2.1 Водный фонд рф и право пользования водными объектами
Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 года, установлено, что совокупность всех водных объектов (за некоторым незначительным исключением), находящихся в пределах территории РФ, образует водный фонд РФ. Водные объекты - это сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности человеческого общества в воде.
К водным объектам относятся:
реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы, водостоки и водоемы;
ледники и снежники;
гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;
внутренние морские воды и территориальное море РФ.
Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него производится в порядке, установленном Правительством РФ.
Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд находится под защитой и охраной государства.
В состав водного фонда не входят замкнутые непроточные водоемы естественного или искусственного происхождения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц.
Следует иметь в виду, что когда фонд выступает как объект права государственной и муниципальной собственности, он ни на какие категории и виды водных объектов не делится. Когда же он выступает как объект хозяйственного использования, он делится на соответствующие виды водных объектов, но не в зависимости от их основного целевого назначения, а по физико-географическим, гидрорежимным и другим признакам.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из ВК РФ.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти.
В собственности Российской Федерации находятся:
1)поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;
2)подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ;
3)водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;
4) водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб:
трансграничные (пограничные) водные объекты;
внутренние морские воды;
территориальное море РФ;
водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
водные объекты, являются частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; иные особо охраняемые родные объекты федерального значения.
Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.
Управление федеральной собственностью осуществляется Правительством РФ. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты оно может передавать согласно Конституции РФ и ВК РФ соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.
Водные объекты, акватории и бассейны, которые полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ, признаются его собственностью и управляются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Часть полномочий по управлению указанной собственностью на водные объекты органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и ВК РФ могут передавать соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов и, в соответствии с Конституцией РФ и ВК РФ, регулируются водным законодательством РФ.
Муниципальная и частная собственность допускается в соответствии с гражданским законодательством только на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).
Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты принадлежит городским и сельским поселениям, а также Другим муниципальным образованиям. Эти муниципальные водные объекты предназначены для муниципальных нужд.
От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления. В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие |по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами, и предельные размеры которых определяются земельным законодательством РФ.
Земельный участок, включающий обособленный водный объект (замкнутый водоем), принадлежит гражданину или юридическому лицу на праве собственности как единое недвижимое имущество, владение, пользование и распоряжение которым осуществляются в соответствии с гражданским и земельным законодательством РФ.
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь на них следующие права: право долгосрочного пользования; право краткосрочного пользования; право ограниченного пользования (водный сервитут).
Водопользователи осуществляют владение и распоряжаются правами пользования водными объектами на условиях и в пределах, установленных ВК РФ.
Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с ВК РФ.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей их использования, ресурсного потенциала и экологического состояния.
Право краткосрочного пользования устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования - от трех до двадцати пяти лет.
Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.
Право ограниченного пользования выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут).
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут), которые могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ВК РФ.
Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, водопоя и прогона скота; использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.
В дополнение к водным сервитутам водным законодательством РФ могут быть установлены иные водные сервитуты. Для осуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водопользование.
Распоряжение водным фондом РФ осуществляется совместными решениями государственных органов исполнительной власти РФ и других субъектов РФ в пределах их компетенции, в интересах народов, проживающих на соответствующей территории и всех народов РФ.
Водные объекты, входящие в состав водного фонда, находятся в ведении специально уполномоченных на то органов, осуществляющих от имени РФ и субъектов РФ управление использованием и охраной водных объектов в пределах установленной компетенции.
Специфика отдельных видов водных объектов определяет особенности их правовых режимов в рамках общего режима вод, установленного в нашей стране.
Водным законодательством РФ сформулированы основные принципы государственного управления в области использования и охраны водных объектов:
устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей среды);
сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);
разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.
В Водном кодексе РФ закреплена система органов исполнительной власти РФ, осуществляющая управление в области использования и охраны водных объектов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему органов исполнительной власти РФ, обеспечивающих реализацию государственной политики в данной области.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов, устанавливается субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ, общими принципами организации исполнительных органов государственной власти и Водным кодексом РФ.
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов на федеральном уровне осуществляют: Правительство РФ и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водных объектов.
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории субъектов РФ осуществляют органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обеспечивает рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов в интересах РФ и ее субъектов.
