3. Форма отчетности
3.1. Протоколы наблюдаемых уроков (видеоматериалов) с экспресс-анализом.
3.2. Письменный общий анализ урока.
3.3. Образцы основных и вспомогательных приемов работы с картой.
3.4. Образцы заданий на контурной карте и инструкций по их выполнению учащимися.
Литература: основная – 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, дополнительная – 9, 10, 12, 15.
Электронный (бумажный) носители: содержание общего анализа урока, тестовые задания.
Содержание общего анализа урока
1. Тема урока, его тип и место в системе уроков.
2. Цель и задачи урока, их соответствие изучаемой теме и содержанию урока.
3. Степень готовности учащихся к уроку, их организация на работу.
4. Методика проверки знаний и умений. Место, содержание, способы и методы проверки, их вариативность и результативность. Содержание вопросов, их дифференциация и формулировка. Разнообразие заданий с картографическими пособиями, особенности их выполнения школьниками. Сочетание фронтальной групповой и индивидуальной работы. Взаимодействие учителя с учащимися, учащихся друг с другом. Подходы к оценке их ответов.
5. Методика формирования новых знаний. Научность, доступность, системность и последовательность изложения материала. Его практическая направленность и связь с пройденным. Активизация познавательной деятельности учащихся, способы и приемы поддержания интереса и внимания. Учет имеющихся у школьников знаний в процессе сообщения новой информации.
6. Методика закрепления знаний и умений. Разнообразие упражнений и заданий, их дифференцированность. Степень усвоения учащимися изученного материала.
7. Методика домашнего задания. Его объем и виды. Инструктаж о выполнении учащимися предстоящих заданий.
8. Поведение школьников на уроке. Проявление познавательно интереса, степень активности и самостоятельности. Работоспособность учащихся на различных этапах урока.
9. Характеристика учителя. Знание излагаемого материала. Методическое мастерство. Педагогический такт. Культура речи.
10. Общая оценка урока. Реализация целей и задач.
11. Выводы и предложения.
Тестовые задания для самостоятельной работы
Проблема, связанная с применением картографических пособий на уроках географии, исследовалась: а) Е. Ф. Сегалевич, б) И. М. Бгажноковой, в) Р. Б. Каффеманосом, г) В. Н. Вовком, д) Т. И. Пороцкой, е) В.С. Ликим, ж) В. А. Липой, з) Е. И Липецкой.
Специфика картографических пособий состоит в том, что на них реальные объекты передаются посредством обозначений: а) графических, б) схематических, в) символических, г) знаковых, д) рисованных.
К картографическим пособиям не относятся: а) атласы, б) контурные карты, в) транспаранты, г) карты, д) глобусы, е) трафареты.
Глобус как объемное уменьшенное изображение Земли является ее: а) макетом, б) муляжом, в) моделью, г) слепком.
Глобус – это изображение Земли: а) произвольное объемное, б) условное объемное, в) уменьшенное объемное, г) упрощенное объемное.
Достоинства глобуса: а) отображение формы Земли, б) искажение расстояний между объектами, в) иллюстрация наклона оси Земли, г) мелкий масштаб, д) сохранение очертания изображаемых объектов.
Карта относится к пособиям: а) графическим, б) схематическим, в) символическим, г) знаковым.
Признаки карты являются: а) крупный масштаб, б) наличие градусной сетки, в) изображение большой территории, г) определение сторон горизонта по краям, д) применение условных обозначений.
Совокупность условных обозначений карты с их пояснениями называются: а) таблицей, б) видом, в) легендой, г) схемой.
У крупномасштабной карты, в отличие от мелкомасштабной: а) масштаб больше, б) масштаб мельче, в) изображение объектов больше, г) их изображение меньше, д) размеры карты больше, е) ее размеры меньше.
К достоинствам географических карт для начальных классов массовой школы относятся: а) насыщенная окраска, б) крупный масштаб, в) небольшое количество названий, г) малая символическая нагрузка, д) отсутствие искажений.
На уроках географии нецелесообразно использовать карты: а) плотности населения, б) физической, в) климатической, г) природных зон, д) природных ресурсов, е) политической.
Знание карты включает: а) восприятие, б) понимание, в) показ объектов, г) чтение, д) наличие картографических представлений, е) пользование легендой, ж) пояснение выполняемых действий.
Понимание карты предусматривает: а) выполнение упражнений на ориентировку, б) декодирование условных знаков, в) установление двусторонних связей, г) расшифровку условных обозначений, д) умение пользоваться масштабом, е) определение положения объектов.
Чтение карты предполагает: а) декодирование условных обозначений, б) наличие представлений о реальных объектах, изображенных условными обозначениями, в) прочтение названий объектов, г) понимание назначения масштаба.
Картографическими являются представления: а) о размерах объектов, б) об их положении в пространстве, в) о взаимном расположении объектов, г) об их протяженности, д) о конфигурации объектов.
К особенностям работы учащихся с картографическими пособиями не относятся: а) обращение к легенде, б) погрешности в расшифровке условных цветов, в) перенос значения условных знаков с одной карты на другие, г) перенос значения условных цветов с одной карты на другие, д) отсутствие затруднений в пространственной ориентировке, е) неправильное прочтение масштаба.
