logo search
ТОН ЛЕКЦИИ ПОЛН

9.7 Создание международных транспортных коридоров

Развитая транспортная сеть создает условия для поддержа­ния и развития международных связей. Через территорию РФ осуществляют перевозку своих грузов многие страны СНГ, в её транспортных путях заинтересованы также страны дальнего за­рубежья (как европейские, так и азиатские). Поэтому Россия при­нимает участие в создании международных транспортных ко­ридоров (МТК). Транспортные сети других постсоветских рес­публик также адаптируются к новым реалиям участия в процес­сах глобализации и регионализации мировой экономики.

В 2000 г. в Санкт-Петербурге представителями России, Ирана и Индии подписано соглашении о создании международ­ного транспортного коридора «Северо-Юг» (из Индии через ре­гион Персидского залива в Каспийское море, далее с выходом на железные дороги России и стран Европы). По сравнению с мар­шрутом через Суэцкий канал транспортировка грузов по этому коридору уменьшит затраты и сократятся сроки доставки. Это соглашение является открытым для участия других стран. Уже выразили желание присоединиться к нему Казахстан, Азербай­джан и Латвия.

Под эгидой ООН ведется работа по созданию евроазиат­ских трансконтинентальных магистралей с участием России. Это магистраль Западная Европа - Россия (Транссиб) - Корейский полуостров - Япония с ответвлениями на Казахстан, Китай и Монголию. Магистраль «Северный луч» (северный коридор трансъевроазиатской магистрали), которая будет проходить по территории Китая, Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии. Предусматриваются открытия контейнерных маршру­тов из Китая: Шанхай - Москва; Урумчи - Москва.

Конкурентом международных транспортных коридоров че­рез территорию России выступает проект ТРАСЕКА, создавае­мый по инициативе и с финансированием Европейского Союза (в рамках программы ТАСИС). Это транспортный мост Европа -Азия через страны СНГ, входящий в региональный блок ГУ У AM. Россия также подала заявку на участие в ТРАСЕКА и предложи­ла включить свои транспортные коридоры в этот международный транспортный проект. Руководители нашей страны исходят из того факта, что в ближайшие десятилетия грузооборот между Ев­ропой и Азией будет увеличиваться. А расширение международ­ного сотрудничества без создания широкомасштабного транс­портного коридора и без участия России практически невозмож­но.