (Первая расчетная схема). Принципы расчета общего размыва под мостом.

МП – комплекс инж. Сооружений, в который включают мост, подходы к мосту (укрепленные земляные насыпи, подтопляемые в паводок), регулирующие сооружения, которые предохраняют мост и подходы от вредного воздействия потока.

На реках с широким разливом могут быть кроме основного моста – пойменные. Имеются мостовые переходы с наплавными мостами, которые обеспечивают в летний период.

Мосты делятся на малые до 25м, средние25-100м, крупные > 100м.

Отверстием моста наз-ся расстояние между гранями береговых устоев (или между откосами конусов при обсыпных устоях) по РУВВ.

Расчет моста по схеме мост наименьшей длины:

Отверстие моста равно ширине русла до размыва:L=Bр.б., если глубина размыва после стеснения водотока подходами к мосту меньше или равна предельно допустимой:

Для судоходных рек Hр.м.max≤(1,50…1,55)Нр.б.max,

Для несудоходных рек Hр.м.max.≤ 2 Нр.б.max

Нр.б.max, Hр.м.max – максимальные глубины в русле под мостом до и после размыва

Определяют величину общего размыва, характеризуемую коэффициентом размыва Р:

𝜆 – коэф-т стеснения, равный отношению ширины опоры к величине пролета.

Если полученная величина допускаемого общего размыва соответствует нормативным требованиям, то за расчетную принимают схему моста наименьшей длины.

Общий размыв под мостом происходит в рез-те стеснения водного потока.

Увеличение расхода воды в русле во время паводка вызывается сливом воды в отверстие моста с участков пойм, которые перекрыты незатопляемыми насыпями. Возрастание расхода в русле и на пойменном уч-ке перекрытого мостом вызывает увеличение скорости течения, что приводит к размыву в русле а в ряде случаев и на пойменном уч-ке. На пойменных уч-ах отверстия моста грунтовые частицы в бытовых условиях не подвижны, т.к. практическая бытовая скорость меньше размывающаяся. Размыв на этих уч-ах начинается только при условии, что скорость стесненного потока привысит размывающую скорость. При размыве глубина и площадь поперечного сечения уч-ов поймы перекрытых мостом будут возрастать и скорость течения уменьшаться, углубление прекратится послетого как скорость течения станет равной размывающей скорости и смыв частиц грунты больше не будет, при небольшом сжатии потока на пойменном уч-ке скорость воды возрастает незначительно и может не превышать размывающей скорости, в жэтом случае размыв пойменного уч-ка не происходит.

На русловом уч-ке размыв начинается по другим причинам. В русле реки частицы наноса находятся в движении даже в бытовых условиях когда скорость воды=бытовой. Размывающая скорость превышена при паводках еще до стиснения потока. При увеличении расхода наноса при постоянной ширине может происходить только засчет разрушения дна. Расчет размыва производится на основе уравнения баланса наноса (полуэмперической формулы0 при этом очень важно определить коэф-ты сжатия потока (степень стиснения потока β)

Для каждого мостового перехода м.б. найдено 3 характерных предела общего размыва моста: нижний, гипотетический, верхний.

Нижний – наиб. Размыв вызванный длительным воздействием на подмостовое русло максимального уровня расчетного паводка.

Гипотетический-размыв вызванный воздействием многих одинаково реальных расчетных паводков, которые следуют один за другим, они имеют подъем, спад и ограниченную длительность.

Верхний – размыв вызванный в рез-те прохода по неразмываемому дну единичного расчетного паводка, имеющий подъем, спад и ограниченную длительность расчтного паводка.

На основании 3х пределов находится общий размыв.

Если β≤1,4 – по нижнему пределу

Если β≥1,4 – по всем 3м ведется расчет и выбирается расчетный.