Тема 2. Изучение тем «План» и «Карта» (2 часа)
Задачи занятия: углублять знания по темам, формировать умения моделировать задачи урока, обосновывать его тип и выяснять структурные компоненты, разрабатывать алгоритмы действий по вычерчиванию планов предметов малого и большого размера, заданий по усвоению учащимися условных обозначений картографических пособий, отрабатывать приемы работы с ними.
Оборудование: атласы «Мир и человек», план местности, физическая карта полушарий (Беларуси), программа, учебники и тетради на печатной основе, образцы дидактического материала.
1. План проведения занятия
1.1. Обсуждение вопросов.
1.2. Решение учебных проблем.
1.3. Выполнение аудиторных заданий с последующим их анализом.
1.4. Проверка внеаудиторных заданий.
1.5. Решение тестовых заданий.
2. Вопросы для обсуждения
2.1. Методические особенности изучения темы.
2.2. Последовательность и приемы изучения плана.
2.3. Формирование первоначальных представлений о плане местности и карте.
2.4. Приемы усвоения учащимися условных обозначений плана и карты.
3. Решение учебных проблем
3.1. Обоснуйте необходимость применения карты на уроках географии.
3.2. Объясните причины затруднений учащихся при работе с картографическими пособиями.
4. Аудиторная самостоятельная работа
4.1. Выясните по действующей программе формируемые у школьников картографические умения.
4.2. Сформулируйте задачи урока. Обоснуйте его тип и определите структурные компоненты.
4.3. Смоделируйте разные задания по усвоению учениками условных обозначений картографических пособий.
4.4. Выполните тестовые задания.
5. Внеаудиторная самостоятельная работа
5.1. Разработайте алгоритм действий по вычерчиванию учащимися плана предмета малого размера способом наложения.
5.2. Смоделируйте систему вопросов и заданий по построению учащимися плана предмета большого размера.
5.3. Проработайте тестовые задания.
6.Индивидуальные задания
6.1.Подготовьте краткое сообщение по результатам изучения специальной литературы, раскрывающим особенности работы учащихся с картографическими пособиями.
6.2. Разработайте познавательные задачи по определению учащимися сторон горизонта.
6.3. Проведите фрагмент урока по изучению условных цветов физической карты.
7. Форма отчетности
7.1. Алгоритм рассуждения по вычерчиванию учащимися плана предмета малого размера способом наложения.
7.2. Система вопросов и заданий по вычерчиванию учащимися плана предмета большого размера.
Литература: основная –1, 4, 5, 6, 8, 10,11, дополнительная – 9, 10,15.
Электронный (бумажный) носители: тестовые задания.
Тестовые задания для самостоятельной работы
В темах «План» и «Карта» не формируются понятия: а) общие, б) простые, в) абстрактные, г) конкретные, д) собирательные.
Методическими особенностями изучения тем «План» и «Карта» являются: а) внеурочная работа, б) разнообразие приемов работы по усвоению учащимися условных обозначений, в) формирование у них картографической грамоты, г) прикладная направленность изучения.
На плане небольшой участок местности изображается в виде: а) копии, б) чертежа, в) рисунка, г) схемы, д) фотосъемки.
План отличается от рисунка тем, что на нем: а) не видны все предметы, б) они изображаются условно, в) предметы выглядят как в действительности, г) изображается их вид сверху, д) отображается вид предметов сбоку.
Признаками плана местности, которые изучаются учащимися, являются: а) чертеж небольшого участка местности, б) чертеж большой территории, в) крупный масштаб, г) мелкий масштаб, д) изображение объектов графическими знаками, е) отображение их рисованными «знаками».
К достоинствам условных обозначений плана местности относятся: а) наглядность, б) простота в изображении, в) красочность, г) непохожесть друг на друга, д) яркость, е) возникновение ассоциаций с самим объектом.
Наиболее эффективным приемом усвоения учащимися условных знаков плана местности являются: а) зарисовка, б) топографическое лото, в) воображаемые путешествия, г) соотнесение условного знака объекта с его изображением.
Признакам плана местности, позволяющим перейти к карте, является: а) условное изображение объектов, б) определение сторон горизонта по стрелке, в) крупный масштаб, г) чертеж большого участка местности.
Карта является пособием: а) схематическим, б) графическим, в) символическим, г) знаковым.
Применение на уроках географии карт для начальных классов массовой школы объясняется их: а) яркой окраской, б) крупным масштабом, в) мелким масштабом, г) небольшим количеством названий, д) меньшей насыщенностью символами.
Признаками карты, изучаемыми учащимися, являются: а) чертеж малого участка местности, б) мелкий масштаб, в) изображение объектов условными цветами, г) изображение их условными обозначениями, д) определение сторон горизонта по линиям, е) определение сторон горизонта по краям.
Приемами работы по усвоению условных обозначений, направленными на формирование у школьников знание карты не являются: а) обращение к легенде, б) соотнесение условного обозначения объекта с его изображением, в) картографическое лото, г) зарисовка условных обозначений.
Стороны горизонта на карте определяются по: а) краем, б) стрелке, в) линиям, г) направлениям.
Установите этапы работы по изучению темы «План»: а) построение планов предметов большого размера, б) сравнение плана и рисунка, в) вычерчивание плана класса, г) формирование представлений о плане местности, д) построение планов предметов большого размера.
