Тема 3. Изучение темы «Тепловые пояса » (2 часа)
Задачи занятия: углублять знания по теме, формировать умения сопоставлять картографические пособия, составлять несложные логические схемы, моделировать алгоритмы совместных рассуждений с опорой на простейшую зарисовку, разрабатывать систему вопросов и заданий по выяснению географического положения тепловых поясов.
Оборудование: глобус, физическая карта полушарий (тепловых поясов), атласы, программа, учебники и тетради на печатной основе, образцы дидактического материала.
1. План проведения занятия
1.1. Обсуждение вопросов.
1.2. Решение учебных проблем.
1.3. Выполнение аудиторных заданий с последующим их анализом.
1.4. Проверка внеаудиторных заданий.
1.5. Выполнение тестовых заданий.
2. Вопросы для обсуждения
2.1. Методические особенности изучения темы.
2.2. Содержание подготовительной работы по рассмотрению тепловых поясов.
2.3. Формирование у учащихся первоначальных представлений и знаний о тепловых поясах и климате.
3. Решение учебных проблем
3.1. Аргументируйте необходимость сопоставления картографических пособий при изучении тепловых поясов.
3.2. Почему следует придерживаться определенной последовательности рассмотрения тепловых поясов?
4. Аудиторная самостоятельная работа
4.1. Разработайте логическую схему по изучению одного из тепловых поясов. Продумайте пояснение к ней.
4.2. Поупражняйтесь в показе тепловых поясов на глобусе и карте полушарий. Поясните выполняемые практические действия.
4.3. Решите тестовые задания.
5. Внеаудиторная самостоятельная работа
5.1. Смоделируйте алгоритм совместных рассуждений с опорой на простейшую зарисовку «Падение лучей Солнца на поверхность Земли».
5.2. Составьте систему вопросов и заданий по выяснению географического положения одного из тепловых поясов.
5.3. Проработайте тестовые задания.
6. Индивидуальные задания
6.1. Проанализируйте задания в тетради на печатной основе по начальному курсу физической географии (содержание, объем, степень сложности, вариативность, возможности дифференциации, формулировка инструкций).
6.2. Подберите дидактические игры и занимательные упражнения к урокам по одной из тем начальной физической географии.
7. Форма отчетности
7.1. Алгоритм рассуждений с опорой на простейшую зарисовку.
7.2. Система вопросов и заданий по выяснению географического положения одного их тепловых поясов.
Литература: основная – 5, 6, 8, 11, дополнительная – 10, 11.
Электронный (бумажный) носители: тестовые задания.
Тестовые задания для самостоятельной работы
В теме «Тепловые пояса» не формируются понятия: а) общие конкретные, б) собирательные, в) единичные, г) общие абстрактные, д) общие о части объекта.
Ведущими понятиями темы «Тепловые пояса» являются: а) материки, б) океаны, в) климатические пояса, г) тепловые пояса, д) климат, е) погода.
Широтные пояса Земли, выделяемые по особенностям нагревания ее поверхности лучами Солнце, называются: а) климатическими, б) термическими, в) теплыми, г) тепловыми.
К тепловым поясам не относятся: а) умеренные, б) полярные, в) тропический, г) жаркий, д) полярные, е) холодные.
Тепловыми поясами являются: а) умеренные, б) жаркий, в) тропический, г) экваториальный, д) холодные.
К методическим особенностям изучения тепловых поясов не относятся: а) сопоставление глобуса и карты, б) определенная последовательность рассмотрения, в) формирование конкретных понятий, г) обобщение данных календарей погоды, д) внеклассная работа.
Глобус как объемное уменьшенное изображение Земли, является ее: а) макетом, б) муляжом, в) моделью, г) слепком.
В процессе сопоставления глобуса и карты полушарий при выяснении географического положения тепловых поясов у школьников формируются представления: а) полные, б) правильные, в) целостные, г) цельные.
При рассмотрении тепловых поясов проводится кропотливая работа по предупреждению смешения учащимися понятий: а) пояс-полюс, б) материк-часть света, в) климат-погода, г) тепловой-теплый, д) залив-пролив.
