3. Форма отчетности
3.1. Протоколы наблюдаемого урока (видеоматериалов) с экспресс-анализом.
3.2. Письменный тематический анализ урока.
3.3. Фрагмент тематического (календарного) плана.
3.4. Система вопросов и заданий по рассмотрению океанов и морей у берегов одного из материков, очертаний его береговой линии и внутренних вод.
Литература: основная – 3, 5, 6, 7, 8, 11, дополнительная – 2, 10,11.
Электронный (бумажный) носители: содержание тематического анализа урока, тестовые задания.
Содержание тематического анализа урока
1. Применение картографических пособий на уроке. Их виды и место среди других наглядных средств.
2. Трудности и особенности работы учащихся с картографическими пособиями. Различение карт разного масштаба. Прочтение их названий. Понимание и расшифровка условных обозначений (условных цветов и знаков) карты. Обращение к таблице условных обозначений (легенде) карты. Выполнение заданий на пространственную ориентировку. Работа с масштабом. Запоминание названий изучаемых объектов. Нахождение их на карте. Показ объектов в сочетании с вербализацией производимых действий.
3. Приемы работы по усвоению учащимися условных обозначений картографических пособий. Их целесообразность, вариативность и продуктивность использования.
4. Приемы работы с картой на уроке. Вспомогательные приемы, их назначение и приоритетность применения. Основные приемы, их разнообразие и продуктивность употребления. Соотношение основных и вспомогательных приемов работы учащихся с картографическими пособиями.
5. Сопоставление картографических пособий. Необходимость их наложения. Сложности и особенности выполнения учащимися таких заданий.
6. Приемы работы учащихся с глобусом. Их назначение, разнообразие и эффективность применения.
7. Использование контурной карты на уроке. Особенности выполнения учащимися заданий на ней. Соблюдение методических требований и последовательности «нанесения» школьниками требуемых объектов на контурную карту.. Характер инструкций, предъявляемых учителем при работе учащихся с нею.
8. Дифференциация требований по выполнению школьниками заданий с картографическими пособиями.
9. Результативность работы с картографическими пособиями. Достижение цели и задач.
10. Выводы и предложения.
Тестовые задания для самостоятельной работы
В теме «Краткий обзор материков» не формируются понятия: а) простые, б) общие конкретные, в) обобщенные, г) общие абстрактные, д) собирательные, е) сложные, ж) единичные.
Правильными утверждениями являются: а) материк – это то же, что и часть света, б) материков столько, сколько и частей света, в) материк может состоять из двух частей света, а часть света только из одного материка, г) материк может включать одну часть света, а часть света часть материка.
По происхождению материки подразделяются на: а) Западные, б) Южные, в) Восточные, г) Северные.
К Северным материкам не относятся: а) Северная Америка, б) Австралия, в) Антарктика, г) Африка, д) Антарктида, е) Южная Америка, ж) Америка.
Материками не являются: а) Азия, б) Северная Америка, в) Америка, г) Южная Америка, д) Антарктида, е) Арктика, ж) Австралия.
Граница между Северной и Южной Америкой условно проходит по: а) Суэцкому каналу, б) Панамскому каналу, в) Берингову проливу, г) Флоридскому проливу.
На физической карте полушарий разделены материки: а) Африка, б) Евразия, в) Америка, г) Северная Америка, д) Антарктида.
Во всех полушариях расположен материк: а) Америка, б) Африка, в) Евразия, г) Южная Америка.
На картографических пособиях материки показываются по: а) природной границе, б) условной границе, в) береговой линии, г) береговой границе, д) прибрежной линии.
На картографических пособиях части света не показываются как: а) часть материка с островами, б) материк с островами, в) два материка с островами, г) три материка с островами.
На картографических пособиях по береговой линии не показываются: а) материки, б) части света, в) острова, г) полуострова, д) проливы, е) заливы.
Условная граница между Европой и Азией не проходит по: а) западному склону Уральских гор, б) реке Урал, в) северному побережью Черного моря, г) по проливам Босфор и Дарданеллы.
Методическими особенностями изучения материков являются: а) сопоставление глобуса и карты, б) работа с картосхемами, в) изучение в сравнении, г) привлечение карт отдельных материков, д) применение иллюстративного материала, е) разнообразие приемов раскрытия каузальных связей, ж) постоянная работа с контурной картой полушарий.
При рассмотрении материков применяются карты: а) политическая, б) климатическая, в) физическая, г) природных зон, д) природных ресурсов.
Прием сопоставления глобуса и карты полушарий в процессе изучения материков используется при выяснении: а) климата, б) очертания берегов, в) географического положения, г) природных зон.