Своеобразие выполнения учащимися заданий с картой объясняются: а) ее спецификой, б) разным уровнем подготовки школьников, в) особенностями их познавательных процессов, г) несформированностью учебных приемов, д) недостаточно продуманной работой учителя.
Приёмы работы с картографическими пособиями подразделяются на: а) основные, б) ведущие, в) главные, г) вспомогательные, д) второстепенные, е) дополнительные.
Вспомогательными приёмами работы с картографическими пособиями не являются: а) обращение к названию карты, б) наложения карт, в) обращение к легенде, г) создание представлений, д) применение звездочки ориентирования, е) использование цветных стрелок.
При переносе учащимися значения условных цветов с одной карты на другую из группы вспомогательных применяется прием обращения к: а) таблице условных обозначений, б) цветным полоскам бумаги, в) названию карты, г) словокарточкам.
Для наполнения конкретным содержанием символов картографических пособий из группы вспомогательных используются приемы соотнесения: а) условного обозначения объекта с его названием, б) условного обозначения объекта с его изображением, в) изображения объекта с его названием, г) изображения объекта с сигнальной карточкой.
К основным приемам работы с картографическими пособиями относятся: а) показ объектов, б) пояснение выполняемого действия, в) воображаемые путешествия, г) соотнесение условного обозначения объекта с его изображением, д) установление пространственных связей, е) установление двусторонних связей, ж) рассказ об объекте, з) его описание.
Прием показа объекта на картографических пособиях предусматривает выполнение учащимися следующих действий: а) декодирование условного обозначения объекта, б) выделение его условного обозначения, в) вербализация выполняемого действия, г) воспроизведение образа объекта.
Недостатками глобуса являются: а) отображение формы Земли, б) сохранение очертания объектов, в) мелкий масштаб, г) крупный масштаб, д) демонстрация наклона оси Земли, е) отсутствие возможности одновременного обозрения всей поверхности Земли, ж) искажение расстояний между объектами.
В процессе сопоставления глобуса и карты полушарий у учащихся формируются представления о крупнейших объектах: а) полные, б) точные, в) правильные, г) целостные, д) цельные.
Необходимость применения контурной карты на уроках географии во вспомогательной школе обосновывалась: а) В. Н. Вовком, б) Т. И. Пороцкой, в) В. С. Ликим, г) В. Н. Синевым, д) И. М. Бгажноковой, е) А. В. Жагровой.
Контурная карта применяется в процессе формирований у школьников понятий: а) общих конкретных б) общих о части объекта, в) собирательных, г) единичных.
Действующей программой по географии предусмотрены задания на контурной карте: а) надписывание названий объектов, б) подписывание объектов, в) закрашивание их условным цветом, г) зарисовка условных знаков полезных ископаемых, д) нанесение границ объектов, е) обведение их берегов.
Методические требования к организации работы учащихся с контурной картой: а) названия всех объектов пишутся печатным шрифтом, б) название карты пишется вверху справа, в) названия объектов, имеющих большую протяженность, располагаются в направлении их простирания, г) названия отдельных объектов пишутся по меридианам.
Установите последовательность действий по созданию ассоциативного ряда: а) определения понятия, б) рассматривание картины с изображением объекта, в) декодирование его условного обозначения, г) отбор картин с изображением объекта, д) выделение его условного знака.
Установите последовательность действий учащихся по «нанесению» изучаемого объекта на контурную карту: а) первичное «оформление», б) показ учителем объекта на карте, в) окончательное «оформление», г) нахождение объекта в своих атласах.
Установите соответствие выполняемых действий при создании ассоциативного ряда с их содержанием.
Выполняемые действия: 1) первое, 2) второе, 3) третье, 4) четвертое, 5) пятое.
Варианты соответствий: а) рассматривание картины с изображением объекта, б) расшифровка его условного обозначения, в) предъявление иллюстраций с изображением объектов, г) выделение условного обозначения объекта из картографического изображения, д) формулировка определения понятия, е) выделение существенных признаков объекта, ж) отграничение их от несущественных.
Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
Элементы знания: а) понимание, б) чтение.
Варианты соответствий: а) декодирование условных обозначений, б) пользование масштабом, в) воспроизведение за условными обозначениями реальных объектов, г) наличие запаса картографических представлений, д) выполнение заданий на пространственную ориентировку, е) прочтение названий объектов.
Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
Группы приемов: а) основные, б) вспомогательные.
Варианты соответствий: а) обращение к названию карты, б) сопоставление карт, в) воображаемые путешествия, г) выяснение двусторонних связей, д) установление пространственных отношений, е) описание объектов, ж) применение звездочки ориентирования, з) сравнение объектов, и) их показ.
Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
Группы приемов: а) основные, б) вспомогательные.
Варианты соответствий: а) включение объектов в каузальные связи, б) применение цветных стрелок, в) сопоставление объектов, г) использование словокарточек, д) проведение дидактических игр, е) создание ассоциативного ряда, ж) описание объектов, з) соотнесение условных обозначений объектов с их изображением, и) обращение к легенде.
