Содержание самостоятельной работы
В течение года выполняются две самостоятельные работы. За выполнение первой из них студенты отчитываются в седьмом семестре, а второй – в восьмом.
1. Самостоятельная работа № 1 предусматривается по материалам, представленным в специальной литературе (основная: 6, 7, дополнительная: 1, 7, 13, 15, 16) и на электронном носителе. За выполнением студентами заданий первой самостоятельной работы запланированы следующие методы контроля:
1.1. Тестовый контроль, который осуществляется в седьмом семестре на втором практическом занятии. В содержание тестовых заданий включены темы общей методики, связанные с формированием знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Тестовые задания для самостоятельной работы
Географические знания подразделяются на: а) фактические, б) эмпирические, в) прикладные, г) теоретические, д) академические, е) специальные.
Эмпирическими знаниями являются: а) факты, б) понятия, в) представления, г) причинно-следственные связи, д) закономерности.
К теоретическим знаниям, формируемым у школьников, относятся: а) представления, б) законы, в) понятия, г) факты, д) причинно-следственные связи.
Важнейшей составной частью теоретических знаний являются: а) причинно-следственные связи, б) закономерности, в) понятии, г) законы, д) суждения.
В специальной методике географии из группы знаний в свое время исследованию подвергались: а) факты, б) представления, в) понятия, г) каузальные зависимости, д) законы.
Географические представления классифицируются по: а) составу, б) содержанию, в) способу образования, г) уровню обобщенности, д) состоянию.
По способу образования представления подразделяются на: а) единичные, б) воображения, в) обобщенные, г) памяти, д) общие, е) конкретные.
При непосредственном восприятии изучаемого объекта формируются представления: а) воображения, б) памяти, в) индивидуальные, г) воображения.
Специфика географических представлений состоит в том, что они являются: а) пространственными, б) пространными, в) обобщенными, г) общими, д) картографическими, е) топографическими.
Состояние географических представлений у учащихся исследовалось: а) В. Н. Синевым, б) И. М. Бгажноковой, в) Е. И. Липецкой, г) Р. Б. Каффеманосом, д) Е. Ф. Сегалевич, е) Т. И. Пороцкой.
К особенностям представлений учащихся не относятся: а) наличие представлений о размерах объектов, б) перечисление их существенных признаков, отсутствие представлений о протяженности объектов, в) схематичность высказываний, г) тавтологии, д) уподобление объектов.
Методические условия формирования у школьников представлений: а) выяснение их запаса, б) сочетание методов обучения, в) варьирование видов словесных методов, г) применение приема модификации образных пособий, д) распознавание объектов по несущественным признакам.
Географические понятия не делятся на: а) общие, б) всеобщие, в) единичные, г) индивидуальные, д) собирательные, е) простые, ж) сложные.
Среди общих выделяются понятия: а) конкретные, б) частные, в) абстрактные, г) о частях объектов.
Особенности усвоения учащимися общих понятий изучались: а) И. М. Бгажноковой, б) В. Н. Синевым, в) А. В. Жагровой, г) Ю. К. Зубрилиным, д) Т. И. Пороцкой, е) Е. Ф. Сегалевич.
Трудности овладения учениками общих понятий объясняются: а) неустойчивостью внимания, б) несформированностью логических действий, в) узостью восприятий, г) недоразвитием мыслительных операций, д) отсутствием представлений, е) нарушением памяти.
К особенностям усвоения учащимися общих понятий не причисляются: а) дифференцированность, б) смешение, в) низкий уровень обобщения, г) ограниченность, д) заучивание определений без понимания, е) узость.
Усвоение школьниками понятий на низком уровне обобщения не обусловливается: а) сформированностью мыслительных операций, б) недоразвитием речи, в) продуманной работой учителя, г) сложностью определений понятий.
Методическими условиями, предупреждающими усвоение учащимися понятий на низком уровне обобщения, являются: а) выполнение практических действий, б) правильный выбор способа формирования, в) включение объектов в причинно-следственные связи, г) четкое определение содержания понятия.
К методическим условиям, предупреждающим заучивание школьниками определений понятий без их понимания, относятся: а) вербализация выполняемых действий, б) показ объектов, в) выяснение пространственных отношений, г) распознавание объектов, д) включение их в каузальные связи.
Усвоение школьниками одного из существенных признаков объекта приводит к формированию понятия: а) широкого, б) узкого, в) ограниченного, г) диффузного, д) поверхностного.
