Тема 1. Изучение темы «Ориентирование на местности» (2 часа)
Задачи занятия: расширять знания по теме, формировать умения определять систему уроков, моделировать задачи урока, обосновывать его тип и выяснять структуру, разрабатывать систему вопросов и заданий по усвоению учащимися представлений и знаний о горизонте, его линии и основных сторонах.
Оборудование: атласы «Мир и человек», программа, учебники и тетради на печатной основе, образцы дидактического материала.
1. План проведения занятия
1.1. Обсуждение вопросов.
1.2. Решение учебных проблем.
1.3. Выполнение аудиторных заданий с последующим их анализом.
1.4. Проверка внеаудиторных заданий.
2. Вопросы для обсуждения
2.1. Формируемые понятия.
2.2. Методические особенности изучения темы.
2.3. Формирование у учащихся первоначальных представлений и знаний о горизонте, его линии и основных сторонах.
3. Решение учебных проблем
3.1. Почему стороны горизонта «запад-восток» вводятся относительно севера?
3.2. Какими сторонами горизонта школьники овладевают с наибольшими затруднениями? Свой ответ обоснуйте.
4. Аудиторная самостоятельная работа
4.1. Выясните по действующей программе и учебнику формируемые понятия.
4.2. Сформулируйте задачи урока, определите его тип и структурные компоненты.
4.3. Выполните схематические зарисовки по теме. Продумайте пояснения к ним.
5. Внеаудиторная самостоятельная работа
5.1. Разработайте систему уроков по изучаемой теме.
5.2. Смоделируйте систему вопросов и заданий по усвоению учащихся первоначальных сведений о горизонте, его линии и основных сторонах.
5.3. Проработайте тестовые задания.
6. Индивидуальные задания
6.1. Определите по действующей программе уровни усвоения учащимися учебного материала. Приведите примеры по каждому из уровней овладения школьниками знаниями по рассматриваемой теме.
6.2. Подготовьте фрагмент урока по изучению строения и правил работы с компасом.
7. Форма отчетности
7.1. Система уроков по теме.
7.2. Система вопросов и заданий по усвоению учащихся первоначальных представлений и знаний о горизонте, его линии и основных сторонах.
Литература: основная – 5, 6, 8, 11, дополнительная – 2, 10.
Электронный (бумажный) носители: тестовые задания.
Тестовые задания для самостоятельной работы
Начальная физическая география изучается в классе: а) шестом, б) восьмом, в) седьмом, г) девятом.
В начальной физической географии не рассматриваются темы: а) «Пояса освещенности», б) «План», в) «Ориентирование на местности», г) «Карта», д) «Земной шар», е) «План и карта», ж) Разнообразие природы на Земле».
В процессе изучения темы «Ориентирование …» у учащихся формируются понятия: а) единичные, б) общие конкретные, в) собирательные, г) общие абстрактные.
К абстрактным понятиям, формируемым в теме «Ориентирование …», не относятся: а) линия горизонта, б) компас, в) стороны горизонта, г) ориентирование, д) горизонт.
Термин «ориентирование» в переводе с латинского означает определение своего положения относительно: а) запада, б) севера, в) востока, г) юга.
Стороны горизонта С-Ю, З-В не являются: а) основными, б) главными, в) постоянными, г) неизменными.
Если в полдень стать спиной к Солнцу, то справа будет: а) запад, слева – восток, сзади – юг, б) восток, слева – запад, сзади – юг, в) запад, слева – восток, сзади – север.
Методическими особенностями изучения темы «Ориентирование …» не являются: а) краеведческая основа, б) формирование картографических умений, в) варьирование способов определения сторон горизонта, г) разные уровни усвоения школьниками учебного материала, д) внеурочная работа.
Часть земной поверхности, которую видит наблюдатель вокруг себя на ровной открытой местности, называется: а) кругозором, б) горизонтом, в) обзором, г) простором.
Линией горизонта является линия: а) разделяющая земную поверхность и небесный свод, б) на которой небесный свод сходится с земной поверхностью, в) кажущегося соприкосновения небесного свода с земной поверхностью.
Линия горизонта имеет вид: а) круга, б) овала, в) окружности, г) дуги.
Первоначально стороны горизонта определяются по: а) компасу, б) Солнцу, в) Полярной звезде, г) местным признакам.
Для определения сторон горизонта запад-восток надо в полдень стать: а) спиной к Солнцу, б) лицом к Солнцу, в) лицом к северу, г) спиной к северу.
С наибольшими сложностями учащиеся выполняют задания на ориентирование по сторонам горизонта: а) север, б) запад, в) юг, г) восток.
Основной частью компаса является: а) игла, б) намагниченная стрелка, в) предохранитель, г) диск с делениями.
Установите последовательность рассмотрения тем курса «Начальной физической географии»: а) «Карта», б) «Земной шар», в) «Формы поверхности», г) «Тепловые пояса», д) «План», е) «Ориентирование на местности», ж) «Разнообразие природы», з) «Вода на Земле».