В содержание подготовительной работы по формированию у школьников представлений о тепловых поясах не входит: а) обобщение наблюдений за положением Солнца над горизонтом, б) демонстрация теллурия, в) проведение опыта с глобусом и источником света, г) уточнение знаний о линиях, д) выяснение временных представлений.
Первым тепловым поясом, изучаемым учащимися, является: а) экваториальный, б) тропический, в) жаркий, г) северный умеренный, д) южный холодный.
В жарком тепловом поясе лучи Солнца падают на поверхность Земли: а) прямо, б) перпендикулярно, в) отвесно, г) вертикально.
Основными типами климата, формируемыми в теме «Тепловые пояса», являются: а) влажный, б) сухой, в) жаркий, г) тропический, д) умеренный, е) холодный.
При изучении тепловых поясов не рассматривается воздействие на климат: а) расположения гор, б) ветров, в) морских течений, г) расположения Солнца над горизонтом, д) положения местности относительно океанов и морей.
Установите последовательность изучения тепловых поясов: а) холодные, б) полярные, в) умеренные, г) жаркий, д) тропический.
Установите последовательность рассуждений по рассмотрению тепловых поясов: а) тип климата, б) падение лучей Солнца, в) времена года, г) количество тепла, получаемое земной поверхностью, д) положение Солнца над горизонтом, е) согревание лучами Солнца поверхности Земли.
Установите последовательность рассуждений по изучению жаркого пояса: а) жаркий климат, б) отвесное падение лучей Солнца, в) высокое его положение над горизонтом, г) сильно согревание Солнцем поверхности Земли, д) круглый год лето.
Установите последовательность формирования у школьников представлений о земной оси: а) демонстрация вращения Земли, б) опора на конкретные представления об оси, в) предъявление глобуса без оси и подставки, г) упражнения с небольшими шарообразными телами.
Установите последовательность действий с глобусом по формированию у учащихся представлений об экваторе: а) закрепление одного конца тесьмы за верхний конец стержня глобуса, б) складывание тесьмы пополам, в) удерживание вторым концом тесьмы мела, г) проведение линии, д) натягивание тесьмы между концами стрежня глобуса.
Установите последовательность действий с глобусом по формированию у учащихся представлений о полюсах: а) называние точек вращения фигурок, б) вращение глобуса, в) расположение фигурок в разных точках меридиана, г) выяснение положения фигурок, совершающих вращательные движения, д) фиксирование внимания на их движении.
Установите соответствие первоначальных понятий учащихся о границах тепловых поясов с содержанием выполняемых действий по их формированию.
Границы тепловых поясов: 1) тропики, 2) полярные круги.
Варианты соответствий: а) измерение расстояний от экватора к полюсам, б) измерение расстояний от экватора к тропикам, в) измерение расстояний от тропиков к полярным кругам, г) измерение расстояний от полярных кругов к полюсам, д) выяснение расстояний между ними.
Установите соответствие тепловых поясов с падением лучей Солнца на поверхность Земли в их пределах.
Тепловые пояса: 1) жаркий, 2) умеренные, 3) холодные.
Варианты соответствий: а) прямо, б) отвесно, в) вертикально, г) криво, д) коса, е) касательно, ж) наклонно, з) покато.
Установите соответствие типов климата с временами года, которые в них наблюдаются.
Типы климата: 1) жаркий, 2) умеренный, 3) холодный.
Варианты соответствий: а) круглый год лето, б) круглый год зима, в) продолжительная зима и короткое лето, г) короткая зима и продолжительное лето, д) лето, осень, зима, весна.
Установите соответствие тем начальной физической географии с методическими особенностями их изучения.
Темы курса: 1) «Земной шар», 2) «Тепловые пояса».
Варианты соответствий: а) сопоставление глобуса и карты полушарий, б) формирование абстрактных понятий, в) пропедевтика дальнейшего изучения, г) привлечение проведенных наблюдений, д) обобщение данных календарей погоды, е) применение словесных опор, ж) внеурочная работа.
Образование тепловых поясов объясняется … .
К тепловым поясам относятся … .
Границами тепловых поясов являются … .
По обе стороны экватора расположен …. тепловой пояс.
Жаркий тепловой пояс расположен между … .
Между тропиками и полярными кругами находятся … тепловые пояса.
Ведущими понятиями темы «Тепловые пояса» являются … .