Он осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы, которые включают бассейновые органы, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта, либо через органы управления, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующего субъекта РФ. Положение об этом органе утверждается Правительством РФ.
Государственное регулирование использования и охраны водного фонда осуществляется по бассейновому принципу, что позволяет обеспечить регулирование использования и охраны водных объектов в пределах их водосборных бассейнов, учет интересов составляющих их территорий и всех водопользователей. Это регулирование строится на принципе разграничения функций государственного регулирования в сфере использования и охраны водных объектов и функций хозяйственного использования водных ресурсов. Оно осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, исполнительными органами других субъектов Федерации и специально уполномоченными государственными органами регулирования использования и охраны водных объектов. Причем, система этих органов состоит из федерального государственного органа управления (регулирования) использования и охраны водного фонда, его бассейновых и территориальных подразделений. Бассейновые подразделения осуществляют государственное регулирование использования и охраны водного фонда в пределах водосборного бассейна водного объекта. Территориальные подразделения образуются в республиках в составе РФ и в других субъектах Федерации для учета интересов соответствующей территории в рамках водосборного бассейна водного объекта.
Таким специально уполномоченным государственным органом регулирования использования и охраны водных объектов в РФ является Министерство природных ресурсов РФ. Оно осуществляет планирование использования водных ресурсов, установление лимитов водопотребления и водоотведения, выдачу лицензий на пользование водными объектами, государственный учет вод, ведение государственного мониторинга водных объектов и государственного водного кадастра. Этот орган и его подразделения не могут заниматься хозяйственной деятельностью, связанной с получением прибыли от использования водных ресурсов.
Ряд функций в области использования и охраны водных объектов осуществляет Государственный комитет по гидрометеорологии, (Росгидромет): ведет учет водных объектов, определяет степень загрязнения окружающей природной среды. Органы санитарного надзора Минздрава РФ наблюдают за выполнением всеми водопользователями санитарных правил по содержанию водоемов, а также водопокрытых и прилегающих к ним земель, особенно округов и зон санитарной охраны водных объектов. Комитет РФ по рыболовству обеспечивает условия сохранения и воспроизводство рыбных запасов в водоемах.
Ведомственное регулирование (управление) в сфере использования и охраны водных объектов осуществляется по отраслям народного хозяйства. Так, ведомственными органами управления внутренними водными путями сообщений являются соответствующие органы управления речным транспортом.
Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), а также в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.
- Томский государственный университет систем
- 1.1. Международная программа охраны вод
- 1.2. Гидрология и ее связь с другими науками
- 1.3. Методы изучения водных объектов
- 1.4. Из истории гидрологии
- 1.5. Исследование вод в России
- 2.1 Водный фонд рф и право пользования водными объектами
- 2.2. Государственный мониторинг водных объектов
- 2.3. Водопользование
- 2.4. Права водопользователя
- 2.5. Обязанности водопользователя
- 3.1 Молекула воды.
- 3.2. Химические свойства воды
- 3.3. Формирование химического состава природных вод
- 3.4 Классификация вод по химическому составу
- 4.1 Минерализация воды
- 4.2 Важнейшие показатели воды
- 4.3 Растворенные газы
- 4.4 Главные ионы
- 4.5 Биогенные компоненты
- 4.6 Органическое вещество
- Контрольные вопросы:
- 5.2 Плотность воды
- 5.3 Тепловые свойства воды.
- 5.4 Вязкость воды (внутреннее трение).
- 5.5 Поверхностное натяжение и смачивание.
- 5.6 Оптические свойства воды.
- 5.7 Акустические свойства воды.
- 5.8 Электропроводность воды.
- Контрольные вопросы:
- 6.1 Органолептические наблюдения
- 6.2 Запах, мутность, цветность и прозрачность
- 6.3 Нормирование и качество воды
- 6.4 Пдк некоторых веществ в питьевой воде
- 6.5 Основные методы очистки воды
- 6.5.1 Удаление кислорода из воды.
- 6.5.3. Ионный обмен.
- 6.5.4. Катионирование воды.
- 6.5.5. Анионироваиие воды.
- 6.5.6. Химическое обессоливание воды.