Установите последовательность вычерчивания плана класса: а) уточнение положения комнаты на плане, б) выяснение изображаемой фигуры, в) выбор масштаба, г) проведение измерительных работ, д) вычерчивание плана, е) определение размеров изображаемой фигуры.
Установите последовательность изучения плана местности: а) основные признаки, б) условные знаки, в) применение, г) сравнение с рисунком, д) масштаб, е) изображение сторон горизонта.
Установите последовательность изучения темы «Карта»: а) условные цвета, б) сравнение с планом местности, в) условные знаки, г) определение сторон горизонта, д) масштаб, е) основные признаки.
Установите соответствие изображений с их признаками.
Изображения: 1) рисунок, 2) план.
Варианты соответствий: а) вид предметов сверху, б) их вид спереди или сбоку, в) предметы выглядят как в действительности, г) изображение места, занимаемого предметом, д) видны не все предметы, е) их условное изображение.
Установите соответствие условных знаков плана местности с их достоинствами.
Условные знаки: а) рисованные, 2) графические.
Варианты соответствий: а) выразительность, б) простота, в) образность, г) красочность, д) непохожесть друг на друга, е) возникновение ассоциаций с самим предметом, ж) наглядность.
Установите соответствие изображений с их признаками.
Изображения: 1) план, 2) карта.
Варианты соответствий: а) чертеж малого участка местности, б) чертеж большой территории, в) мелкий масштаб, г) крупный масштаб, д) отображение объектов условными обозначениями, е) ориентирование по краям, ж) ориентирование по стрелке, е) точное измерение расстояний.
План от рисунка отличается тем, что … .
Признаками плана являются … .
Планы предметов малого размера вычерчиваются учащимися способами … .
К основным признакам плана местности относятся … .
К достоинствам рисованных «знаков» плана местности относятся … .
На плане местности стороны горизонта определяются … .
Специфика карты состоит в том, что на ней объекты изображаются … .
К признакам карты относятся … .
Карта отличается от плана тем, что … .
В темы «Карта» у учащихся формируются картографические умения … .
С наибольшими сложностями школьниками усваивается понятие … .
Масштаб показывает … .
Крупнее масштаб у той карты, у которой … .
Второе число масштаба показывает … .
Чем больше второе число масштаба, тем он … .
Чем меньше второе число масштаба, тем он … .
К приемам усвоения учениками условных обозначений карты относятся … .
Самым эффективным приемом усвоения учащимися условных обозначений карты является … .
- Тема 1. Изучение темы «Ориентирование на местности» (2 часа)
- Тема 2. Изучение тем «План» и «Карта» (2 часа)
- Тема 3. Изучение темы «Тепловые пояса » (2 часа)
- Тема 4. Изучение темы «Краткие сведения о Солнечной системе» (2 часа)
- 7.Форма отчетности
- Тема 5. Изучение темы «Краткий обзор материков» (2 часа)
- 5. Внеаудиторная самостоятельная работа
- 6. Индивидуальные задания
- 7.1. Форма отчетности
- Тема 6. Изучение темы «Природные зоны Евразии» (2 часа)
- 7. Форма отчетности
- Тема 1. Применение картографических пособий (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 2. Изучение темы «Краткий обзор материков (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 3. Изучение темы «Природа Беларуси» (4часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.2. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Содержание самостоятельной работы
- Литература
- Термин «ориентирование» в переводе с латинского означает определение своего положения относительно: а) запада, б) севера, в) востока, г) юга.
- Часть земной поверхности, которую видит наблюдатель вокруг себя на ровной открытой местности, называется: а) кругозором, б) горизонтом, в) обзором, г) простором.
- Для определения сторон горизонта запад-восток надо в полдень стать: а) спиной к Солнцу, б) лицом к Солнцу, в) лицом к северу, г) спиной к северу.
- Установите последовательность формирования у учащихся первоначальных понятий в процессе изучения темы «Ориентирование … »: а) стороны горизонта, б) горизонт, в) компас, г) линия горизонта.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Ориентирование …», с их примерами.
- Установите соответствие типов климата с временами года, которые в них наблюдаются.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тем начальной физической географии с методическими особенностями их изучения.
- Установите соответствие условных знаков плана местности с их достоинствами.
- Установите соответствие первоначальных понятий учащихся о границах тепловых поясов с содержанием выполняемых действий по их формированию.
- Установите последовательность формирования у школьников представлений об основных сторонах горизонта: а) север, б) запад, в) восток, г) юг.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тепловых поясов с падением лучей Солнца на поверхность Земли в их пределах.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие подготовительной работы по формированию у школьников временных представлений с ее содержанием.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие временных представлений с действиями, выполняемыми с глобусом в процессе их формирования.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие этапов формирования общих понятий с их содержанием.
- Установите соответствие групп знаний с особенностями их формирования у школьников.
- Установите соответствие типов каузальных связей с их примерами.
- Установите соответствие типов представлений с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с особенностями их овладения учащимися.
- Установите соответствие типов представлений со способами их формирования.
- Установите соответствие уровней сравнения объектов с их содержанием.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие лесов Евразии с породами деревьев, их составляющих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие частей тайги лесной зоны Евразии с породами деревьев, в них произрастающих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.