logo search
Гидро

2.1 Водный фонд рф и право пользования водными объектами

Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 ок­тября 1995 года, установлено, что совокупность всех водных объек­тов (за некоторым незначительным исключением), находящихся в пределах территории РФ, образует водный фонд РФ. Водные объек­ты - это сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности человеческого общества в воде.

К водным объектам относятся:

  1. реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы, водостоки и водоемы;

  2. ледники и снежники;

  3. гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;

  4. внутренние морские воды и территориальное море РФ.

Включение водных объектов в состав водного фонда и исключе­ние из него производится в порядке, установленном Правительст­вом РФ.

Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд нахо­дится под защитой и охраной государства.

В состав водного фонда не входят замкнутые непроточные водо­емы естественного или искусственного происхождения, располо­женные на земельных участках, находящихся в собственности юри­дических и физических лиц.

Следует иметь в виду, что когда фонд выступает как объект пра­ва государственной и муниципальной собственности, он ни на ка­кие категории и виды водных объектов не делится. Когда же он вы­ступает как объект хозяйственного использования, он делится на соответствующие виды водных объектов, но не в зависимости от их основного целевого назначения, а по физико-географическим, гид­рорежимным и другим признакам.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) могут находиться в частной, государст­венной, муниципальной и иных формах собственности.

Изменение русла реки или иное изменение местоположения вод­ного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из ВК РФ.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собст­венника осуществляют органы государственной власти.

В собственности Российской Федерации находятся:

1)поверхностные водные объекты, акватории и бас­сейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;

2)подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ;

3)водные объекты, расположенные на тер­ритории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;

4) водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб:

Водные объекты признаются федеральной собственностью Пра­вительством РФ по согласованию с органами исполнительной влас­ти соответствующих субъектов РФ.

Управление федеральной собственностью осуществляется Пра­вительством РФ. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты оно может передавать согласно Конституции РФ и ВК РФ соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъек­тов РФ.

Водные объекты, акватории и бассейны, которые полностью рас­положены в пределах территории соответствующего субъекта РФ, признаются его собственностью и управляются органами исполни­тельной власти субъектов РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Часть полномочий по управлению указанной собственностью на водные объекты орга­ны исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Конститу­цией РФ и ВК РФ могут передавать соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объек­тами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов и, в соответствии с Консти­туцией РФ и ВК РФ, регулируются водным законодательством РФ.

Муниципальная и частная собственность допускается в соответ­ствии с гражданским законодательством только на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).

Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты принадлежит городским и сельским поселениям, а также Другим муниципальным образованиям. Эти муниципальные водные объекты предназначены для муниципальных нужд.

От имени муниципальных образований права собственника осу­ществляют соответствующие органы местного самоуправления. В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие |по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами, и предельные размеры которых определяются земельным законодательством РФ.

Земельный участок, включающий обособленный водный объект (замкнутый водоем), принадлежит гражданину или юридическому лицу на праве собственности как единое недвижимое имущество, владение, пользование и распоряжение которым осуществляются в соответствии с гражданским и земельным законодательством РФ.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь на них следующие права: право долгосрочного пользования; право краткосрочного пользования; право ограниченного пользова­ния (водный сервитут).

Водопользователи осуществляют владение и распоряжаются правами пользования водными объектами на условиях и в пределах, установленных ВК РФ.

Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с ВК РФ.

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосроч­ное и краткосрочное пользование в зависимости от целей их исполь­зования, ресурсного потенциала и экологического состояния.

Право краткосрочного пользования устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования - от трех до двадцати пя­ти лет.

Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.

Право ограниченного пользования выступает в формах публич­ного и частного водных сервитутов.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользо­вания и иными водными объектами, если иное не предусмотрено за­конодательством РФ (публичный водный сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предостав­лены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ог­раничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут), которые могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ВК РФ.

Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, водопоя и прогона скота; использования вод­ных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.

В дополнение к водным сервитутам водным законодательством РФ могут быть установлены иные водные сервитуты. Для осуществ­ления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водо­пользование.

Распоряжение водным фондом РФ осуществляется совместными решениями государственных органов исполнительной власти РФ и других субъектов РФ в пределах их компетенции, в интересах наро­дов, проживающих на соответствующей территории и всех наро­дов РФ.