Установите последовательность формирования у учащихся первоначальных понятий в процессе изучения темы «Ориентирование … »: а) стороны горизонта, б) горизонт, в) компас, г) линия горизонта.
Установите последовательность работы на экскурсии по формированию у учащихся представлений о горизонте: а) совершение вращения, б) фиксирование внимания на видимой части местности, в) уточнение ее величины, г) установление объектов, окружающих наблюдателя, д) определение его положения в круге, е) выяснение формы видимой части местности.
Установите последовательность работы на экскурсии по формированию у школьников представлений о линии горизонте: а) определение фигуры, ее образующую, б) совершение вращения, в) движение навстречу линии горизонта, г) перечисление объектов, находящихся на ней, д) совместный вывод, е) выделение линии, где земная поверхность сходится с небесным сводом.
Установите последовательность формирования у школьников представлений об основных сторонах горизонта: а) север, б) запад, в) восток, г) юг.
Установите последовательность изучения компаса: а) рассказ учителя, б) «исследовательская» работа, в) создание проблемной ситуации, г) надписывание названий частей компаса на рисунке, д) упражнения в классе, е) выяснение правил работы, ж) определение сторон горизонта на местности.
Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Ориентирование …», с их примерами.
Типы понятий: 1) общие абстрактные, 2) общие конкретные.
Варианты соответствий: а) компас, б) ориентирование, в) горизонт, г) Полярная звезда, д) линия горизонта, е) север, ж) стороны горизонта, з) Солнце.
Методическими особенностями темы «Ориентирование…» являются … .
В теме «Ориентирование…» у учащихся формируются типа понятий … .
Наибольшие затруднения у школьников вызывают понятия … .
Горизонтом называется … .
Горизонт имеет вид … .
Линия горизонта представляет собой … .
C поднятием верх горизонт … , а линия горизонта … .
Основными сторонами горизонта являются … .
Стороны горизонта вводятся относительно … .
Стороны горизонта запад-восток вводятся относительно … .
Частями компаса являются … .
К правилам работы с компасом относятся … .
Местными признаками ориентирования являются … .
Работа с компасом начинается там, где определялись стороны горизонта …
- Тема 1. Изучение темы «Ориентирование на местности» (2 часа)
- Тема 2. Изучение тем «План» и «Карта» (2 часа)
- Тема 3. Изучение темы «Тепловые пояса » (2 часа)
- Тема 4. Изучение темы «Краткие сведения о Солнечной системе» (2 часа)
- 7.Форма отчетности
- Тема 5. Изучение темы «Краткий обзор материков» (2 часа)
- 5. Внеаудиторная самостоятельная работа
- 6. Индивидуальные задания
- 7.1. Форма отчетности
- Тема 6. Изучение темы «Природные зоны Евразии» (2 часа)
- 7. Форма отчетности
- Тема 1. Применение картографических пособий (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 2. Изучение темы «Краткий обзор материков (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 3. Изучение темы «Природа Беларуси» (4часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.2. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Содержание самостоятельной работы
- Литература
- Термин «ориентирование» в переводе с латинского означает определение своего положения относительно: а) запада, б) севера, в) востока, г) юга.
- Часть земной поверхности, которую видит наблюдатель вокруг себя на ровной открытой местности, называется: а) кругозором, б) горизонтом, в) обзором, г) простором.
- Для определения сторон горизонта запад-восток надо в полдень стать: а) спиной к Солнцу, б) лицом к Солнцу, в) лицом к северу, г) спиной к северу.
- Установите последовательность формирования у учащихся первоначальных понятий в процессе изучения темы «Ориентирование … »: а) стороны горизонта, б) горизонт, в) компас, г) линия горизонта.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Ориентирование …», с их примерами.
- Установите соответствие типов климата с временами года, которые в них наблюдаются.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тем начальной физической географии с методическими особенностями их изучения.
- Установите соответствие условных знаков плана местности с их достоинствами.
- Установите соответствие первоначальных понятий учащихся о границах тепловых поясов с содержанием выполняемых действий по их формированию.
- Установите последовательность формирования у школьников представлений об основных сторонах горизонта: а) север, б) запад, в) восток, г) юг.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тепловых поясов с падением лучей Солнца на поверхность Земли в их пределах.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие подготовительной работы по формированию у школьников временных представлений с ее содержанием.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие временных представлений с действиями, выполняемыми с глобусом в процессе их формирования.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие этапов формирования общих понятий с их содержанием.
- Установите соответствие групп знаний с особенностями их формирования у школьников.
- Установите соответствие типов каузальных связей с их примерами.
- Установите соответствие типов представлений с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с особенностями их овладения учащимися.
- Установите соответствие типов представлений со способами их формирования.
- Установите соответствие уровней сравнения объектов с их содержанием.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие лесов Евразии с породами деревьев, их составляющих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие частей тайги лесной зоны Евразии с породами деревьев, в них произрастающих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.