Прием сопоставления глобуса и карты полушарий при изучении материков направлен на формирование у учащихся представлений: а) адекватных, б) полных, в) правильных, г) целостных, д) точных.
К приемам работы с контурами материков не относятся их расположение по: а) величине, б) форме, в) изрезанности берегов, г) протяженности, д) высоте, е) численности населения.
Из карт отдельных материков целесообразным является использование карты: а) Северной Америка, б) Австралия, в) Южной Америка, г) Африка, д) Евразия, е) Антарктида.
Наиболее распространенным заданием на контурной карте при рассмотрении материков является: а) закрашивание, б) штрихование, в) подписывание названий объектов, г) обведение, д) зарисовка.
К приемам работы по раскрытию причинно-следственных связей относятся: а) выяснение пространственных отношений, б) акцентирование внимания на вопросе «почему?», в) указание количественного фактора, г) установление двусторонних связей, д) раскрытие взаимообратных связей.
При изучении географического положения материка, не выясняются: а) тепловые пояса, б) положение относительно экватора, в) полушария, г) положение относительно других материков, д) положение относительно тропиков.
Степень изрезанности материка определяется наличием у его берегов: а) полуостровов, б) островов, в) морей, г) океанов, д) заливов, е) проливов.
Наиболее изрезана береговая линия материков: а) Антарктиды, б) Австралии, в) Америки, г) Северной Америки, д) Антарктиды, е) Евразии, ж) Азии.
При изучении очертания берегов материка применяются приемы работы с картой: а) воображаемые путешествия, б) словокарточки, в) выделения с последующим сравнением, г) установление пространственных отношений.
Водами всех океанов омываются материк: а) Северная Америка, б) Антарктида, в) Евразия, г) Южная Америка.
К основным формам поверхности, описание которых предусматривается при изучении материка, относятся: а) плоскогорья, б) возвышенности, в) равнины, г) горы, д) низменности.
Обширные участки суши со сравнительно небольшими колебаниями относительных высот называются: а) возвышенностями, б) холмами, в) низменностями, г) равнинами.
По высоте над уровнем моря равнины не делятся на: а) низменности, б) нагорья, в) плоскогорья, г) плато, д) возвышенности.
Участки земной поверхности с относительной высотой более 200 метров с крутыми склонами и выраженными подошвами называются: а) возвышенностями, б) горами, в) нагорьями, г) плоскогорьями.
В процессе рассмотрения материка выделяются группы полезных ископаемых по: а) состоянию, б) свойствам, в) использованию, г) происхождению.
Учащиеся довольно часто не дифференцируют условные полезных ископаемых: а) медной и железной руды, б) каменного и бурого угля, в) золота и алмазов, г) нефти и природного газа.
При изучении климата материка в географическом положении не выясняется положение: а) Солнца над горизонтом, б) относительно экватора, в) по отношению к тропикам, г) в тепловых поясах, д) в полушариях.
При изучении рек материка у учащихся выявляются картографические умения: а) показ реки, б) выделение ее условного изображения, в) выяснение частей реки, г) пояснение действия, д) уточнение термина.
В общей характеристике рек материка у школьников не выясняется: а) название, б) поверхность, по которой они протекают, в) впадающие притоки, г) направления течения, д) его скорость, е) частью какого океана являются, ж) характер берегов.
При изучении озер материка у учащихся выявляются картографические умения: а) пояснение термина, б) выяснение условного изображения озера, в) вербализация действия, в) показ озера, г) выделение его частей.
В общей характеристике озер материка у школьников не выясняется: а) название озер, б) формы поверхности, на которых они расположены, в) впадающие (вытекающие) реки, г) протяженность, д) форма, е) режим вод, ж) величина.
Наибольшими возможностями для проблемного подхода к изложению располагают учебный материал, в котором изучается: а) поверхность, б) географическое положение, в) океаны и моря, г) климат, д) очертания берегов.
Учебный материал, раскрывающий особенности климата материка, является благодатным для его изучения: а) индуктивного, б) репродуктивного, в) проблемного, г) традуктивного, д) продуктивного.
Установите последовательность расположения материков по величине, начиная с самого малого: а) Евразия, б) Южная Америка, в) Северная Америка, г) Антарктида, д) Австралия, е) Африка.
Установите последовательность изучения материков: а) Южная Америка, б) Австралия, в) Северная Америка, г) Африка, д) Евразия, е) Антарктида.
Установите последовательность изучения Южных материков: а) Антарктика, б) Антарктида, в) Южная Америка, г) Австралия, д) Африка.
Установите последовательность усложнения пояснения учащимися выполняемого действия, связанного с показом материка: а) контуру, б) берегам, в) береговой линии, г) прибрежной линии, д) границе суши и воды.