Методическими условиями, предупреждающими формирование у школьников узких понятий, являются: а) применение приема модификации наглядных пособий, б) использование приема сравнения, в) усвоение всех общих признаков, г) составление сравнительных таблиц, д) отграничение существенных признаков от второстепенных.
Способами формирования у учащихся общих понятий являются: а) индукция, б) дедукция, в) традукция, г) индукция и дедукция, д) традукция и индукция, е) традукция и дедукция.
Общие понятие в своем формировании проходит этапов: а) шесть, б) четыре, в) три, г) пять, д) восемь, е) семь.
Первым уровнем глубины усвоения учащимися общих понятий не предусматривается: а) сравнение объектов по несущественным признакам, б) разграничение существенных и второстепенных признаков, в) усвоение существенных признаков, г) распознавание объектов по внешним признакам, д) различение объектов по внешним признакам.
Трудности усвоения учащимися единичных понятий не обусловлены: а) особенностями памяти, б) неустойчивостью внимания, в) недоразвитием мышления, г) значительным количеством понятий, д) необходимостью запоминания разных сведений.
Своеобразие усвоения учащимися единичных понятий изучалось: а) Р. Б. Каффеманосом, б) Ю. К. Зубрилиным, в) Е. И. Липецкой, г) А. В. Жагровой, д) В. Н. Синевым, е) Е. Ф. Сегалевич.
К особенностям овладения школьниками единичных понятиями не относятся: а) смешение, б) узость, в) затруднения в соотнесении близких понятий, г) диффузность, д) придуманные названия, е) сложности в нахождении объектов на карте, ж) отнесение объекта к другой территории.
Методические условия, содействующие формированию у школьников единичных понятий: а) проведение работы по их разграничению, б) применение приема словесного рисования, в) пояснение происхождения названий объектов, г) формирование их зрительных образов, д) использование приема модификации образных пособий.
К особенностям сравнения объектов учащимися не относятся: а) подмена описанием, б) уподобление образов, в) сравнение по существенным признакам, г) «хаотические» сравнения, в) сравнение по внешним признакам, г) затруднения в установлении различий.
Методическими условиями формирование приема сравнения у школьников являются: а) стимулирования умственной деятельности в нахождении сходства, б) применение «развернутых» сравнений, в) использование разных заданий на сравнение, г) обучение выделению несущественных признаков, д) употребление специальных карточек.
В сравнении географических объектов выделяются уровни: а) три, б) два, в) четыре, г) три, д) пять.
Проблема, связанная с пониманием учащимися причинно-следственных связей, изучалась: а) Т. Н. Головиной, б) В. Н. Синевым, в) Е. И. Липецкой, г) А. А. Липой, д) Е. Ф. Сегалевич, е) В. С. Луценко, ж) В. С. Ликим.
Географические причинно-следственные связи не классифицируются по: а) объему, б) содержанию, в) составу, г) действующим причинам (вытекающим следствиям), д) глубине раскрытия.
По действующим причинам (вытекающим следствиям) каузальные зависимости делятся на: а) двузначные, б) однозначные, в) цепи, г) обратимые, д) необратимые, е) многозначные.
Трудности в усвоении школьниками причинно-следственных связей объясняются: а) отдаленностью от жизненного опыта, б) однозначностью, в) недоразвитием логического мышления, г) малой протяженностью образования следствия, д) заслоненностью свойств причинного явления, е) недоразвитием речи.
К особенностям понимания учащимися причинно-следственных зависимостей не относятся: а) описания, б) рассуждения, в) тавтологии, г) подмена причины следствием и наоборот, д) ссылка на одну из причин, е) синкретные ответы, ж) синкретические ответы, з) смешение понятий.
Методическими условиями, содействующими пониманию учащимися каузальных связей, являются: а) самостоятельное установление, б) совместное раскрытие, в) кропотливая работа по установлению в старших классах, г) применение опорных схем, д) дифференциация причин и следствий, е) предъявление готовых ответов.
К приемам подведения школьников к раскрытию причинно-следственных зависимостей не относятся: а) установление временной последовательности, б) указание количественного фактора, в) определение численного фактора, г) установление двусторонних связей, д) выяснение многосторонних связей, е) установление временной последовательности, ж) выявление протяженности процесса образования следствия.