К картографическим пособиям относятся … .
Признаками карты считаются … .
Глобус является … .
К достоинствам глобуса относятся … .
Недостатками глобуса являются … .
Легендой карты называется … .
Специфика карты состоит том, что объекты на ней изображаются … .
Достоинствами карты для начальных классов массовой школы являются … .
На уроках географии учащиеся работают с картами … .
Знание карты включает ... .
Понимание карты предусматривает … .
Чтение карты предполагает … .
Располагать запасом картографических представлений – это значит … .
Масштаб показывает … .
Чем меньше изображение объекта на карте, тем … ее масштаб.
Чем крупнее масштаб карты, тем … изображения объектов.
Мелкий масштаб у той карты, у которой второе число масштаба … .
На уроках географии целесообразным является применение карт … .
К особенностям работы школьников с картой относятся … .
Ошибки учащихся в расшифровке условных цветов карты связаны … .
Перенос учащимися значения условных цветов с одной карты на другие объясняется… .
Приоритетной из групп приемов работы с картой является ….
К вспомогательным приемам работы с картой относятся … .
Вспомогательные приемы содействуют… .
Обращение к названию карты предусматривается тогда, … .
Обращение к легенде карты применяется в случае … .
Звездочка ориентирования представляет собой … .
Звездочка ориентирование используется в случае … .
Цветные стрелки применяются … .
К основным приемам работы с картой относятся … .
Показ объектов предусматривает выполнение следующих действий … .
Прием пространственных связей предусматривает определение … .
Прием создания ассоциативного ряда позволяет формировать у учащихся … .
При построении ассоциативного ряда выполняются следующие действия … .
Сопоставления глобуса и карты позволяет формировать у школьников … .
При сопоставлении карт особое внимание учащихся обращается … .
Работа с масштабом позволяет формировать у учащихся … .
Работа с контурной картой направлена на формирование у школьников … .
На контурной карте изображаются … .
Контурная карта дает возможность формировать у школьников … .
Контурная карта применяется в процессе формирования у учащихся … .
К основным видам заданий на контурной картой относятся … .
Методические требования к организации работы с контурной картой … .
«Наносить» объекты на контурную карту следует в такой очередности … .
- Тема 1. Изучение темы «Ориентирование на местности» (2 часа)
- Тема 2. Изучение тем «План» и «Карта» (2 часа)
- Тема 3. Изучение темы «Тепловые пояса » (2 часа)
- Тема 4. Изучение темы «Краткие сведения о Солнечной системе» (2 часа)
- 7.Форма отчетности
- Тема 5. Изучение темы «Краткий обзор материков» (2 часа)
- 5. Внеаудиторная самостоятельная работа
- 6. Индивидуальные задания
- 7.1. Форма отчетности
- Тема 6. Изучение темы «Природные зоны Евразии» (2 часа)
- 7. Форма отчетности
- Тема 1. Применение картографических пособий (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 2. Изучение темы «Краткий обзор материков (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 3. Изучение темы «Природа Беларуси» (4часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.2. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Содержание самостоятельной работы
- Литература
- Термин «ориентирование» в переводе с латинского означает определение своего положения относительно: а) запада, б) севера, в) востока, г) юга.
- Часть земной поверхности, которую видит наблюдатель вокруг себя на ровной открытой местности, называется: а) кругозором, б) горизонтом, в) обзором, г) простором.
- Для определения сторон горизонта запад-восток надо в полдень стать: а) спиной к Солнцу, б) лицом к Солнцу, в) лицом к северу, г) спиной к северу.
- Установите последовательность формирования у учащихся первоначальных понятий в процессе изучения темы «Ориентирование … »: а) стороны горизонта, б) горизонт, в) компас, г) линия горизонта.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Ориентирование …», с их примерами.
- Установите соответствие типов климата с временами года, которые в них наблюдаются.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тем начальной физической географии с методическими особенностями их изучения.
- Установите соответствие условных знаков плана местности с их достоинствами.
- Установите соответствие первоначальных понятий учащихся о границах тепловых поясов с содержанием выполняемых действий по их формированию.
- Установите последовательность формирования у школьников представлений об основных сторонах горизонта: а) север, б) запад, в) восток, г) юг.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тепловых поясов с падением лучей Солнца на поверхность Земли в их пределах.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие подготовительной работы по формированию у школьников временных представлений с ее содержанием.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие временных представлений с действиями, выполняемыми с глобусом в процессе их формирования.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие этапов формирования общих понятий с их содержанием.
- Установите соответствие групп знаний с особенностями их формирования у школьников.
- Установите соответствие типов каузальных связей с их примерами.
- Установите соответствие типов представлений с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с особенностями их овладения учащимися.
- Установите соответствие типов представлений со способами их формирования.
- Установите соответствие уровней сравнения объектов с их содержанием.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие лесов Евразии с породами деревьев, их составляющих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие частей тайги лесной зоны Евразии с породами деревьев, в них произрастающих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.