Установите последовательность позиций системы уроков по изучению материка: а) население, б) климат, в) поверхность, г) очертания берегов, д) географическое положение, е) полезные ископаемые, ж) страны, з) океаны и моря, и) реки и озера, к) природные зоны.
Установите последовательность построения условной карты полушарий: а) проведение экватора, б) вычерчивание окружностей, в) обозначение полюсов, г) проведение тропиков, д) проведение полярных кругов.
Установите последовательность расположения контуров материков на условной карте полушарий: а) Евразия, б) Антарктида, в) Австралия, г) Африка, д) Южная Америка, е) Северная Америка.
Установите последовательность позиций плана изучения географического положения материка: а) положение относительно экватора, б) полушария, в) расположение по отношению к тропикам, г) положение относительно других материков, д) тепловые пояса.
Установите последовательность выделения берегов материка в процессе изучения их очертания: а) южный, б) восточный, в) западный, г) северный.
Установите последовательность рассмотрения океанов и морей, омывающих берега материка: а) отнесение водоемов к тому или иному океану, б) уточнение представлений и знаний, в) определение водоемов, омывающих берега, г) выяснение берегов, омываемых водами океанов.
Установите последовательность описания моря: а) протяженность, б) впадающие крупные реки, в) название, г) характер берегов, д) частью какого океана является.
Установите последовательность рассмотрения поверхности материка: а) общая характеристика, б) выяснение представлений и знаний, в) описание форм поверхности, г) сравнение с поверхностью изученного материка.
Установите последовательность позиций плана описания равнины: а) положение на материке, б) протекающие крупнейшие реки, в) название, г) положение относительно других форм поверхности, д) протяженность, е) природные границы.
Установите последовательность позиций плана описания гор: а) протяженность, б) название, в) положение на материке и его части, г) природные границы, д) положение относительно других форм поверхности.
Установите последовательность изучения полезных ископаемых материка: а) классификация полезных ископаемых, в) знакомство с условными знаками, в) выяснение представлений и знаний, г) работа с физической картой, д) сравнение по наличию с другими материками.
Установите последовательность изучения климата материка: а) протяженность, б) географическое положение, в) преобладающие ветры и морские течения, г) расположение гор, д) положение относительно океанов и морей, е) краткое описание времен года.
Установите последовательность позиций плана описания реки: а) материк, по которому протекает, б) характер берегов, в) начало, г) поверхность, по которой протекает, д) место впадения, е) протяженность, ж) течение, з) название, и) часть океана, которого она является.
Установите последовательность позиций плана описания озера: а) положение на материке, б) характер берегов, в) форма, г) название, д) протяженность, е) форма поверхности, на которой расположено е) глубина, ж) величина, з) крупнейшие впадающие (вытекающие) реки.
Установите последовательность раскрытия причинно-следственных связей в процессе изучения материка: а) климат и растительный мир, б) географическое положение и климат, в) климат и воды суши, г) климат, растительный и животный мир, д) природные условия и занятия населения.
Установите соответствие типов понятий с их примерами.
Типы понятий: 1) абстрактные общие, 2) конкретные общие.
Варианты соответствий: а) материки, б) Северные материки, в) части света, г) природная зона, д) моря Тихого океана, е) Евразия, ж) Южные материки, з) тепловые пояса, и) Америка.
Установите соответствие объектов с их названиями.
Объекты:1) материки, 2) части света.
Варианты соответствий: а) Антарктика, б) Африка, в) Америка, г) Южная Америка, д) Евразия, е) Австралия, ж) Европа, з) Арктика, и) Азия.
Установите соответствие групп материков с их названиями.
Группы материков: 1) Северные, 2) Южные.
Варианты соответствий: а) Антарктида, б) Северная Америка, в) Америка, г) Евразия, д) Австралия, е) Антарктида, ж) Африка, з) Южная Америка.
Установите соответствие материков с их особенностями.
Материки: 1) Африка, 2) Южная Америка, 3) Австралия.
Варианты соответствий: а) самый плоский, б) самый жаркий, в) самый засушливый, г) самый влажный, д) самый низкий, е) почти посередине пересекается экватором, ж) по северной части пересекается экватором, з) почти посередине пересекается тропиком, и) большая часть находится в жарком поясе.
Установите соответствие материков с их особенностями.
Материки: 1) Евразия, 2) Северная Америка, 3) Антарктида.
Варианты соответствий: а) самый высокий, б) самый разнообразный по природным условиям, в) большая часть расположена в умеренном поясе, г) почти весь находится в холодном поясе, д) наличие только северных берегов, е) сильная расчлененность берегов, ж) дальше всех простирается на север, з) образован двумя частями света, и) входит в состав части света.