Прием акцентирования внимания на вопросе «почему» при установлении причинно-следственных связей используется тогда, когда ученики дают ответы: а) синкретические, б) синкретные, в) описания, г) пояснения, д) тавтологии.
При раскрытии многозначных причинно-следственных связей применяются приёмы: а) установления временной последовательности, б) исключение названной причины из следственного явления, в) акцентирование внимание на вопросе «почему?», г) указания количественного фактора.
Установите последовательность формирования общего понятия индуктивным способом: а) определение понятия, б) обобщение признаков, в) применение понятий, г) сравнение и выделение признаков, д) наблюдение за объектами.
Установите последовательность формирования общего понятия дедуктивным способом: а) закрепление признаков понятия, б) упражнения в различении понятий, в) определение понятия, г) установление связи с другими понятиями, д) усвоение признаков понятия.
Установите последовательность формирования у школьников общего понятия: а) рассматривание изображений объектов, б) наблюдение за ним на местности, в) выделение общих существенных признаков, г) выяснение представлений об объектах, д) выполнение заданий на применение понятий, е) их разграничение.
Установите последовательность уровней сравнения школьниками изучаемых объектов: а) чтение карты, б) представления памяти, в) представления воображения, г) наглядно-образное мышление, д) наглядно-действенное мышление.
Установите соответствие географических знаний с их элементами.
Знания: 1) эмпирические, 2) теоретические.
Варианты соответствий: а) понятия, б) факты, в) законы, г) представления, д) причинно-следственные связи, е) закономерности, ж) суждения.
Установите соответствие типов представлений с их примерами.
Типы представлений: 1) единичные, 2) обобщенные.
Варианты соответствий: а) Беларусь, б) страна, в) реки Беларуси, г) река Днепр, д) озера, е) Браславские озера, ж) озеро Нарочь з) Минская область, и) равнина, к) равнины Беларуси, л) возвышенность.
Установите соответствие типов представлений со способами их формирования.
Типы представлений: 1) памяти, 2) воображения.
Варианты соответствий: а) непосредственное восприятие объекта, б) непринужденное его восприятие, в) словесное рисование объекта, г) графическое его описание.
Установите соответствие типов понятий с их примерами.
Типы представлений: 1) конкретные, 2) абстрактные.
Варианты соответствий: а) материк, б) климат, в) тепловой пояс, г) реки Евразии, д) географическое положение страны, е) природные условия, ж) часть света з) горы Европы, и) равнина, к) население, л) континентальный климат.
Установите соответствие групп знаний с особенностями их формирования у школьников.
Группы географических знаний: 1) представления, 2) понятия.
Варианты соответствия: а) узость, б) схематичность высказываний, в) уподобление, г) диффузность, д) воспроизведение несущественных признаков, е) низкий уровень обобщения, ж) репродуцирование определений без понимания, з) смешение.
Установите соответствие типов понятий с особенностями их овладения учащимися.
Типы понятий: 1) общие, 2) единичные.
Варианты соответствий: а) смешение, б) недифференцировать, в) затруднения в соотнесение близких понятий, г) узость, д) бедность содержания, е) низкий уровень обобщения, ж) отнесение объектов к другой территории.
Установите соответствие этапов формирования общих понятий с их содержанием.
Этапы формирования: 1) первый, 2) второй, 3) третий, 4) четвертый, 5) пятый, 6) шестой.
Варианты соответствий: а) выделение общих существенных признаков, б) обобщение несущественных признаков, в) рассматривание объекта по их изображению, г) выяснение представлений и знаний, д) выполнение заданий на применение понятий, е) их разграничение, ж) наблюдение за объектом.
Установите соответствие уровней сравнения объектов с их содержанием.
Уровни сравнения: 1) первый, 2) второй, 3) третий.
Варианты соответствий: а) чтение карты, б) представления памяти, в) понимание карты, г) наглядно-образное мышления.
Установите соответствие типов каузальных связей с их примерами.
Типы причинно-следственных связей: 1) однозначные, 2) многозначные.
Варианты соответствий: а) Почему у равнинных рек медленное течение? б) Почему происходит смена времен года? в) Почему в пустынях мало рек? г) Почему происходит смена дня и ночи? д) Почему горизонт имеет форму круга? е) Почему Луна «светится»? ж) Как горы влияют на климат?
Географические знания делятся … .
Эмпирическими знаниями являются … .
К теоретическим знаниям относятся … .
Важнейшей составной частью теоретических знаний являются … .