Водные объекты, входящие в состав водного фонда, находятся в ведении специально уполномоченных на то органов, осуществляю­щих от имени РФ и субъектов РФ управление использованием и ох­раной водных объектов в пределах установленной компетенции.

Специфика отдельных видов водных объектов определяет осо­бенности их правовых режимов в рамках общего режима вод, уста­новленного в нашей стране.

Водным законодательством РФ сформулированы основные принципы государственного управления в области использования и охраны водных объектов:

  1. устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей среды);

  2. сочетание рациональ­ного использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);

  3. разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

В Водном кодексе РФ закреплена система органов испол­нительной власти РФ, осуществляющая управление в области использования и охраны водных объектов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему органов исполнительной власти РФ, обеспечивающих реализацию государственной политики в данной области.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ, осуще­ствляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов, устанавливается субъектами РФ в соот­ветствии с основами конституционного строя РФ, общими принци­пами организации исполнительных органов государственной власти и Водным кодексом РФ.

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов на федеральном уровне осуществляют: Правитель­ство РФ и специально уполномоченный государственный орган уп­равления использованием и охраной водных объектов.

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории субъектов РФ осуществляют орга­ны исполнительной власти республик, краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов.

Специально уполномоченный государственный орган управле­ния использованием и охраной водного фонда обеспечивает рацио­нальное использование, восстановление и охрану водных объектов в интересах РФ и ее субъектов.

Он осуществляет возложенные на него полномочия непосредст­венно либо через свои территориальные органы, которые включают бассейновые органы, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бас­сейна водного объекта, либо через органы управления, осуществля­ющие государственное управление в области использования и охра­ны водных объектов на территории соответствующего субъекта РФ. Положение об этом органе утверждается Правительством РФ.

Государственное регулирование использования и охраны водно­го фонда осуществляется по бассейновому принципу, что позволяет обеспечить регулирование использования и охраны водных объек­тов в пределах их водосборных бассейнов, учет интересов составля­ющих их территорий и всех водопользователей. Это регулирование строится на принципе разграничения функций государственного ре­гулирования в сфере использования и охраны водных объектов и функций хозяйственного использования водных ресурсов. Оно осу­ществляется Президентом РФ и Правительством РФ, правительст­вами республик в составе РФ, исполнительными органами других субъектов Федерации и специально уполномоченными государст­венными органами регулирования использования и охраны водных объектов. Причем, система этих органов состоит из федерального го­сударственного органа управления (регулирования) использования и охраны водного фонда, его бассейновых и территориальных подразделений. Бассейновые подразделения осуществляют государст­венное регулирование использования и охраны водного фонда в пре­делах водосборного бассейна водного объекта. Территориальные подразделения образуются в республиках в составе РФ и в других субъектах Федерации для учета интересов соответствующей терри­тории в рамках водосборного бассейна водного объекта.

Таким специально уполномоченным государственным органом регулирования использования и охраны водных объектов в РФ яв­ляется Министерство природных ресурсов РФ. Оно осуществляет планирование использования водных ресурсов, установление лими­тов водопотребления и водоотведения, выдачу лицензий на пользо­вание водными объектами, государственный учет вод, ведение госу­дарственного мониторинга водных объектов и государственного водного кадастра. Этот орган и его подразделения не могут зани­маться хозяйственной деятельностью, связанной с получением при­были от использования водных ресурсов.

Ряд функций в области использования и охраны водных объек­тов осуществляет Государственный комитет по гидрометеорологии, (Росгидромет): ведет учет водных объектов, определяет степень за­грязнения окружающей природной среды. Органы санитарного над­зора Минздрава РФ наблюдают за выполнением всеми водопользо­вателями санитарных правил по содержанию водоемов, а также водопокрытых и прилегающих к ним земель, особенно округов и зон санитарной охраны водных объектов. Комитет РФ по рыболовству обеспечивает условия сохранения и воспроизводство рыбных запа­сов в водоемах.

Ведомственное регулирование (управление) в сфере использова­ния и охраны водных объектов осуществляется по отраслям народ­ного хозяйства. Так, ведомственными органами управления внутрен­ними водными путями сообщений являются соответствующие органы управления речным транспортом.

Нормирование в области использования и охраны водных объек­тов заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), а также в разработке и принятии стан­дартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.