К наиболее сложным в теме «Тепловые пояса» относятся понятия … .
Методическими особенностями темы «Тепловые пояса» являются … .
В теме «Тепловые пояса» формируются картографические умения … .
Подготовительной работой в теме «Тепловые пояса» предусматривается … .
Тепловые пояса рассматриваются в следующей последовательности … .
Первым тепловым поясом, который изучается учащимися, является …
Впервые тепловые пояса показываются … .
Сопоставление глобуса и карты содействует формированию ... представлений.
На карте полушарий тепловые пояса показываются …
В теме «Тепловые пояса» предусмотрены задания на контурной карте … .
Климатом называется … .
Погодой называется … .
Климат от погоды отличается … .
Основными типами климата темы « Тепловые пояса» являются … .
Времена года описываются для конкретизации представлений учащихся … .
- Тема 1. Изучение темы «Ориентирование на местности» (2 часа)
- Тема 2. Изучение тем «План» и «Карта» (2 часа)
- Тема 3. Изучение темы «Тепловые пояса » (2 часа)
- Тема 4. Изучение темы «Краткие сведения о Солнечной системе» (2 часа)
- 7.Форма отчетности
- Тема 5. Изучение темы «Краткий обзор материков» (2 часа)
- 5. Внеаудиторная самостоятельная работа
- 6. Индивидуальные задания
- 7.1. Форма отчетности
- Тема 6. Изучение темы «Природные зоны Евразии» (2 часа)
- 7. Форма отчетности
- Тема 1. Применение картографических пособий (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 2. Изучение темы «Краткий обзор материков (4 часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.3. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Тема 3. Изучение темы «Природа Беларуси» (4часа)
- 1. Подготовка к занятию
- 1.2. Проработайте тестовые задания.
- 2. План проведения занятия
- 3. Форма отчетности
- Содержание самостоятельной работы
- Литература
- Термин «ориентирование» в переводе с латинского означает определение своего положения относительно: а) запада, б) севера, в) востока, г) юга.
- Часть земной поверхности, которую видит наблюдатель вокруг себя на ровной открытой местности, называется: а) кругозором, б) горизонтом, в) обзором, г) простором.
- Для определения сторон горизонта запад-восток надо в полдень стать: а) спиной к Солнцу, б) лицом к Солнцу, в) лицом к северу, г) спиной к северу.
- Установите последовательность формирования у учащихся первоначальных понятий в процессе изучения темы «Ориентирование … »: а) стороны горизонта, б) горизонт, в) компас, г) линия горизонта.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Ориентирование …», с их примерами.
- Установите соответствие типов климата с временами года, которые в них наблюдаются.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тем начальной физической географии с методическими особенностями их изучения.
- Установите соответствие условных знаков плана местности с их достоинствами.
- Установите соответствие первоначальных понятий учащихся о границах тепловых поясов с содержанием выполняемых действий по их формированию.
- Установите последовательность формирования у школьников представлений об основных сторонах горизонта: а) север, б) запад, в) восток, г) юг.
- Установите соответствие изображений с их признаками.
- Установите соответствие тепловых поясов с падением лучей Солнца на поверхность Земли в их пределах.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие типов понятий, формируемых в теме «Краткие сведения…», с их примерами.
- Установите соответствие временных представлений с причинами их смены.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие подготовительной работы по формированию у школьников временных представлений с ее содержанием.
- Установите соответствие небесных тел с их признаками.
- Установите соответствие временных представлений с действиями, выполняемыми с глобусом в процессе их формирования.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие элементов знания карты с их содержанием.
- Установите соответствие групп приемов работы с картографическими пособиями с их названиями.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие этапов формирования общих понятий с их содержанием.
- Установите соответствие групп знаний с особенностями их формирования у школьников.
- Установите соответствие типов каузальных связей с их примерами.
- Установите соответствие типов представлений с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с особенностями их овладения учащимися.
- Установите соответствие типов представлений со способами их формирования.
- Установите соответствие уровней сравнения объектов с их содержанием.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие лесов Евразии с породами деревьев, их составляющих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие частей тайги лесной зоны Евразии с породами деревьев, в них произрастающих.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.
- Установите соответствие типов понятий с их примерами.
- Установите соответствие групп животных лесов Евразии с их примерами.