Географические представления по способу образования делятся … .
Представления памяти формируются … .
Представления воображения создаются … .
По уровню обобщенности географические представления подразделяются … .
Обобщенные представления являются основой формирования … .
Специфика географических представлений в том, что они являются … .
К особенностям географических представлений учащихся относятся … .
К методическим условиями формирования представлений являются … .
Запас представлений учащихся об объекте выясняется в процессе … .
Географические понятия делятся … .
Среди общих понятий выделяются …
Понятия формируются в тесной взаимосвязи … .
Трудности усвоения учащимися общих понятий объясняются … .
Особенностями овладения школьниками общими понятиями являются … .
Низкий уровень обобщения в овладении учащимися понятиями вызван … .
Методическими условиями, предупреждающими усвоения учащимися понятий на низком уровне обобщения являются … .
К методическим условиям, предупреждающим формирование у школьников узких понятий относятся … .
Приемом модификации образных пособий предполагается ….
Формирование диффузных понятий происходит тогда, когда учащиеся … .
Смешение понятий наблюдается в том случае, если школьники … .
Общее понятие формируется у учащихся в такой последовательности ... .
Активное восприятие учениками объекта на экскурсии обеспечивается … .
Первый уровень усвоения школьниками общих понятий предусматривает … .
Трудности в овладении учащимися единичными понятиями обусловлены … .
К особенностям усвоения школьниками единичных понятий относятся … .
Методическими условиями овладения учащимися единичными понятиями являются … .
Взаимосвязь общих и единичных понятий проявляется в том, что … .
Особенностями сравнения объектов учениками являются … .
К методическим условиям формирования приема сравнения относятся … .
Уровнями сравнения объектов учащимися являются … .
Третьим уровнем предполагается сравнение объектов на основе … .
Географические причинно-следственные связи классифицируются по … .
По содержанию причинно-следственные зависимости подразделяются … .
По количеству действующих причин каузальные связи делятся …
Трудности усвоения учащимися причинно-следственных связей вызваны … .
Особенностями понимания учениками каузальных связей являются … .
К методическим условиям, содействующим усвоению учащимися причинно-следственных зависимостей относятся … .
Приемами подведения учеников к раскрытию каузальных связей являются …
1.2. Собеседование по географической номенклатуре, которое проводится на втором лабораторном занятии.
Географическая номенклатура
Работа над географической номенклатурой предполагает запоминание студентами «положения» на картографических пособиях» объектов вместе с их названиями. Изучать номенклатуру целесообразно про материкам (Евразию – по частям света) в определенной последовательности: моря, заливы, острова, проливы, полуострова, формы рельефа, реки, озера, страны. Предусмотрено также и изучение крупнейших объектов Беларуси (равнин, низменностей, возвышенностей, важнейших месторождений полезных ископаемых, рек, озер и водохранилищ).
После нахождения объекта в атласе в обязательном порядке надо поупражняться в отыскании его на соответствующей стенной карте. Иначе могут возникнуть затруднения в выделении объектов на картах другого масштаба (в данном случае более крупного). Показывать объекты на стенной карте необходимо только указкой, не заслоняя его. Причем указку следует ставить на условный знак объекта, а не на его название. Необходимо придерживаться и выработанных требований при показе объектов на картографических пособиях. К примеру, площадные объекты обводятся указкой по контуру, а линейные – ее движением (линией) в определенном направлении (реку по руслу от истока к устью). При этом показ требуемого объекта на карте сопровождается обязательной вербализацией производимого действия. В частности, говорится, что материк, остров, полуостров, залив, озеро показываются по береговой линии. За усвоением студентами географической номенклатуры на каждом практическом и лабораторном занятии проводится также и текущий контроль. Для самостоятельного изучения предусматривается нижеследующий список географических объектов.
ОКЕАНЫ: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
МАТЕРИКИ: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
ЧАСТИ СВЕТА: Австралия и Океания, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
ЕВРОПА
Моря: Балтийское, Баренцево, Норвежское, Северное, Средиземное.
Заливы: Бискайский, Ботнический, Финский.
Острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Новая Земля, Шпицберген.
Проливы: Босфор, Гибралтарский, Дарданеллы, Ла-Манш.
Полуострова: Апеннинский, Балканский, Кольский, Крымский, Пиренейский, Скандинавский.
Равнины: Прикаспийская, Причерноморская.