Установите соответствие объектов с вербализацией действий, связанных с их показом на картографических пособиях.
Объекты: 1) океаны, 2) материки, з) части света.
Варианты соответствий: а) прибрежная линия, б) береговая линия, в) прибрежная линия, г) с островами, д) часть материка с островами, е) часть света с островами, ж) материк с островами, з) два материка с островами.
В теме «Краткий обзор материков» формируются типы понятий … .
При изучении материков у учащихся формируются абстрактные понятия … .
При изучении материков у учащихся формируются конкретные понятия … .
К Северным материкам относятся … .
Южными материками являются … .
Частями Мирового океана являются … .
К объектам, которые образуют изгибы береговой линией, относятся … .
К методическим особенностям изучения материков относятся … .
При изучении материков учащиеся работают с картами … .
Приемами работы с контурами материков являются … .
Берега материка при выяснении его очертания выделяются в очередности … .
Океаны и моря у берегов материка изучаются в такой последовательности … .
При описании моря необходимо придерживаться следующего плана … .
Поверхность материка изучаются в следующей последовательности … .
Основными формами поверхности, изучаемыми по материкам, являются … .
Полезные ископаемые материка рассматриваются в такой очередности … .
По материкам изучаются полезные ископаемые, делящиеся на группу … .
При рассмотрении климата материка применяется карта … и … .
В процессе изучения климата материка создается… .
Климат материка рассматриваются по следующему плану … .
При изучении климата материка в географическом положении выясняется … .
При изучении рек материка у школьников выясняются … умения.
В общей характеристике рек материка у школьников выясняется …
При описании реки необходимо придерживаться следующего плана … .
При изучении озер у учеников выясняются картографические умения … .
В общей характеристике озер материка у учащихся выясняется …
При описании озера следует придерживаться такого плана … .
- Тема 1. Изучение темы «Ориентирование на местности» (2 часа)
- Тема 2. Изучение тем «План» и «Карта» (2 часа)
- Тема 3. Изучение темы «Тепловые пояса » (2 часа)
- Тема 4. Изучение темы «Краткие сведения о Солнечной системе» (2 часа)
- 7.Форма отчетности
- Тема 5. Изучение темы «Краткий обзор материков» (2 часа)
- 5. Внеаудиторная самостоятельная работа
- 6. Индивидуальные задания
- 7.1. Форма отчетности
- Тема 6. Изучение темы «Природные зоны Евразии» (2 часа)
- 7. Форма отчетности
- Тема 1. Применение картографических пособий (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 2. Изучение темы «Краткий обзор материков (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 3. Изучение темы «Природа Беларуси» (4часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.2. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Содержание самостоятельной работы
- Литература
- Термин «ориентирование» в переводе с латинского означает определение своего положения относительно: а) запада, б) севера, в) востока, г) юга.
- Часть земной поверхности, которую видит наблюдатель вокруг себя на ровной открытой местности, называется: а) кругозором, б) горизонтом, в) обзором, г) простором.
- Для определения сторон горизонта запад-восток надо в полдень стать: а) спиной к Солнцу, б) лицом к Солнцу, в) лицом к северу, г) спиной к северу.
- Установите последовательность формирования у учащихся первоначальных понятий в процессе изучения темы «Ориентирование … »: а) стороны горизонта, б) горизонт, в) компас, г) линия горизонта.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Ориентирование …», с их примерами.
- Установите соответствие типов климата с временами года, которые в них наблюдаются.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тем начальной физической географии с методическими особенностями их изучения.
- Установите соответствие условных знаков плана местности с их достоинствами.
- Установите соответствие первоначальных понятий учащихся о границах тепловых поясов с содержанием выполняемых действий по их формированию.
- Установите последовательность формирования у школьников представлений об основных сторонах горизонта: а) север, б) запад, в) восток, г) юг.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тепловых поясов с падением лучей Солнца на поверхность Земли в их пределах.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие подготовительной работы по формированию у школьников временных представлений с ее содержанием.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие временных представлений с действиями, выполняемыми с глобусом в процессе их формирования.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие этапов формирования общих понятий с их содержанием.
- Установите соответствие групп знаний с особенностями их формирования у школьников.
- Установите соответствие типов каузальных связей с их примерами.
- Установите соответствие типов представлений с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с особенностями их овладения учащимися.
- Установите соответствие типов представлений со способами их формирования.
- Установите соответствие уровней сравнения объектов с их содержанием.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие лесов Евразии с породами деревьев, их составляющих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие частей тайги лесной зоны Евразии с породами деревьев, в них произрастающих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.