logo search
GOTOV_J_PLEKhOV

33 Конструирование жестких дорожных одежд. Монолитные и сборные цементобетонные покрытия. Деформационные швы.

Свойства ц/б и ж/б покрытий не меняются при колебании температуры в отличии от асфальтобетонных, прочность которых снижается при увеличении температуры. Бетонные плиты можно готовить на заводах при строгом соблюдении технологических правил. Строительство будет сводится к монтажу такого покрытия, которое может выполняться в течении всего года и открывать движение сразу после укладки. Однако сборные покрытия имеют крупный недостаток. Стыки сборных плит не обеспечивают передачу усилий и моментов с плиты на плиту. Наличие швов приводит к проникновению влаги в основание плит. В результате подстилающий грунт увлажняется и он может выдавливаться через шва при прохождении автомобиля. Это можно предотвратить укладкой геотекстиля под стыковое соединение. При укладки плит на грунт или песчаную прослойку, под плитами в зоне соединения могут образовываться пустоты(полости). По этому на дорогах с высокой интенсивностью плиты укладываются на прочное основание из щебня или грунта укрепленного вяжущим. Сложным также является укладка плит в кривых участках.

Дорожная одежда из сборных покрытий целесообразно использовать на дорогах в труднодоступных районах, в том числе на дорогах промышленных предприятий, с/х значений, в 1и 2 Дор Климат Зоне.

Рекомендуется применять плиты 1,75…2,3х4,5…6,0м. На дорогах с небольшой интенсивностью до 100 авт/сут используются колейные покрытия в виде полос под колесами или полос из плит.

ц/б покрытие м.б. однослойным и двухслойным, которое устраивается сращиванием слоев с одновременным уплотнением верх и нижн слоя. Толщина бетонного покрытия 15-24 см. Толщина верхнего слоя не менее 6 см.

При правильно подобранной смеси износ ц/б покрытия незначителен. Строительство полностью механизировано.однако для обеспечения хорошего качества, требуется длительный уход за свежеуложенным бетоном, пока он не приобрел необходимую прочность.

При изменении температуры в монолитных жестких покрытиях возникают сжимающее и растягивающее усилие, которое может вызвать появление трещин. Для предотвращения их появления покрытие разбивают на отдельные плиты продольными и поперечными швами.

Швы разделяют покрытие на плиты. Длина определяется расчетом, в плане 3…4х6…7м.

Швы разделяются на швы сжатия и растяжения. Для обеспечения совместной работы плит, в швы вводят стальные стержни-штыри. Штыри обеспечивают возможность изменения длины плит и передачи с одной плиты на другую вертикальной нагрузки и частично изгибающего момента. Пазы швов заполняются герметизируемым материалом-битумом.

А-шов расширения, В-шов сжатия,С-продольный шов, устраивается при ширине В0>23h,

h- толщина покрытия

L- расстояние между швами А (10*l)

l-расстояние между швами B (4…6м)

А-шов расширения

  1. штырь l=50см, d=18см

  2. битумная изоляция 2/3l

  3. колпачек обеспечивающий сжатие штыря в бетоне, заполняется паклей

  4. прокладка из выдержанной в воде древесины

  5. заполнитель герметик

  6. каркас для фиксации штыря при монтаже

этот шов можен не устраиваться если темпер укладки выше 20 град

В-шов сжатия

Этот шов работает при понижении температуры и укорочении плит

7-шов заполненный битумом, ширина 0,4м

8-место разрыва плиты по слабому сечению

С-продольный шов (аналогичен по сесению шву В)