Возвышенности: Валдайская, Приволжская, Подольская, Среднерусская.
Горы: Альпы, Карпаты, Крымские, Скандинавские, Уральские.
Озера: Ладожское, Онежское.
Реки: Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина,, Урал.
Государства и их столицы: Великобритания (Лондон), Германия (Берлин), Испания (Мадрид), Италия (Рим), Латвия (Рига), Литва (Вильнюс), Польша (Варшава), Россия (Москва), Украина (Киев), Франция (Париж), Чехия (Прага).
АЗИЯ
Моря: Аравийское, Берингово, Восточно-Сибирское, Охотское, Южно-Китайское, Филиппинское, Японское.
Заливы: Аденский, Бенгальский, Персидский.
Острова: Калимантан, Новосибирские, Сахалин, Северная Земля, Сулавеси, Суматра, Филиппинские, Хоккайдо, Хонсю, Шри-Ланка, Ява.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Корея, Малакка, Малая Азия, Таймыр, Чукотский, Ямал.
Проливы: Берингов, Корейский, Малаккский.
Равнины, низменности: Великая Китайская, Западно-Сибирская, Индо-Гангская, Месопотамская, Туранская.
Плоскогорья, нагорья: Иранское, Среднесибирское, Становое.
Горы, хребты: Верхоянский, Гималаи, Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Черского.
Пустыни: Гоби, Каракумы, Кызылкум, Руб-эль-Хали, Сирийская, Такла-Макан.
Озера: Байкал, Балхаш, Иссык-Куль, Каспийское.
Реки: Амур, Ганг, Енисей, Евфрат, Инд, Лена, Меконг, Обь, Тигр, Хуанхе, Янцзы.
Государства и их столицы: Афганистан (Кабул), Индия (Дели), Индонезия (Джакарта), Иран (Тегеран), Казахстан (Акмала), Китай (Пекин), Пакистан (Исламабад), Тайланд (Бангкок), Южная Корея (Сеул), Япония (Токио).
АФРИКА
Залив: Аденский, Гвинейский.
Остров: Мадагаскар.
Полуостров: Сомали.
Пролив: Мозамбикский.
Плоскогорья: Восточно-Африканское, Эфиопское.
Горы: Атлас, Драконовы, Капские.
Пустыни: Калахари, Ливийская, Нубийская, Сахара.
Озера: Виктория, Ньяса, Танганьика.
Реки: Замбези, Конго, Нигер, Нил.
Государства и их столицы: Алжир (Алжир), Ангола (Луанда), Египет (Каир), Ливия (Триполи), Мозамбик (Мапуту), Судан (Хартум), Эфиопия (Аддис-Абеба), ЮАР (Претория).
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Моря: Карибское, Саргассово.
Заливы: Аляска, Гудзонов, Мексиканский.
Острова: Баффинова Земля, Виктория, Гренландия, Куба, Ньюфаундленд.
Полуострова: Аляска, Калифорния, Лабрадор, Флорида, Юкатан.
Проливы: Гудзонов, Девисов, Флоридский, Юкатанский.
Низменности: Миссисипская, Приатлантическая, Примексиканская.
Горы: Аппалачи, Кордильеры.
Озера: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Гурон, Верхнее, Виннипег, Мичиган, Онтарио, Эри.
Реки: Маккензи, Миссисипи.
Государства и их столицы: Канада (Оттава), Мексика (Мехико), США (Вашингтон).
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Острова: Огненная Земля.
Проливы: Дрэйка, Магелланов.
Низменности: Амазонская, Ла-Платская.
Горы и плоскогорья: Бразильское, Гвианское, Анды.
Пустыня: Атакама.
Озеро: Титикака.
Реки: Амазонка, Оринока, Парана.
Государства и их столицы: Аргентина (Буэнос-Айрес), Бразилия (Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Уругвай (Монтевидео), Чили (Сантьяго)
АВСТРАЛИЯ
Моря: Коралловое, Тасманово.
Заливы: Большой Австралийский, Карпентария.
Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания.
Полуострова: Арнем-Ленд, Кейп-Йорк.
Проливы: Бассов, Торресов.
Горы, хребты: Австралийские Альпы, Большой Водораздельный.
Пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыне Виктория.
Реки: Дарлинг, Муррей.
Государство и его столица: Австралийский Союз (Канберра).
АНТАРКТИДА
Моря: Росса,Уэдделла.