- 7.1. Общие понятия круговорота воды
- 7.2. Интенсивность влагооборота
- 7. 3 Типы влагооборота
- 7.3.1. Геокосмический влагооборот
- 7.3.2.Атмосферно-океанический влагооборот
- 7.3.4. Атмосферио-литосферно-биологический
- 7.4. Водные ресурсы
- 7.5 Движение воды в водных объектах
- 7.6 Понятие о водном балансе
- 7.7 Водный баланс земного шара
- 7.8. Пресные воды
- 7.9. Мировой водный баланс
- 7.10. Активность водообмена
- 7.11 Тепловой баланс водных объектов
- 8.1 Виды ледников
- 8.3 Ледниковые трещины
- 8.7 Характеристики современных ледников
- 8.8 Современное оледенение на территории России
- 8.9 Ледниковое влияние на жизнь.
- 9.1 Классификация морских льдов
- 9.2 Условия образования и существования морских льдов
- 9.3 Ледниковый период и морские льды
- 9.4 Структура и свойства морского льда
- 10.1 Водно-физические свойства горных пород и почв
- 10.3 Поле сил в порах
- 10.4 Виды воды в порах
- 10.5 Возникновение и распространение подземных вод
- 10.6 Грунтовые и межпластовые напорные воды
- 10.7 Движение подземных вод
- 10.8 Передвижение воды в водоносных горизонтах
- 10.9 Формула Дарси
- 10.10 Режим подземных и поверхностных вод
- 10.11 Режим грунтовых и межпластовых вод
- 11.1 Основные понятия
- 11.2 Классификация Хортона
- 11.3 Морфологические характеристики бассейна
- Лекция 12 Речной сток и его составляющие
- 12.1 Водный баланс бассейна реки
- 12.2 Питание рек
- 12.3 Русловые процессы
- 13.1 Классификация озер
- 13.2 Элементы озерного ложа:
- 13.3 Морфометрические характеристики озера.
- Лекция 14. Водный баланс озер
- 14.1 Термический режим озер
- 14.2 Химический состав озерной воды
- 14.3 Биологические процессы озер
- 14.4 Озерные отложения
- Контрольные вопросы:
- 15.1 История создания водохранилищ
- 15.2 Размещение водохранилищ на земном шаре
- 15.3 Классификация по морфологии ложа
- 15.4 Классификация по способу заполнения водой
- 15.5 Классификация по географическому положению
- 15.6 Классификация по характеру регулирования стока
- 15.7 Водный баланс
- 15.8 Колебания уровня воды
- 15.9 Течения
- 15.10 Волны
- 15.11 Ледовый режим водохранилищ
- 15.12 Гидрохимические особенности
- 15.13 Гидробиологические особенности
- 15.14 Заиление водохранилищ
- 15.15 Формирование берегов
- 15.16 Роль водохранилищ для человека
- 15.17 Особенности водного баланса водохранилищ
- Контрольные вопросы:
- 16.1 Происхождение болот
- 16.2 Строение болот
- 16.3 Классификация болот
- 16.4 Функции болот
- 16.5 Болотная гидрографическая сеть
- 16.6 Гидрологический режим и водный баланс болот
- 16.7 Влияние осушительных мероприятий
- 16.8 Движение воды в торфяном грунте
- 16.9 Водный баланс болот
- 17.1 Геологические аспекты
- 17.2 Геоморфология
- 17.3 Гидрогеологические и гидрологические условия
- 17.4 Режим промерзания болота.
- 17.5 Рациональное использование Васюганского болота
- Контрольные вопросы:
- 18.1 Основные элементы рельефа:
- 18.2 Водный баланс морей и океанов
- 18.4 Полезные ископаемые
- 18.7 Уязвимые звенья экологической системы Мирового Океана.
- 18.8 Антропогенное воздействие на океан
- 18.9 Нефть и нефтепродукты.
- 18.10Тепловое загрязнение водных ресурсов.
- 18.11 Радиоактивное загрязнение и ядовитые вещества
- 18.12 Минеральное, органическое, бактериальное и биологическое загрязнения Мирового океана.
- 18.13 Синтетические поверхностно-активные вещества.
- 18.14 Пестициды.
- 18.15 Водоросли.
- 18.16 Тяжелые металлы.
- 18.17 Самоочищение океана.
- 18.18 Меры борьбы с загрязнением.