Полуостров: Антарктический.
БЕЛАРУСЬ
Равнины: Оршанско-Могилевская, Центральноберезинская.
Низменности: Неманская, Полесская, Полоцкая, Приднепровская.
Возвышенности: Витебская, Волковысская, Городокская, Новогрудская, Минская, Оршанская, Ошмянская.
Месторождения полезных ископаемых: Гайдуковка, Житковическое, Любанское, Микашевичское, Мозырское, Околовское, Осташковическое, Петриковское, Речицкое, Старобинское, Туровское.
Озера: Выгоновское, Дривяты, Езерище, Лепельское, Лукомльское, Нароч, Нещердо, Освейское, Червоное.
Реки: Березина (Днепровская), Днепр, Западная Двина, Неман, Припять, Свислочь (Березинская), Сож.
Водохранилища: Вилейское, Заславское (Минское море), Любанское, Солигорское.
2. Самостоятельная работа № 2 выполняется в восьмом семестре. В течение семестра студентами разрабатываются, оформляются и предъявляются методические материалы, в содержание которых входят:
• развернутый конспект урока по одной из тем курса школьной географии (определяется преподавателем);
• психолого-педагогические обоснование: а) отбора содержания учебного материала для проведения урока; б) выбора методов обучения, варианта их оптимального сочетания и соотношения на этапе изучения нового материала;
• образцы (формат бумаги А-4, но на плотной основе) наглядных пособий для фронтальной работы с классом, заданий разной степени сложности для индивидуального опроса учащихся.
Защита студентами методических материалов предусмотрена в восьмом семестре на последнем аудиторном лабораторном занятии.
- Тема 1. Изучение темы «Ориентирование на местности» (2 часа)
- Тема 2. Изучение тем «План» и «Карта» (2 часа)
- Тема 3. Изучение темы «Тепловые пояса » (2 часа)
- Тема 4. Изучение темы «Краткие сведения о Солнечной системе» (2 часа)
- 7.Форма отчетности
- Тема 5. Изучение темы «Краткий обзор материков» (2 часа)
- 5. Внеаудиторная самостоятельная работа
- 6. Индивидуальные задания
- 7.1. Форма отчетности
- Тема 6. Изучение темы «Природные зоны Евразии» (2 часа)
- 7. Форма отчетности
- Тема 1. Применение картографических пособий (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 2. Изучение темы «Краткий обзор материков (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 3. Изучение темы «Природа Беларуси» (4часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.2. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Содержание самостоятельной работы
- Литература
- Термин «ориентирование» в переводе с латинского означает определение своего положения относительно: а) запада, б) севера, в) востока, г) юга.
- Часть земной поверхности, которую видит наблюдатель вокруг себя на ровной открытой местности, называется: а) кругозором, б) горизонтом, в) обзором, г) простором.
- Для определения сторон горизонта запад-восток надо в полдень стать: а) спиной к Солнцу, б) лицом к Солнцу, в) лицом к северу, г) спиной к северу.
- Установите последовательность формирования у учащихся первоначальных понятий в процессе изучения темы «Ориентирование … »: а) стороны горизонта, б) горизонт, в) компас, г) линия горизонта.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Ориентирование …», с их примерами.
- Установите соответствие типов климата с временами года, которые в них наблюдаются.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тем начальной физической географии с методическими особенностями их изучения.
- Установите соответствие условных знаков плана местности с их достоинствами.
- Установите соответствие первоначальных понятий учащихся о границах тепловых поясов с содержанием выполняемых действий по их формированию.
- Установите последовательность формирования у школьников представлений об основных сторонах горизонта: а) север, б) запад, в) восток, г) юг.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тепловых поясов с падением лучей Солнца на поверхность Земли в их пределах.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие подготовительной работы по формированию у школьников временных представлений с ее содержанием.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие временных представлений с действиями, выполняемыми с глобусом в процессе их формирования.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие этапов формирования общих понятий с их содержанием.
- Установите соответствие групп знаний с особенностями их формирования у школьников.
- Установите соответствие типов каузальных связей с их примерами.
- Установите соответствие типов представлений с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с особенностями их овладения учащимися.
- Установите соответствие типов представлений со способами их формирования.
- Установите соответствие уровней сравнения объектов с их содержанием.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие лесов Евразии с породами деревьев, их составляющих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие частей тайги лесной зоны Евразии с породами деревьев, в них произрастающих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.