21.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Дальневосточного экономического района.
Специализация хозяйства Дальнего Востока - производство цветных металлов, добыча алмазов, рыбная, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, пушной промысел, судостроение и судоремонт.
Годы перестройки очень тяжело отразились на экономике Дальневосточного района. Потери от экономического спада превысили средние по стране показатели. В прежние годы регион существовал за счет государственного бюджета. Удаленность от основных рынков сбыта продукции, увеличение транспортных тарифов, отсутствие заинтересованности в развитии экономики региона из центра фактически блокировали связи с западными регионами России.
Сырьевая ориентация экономики обусловила изменения в структуре промышленности. Доля отраслей ТЭК выросла в три раза (до 38 %), цветной металлургии - в полтора раза, при этом удельный вес машиностроения сократился почти вдвое, лесной промышленности - в полтора раза, а легкой - в шесть раз. Таким образом, основными отраслями ныне являются ТЭК, цветная металлургия и пищевая промышленность. Для всего региона в целом важнейшее значение имеет преодоление энергетического кризиса.
Негативные тенденции в развитии экономики и динамике уровня жизни населения усилили миграционный отток населения из района.
Металлургический комплекс (цветная и черная металлургия) представлен горнорудной промышленностью - добычей олова, ртути, полиметаллических руд, вольфрама, золота и их переработкой. Освоены месторождения олова в Якутии и в Чукотском автономном округе. Работают оловянный комбинат (Хрустальный, Приморский край) и горно-обогатительный комбинат по добыче олова в Хабаровском крае, комбинаты вблизи Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, Дальнегорска. Осваиваются новые месторождения свинцово-цинковых руд. В Якутии построены горно-обогатительные комбинаты, а в последние годы и предприятия по обработке алмазов (Мирный - город алмазодобытчиков). К старейшим отраслям хозяйства относится золотодобыча (в бассейнах рек Зеи, Бурей, Селемджи, в горах Алданского нагорья, Сихотэ-Алиня).
В Комсомольске-на-Амуре работают металлургические заводы (передельная металлургия), выплавляющие сталь. Создание Южно-Якутского ТПК предполагало освоение местных железорудных месторождений с целью дальнейшего развития черной металлургии района.
Топливная промышленность. Из топливных ресурсов на Дальнем Востоке наибольше значение имеет каменный и бурый уголь, а также нефть Сахалина. Каменный уголь Южно-Якутского месторождения, к которому подошла железная дорога от БАМа до Нерюнгри, так называемый Малый БАМ - главная статья экспорта Якутии. Развивается добыча нефти и природного газа на Сахалине (используется для нужд самого Дальнего Востока). Большие запасы природного газа обнаружены в устье Вилюя в Якутии, они также пока используются только для местных нужд.
Нефть добывается на северо-востоке Сахалина и оттуда по двум нефтепроводам поступает на НПЗ Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Размеры добычи нефти невелики и не удовлетворяют потребности района. Нефтегазоносный Сахалин связан с материком и газопроводом (Оха - Комсомольск-на-Амуре).
Лесная промышленность сосредоточена в основном в южной части Дальнего Востока (вырубают ценные широколиственные породы деревьев). Основные лесозаготовительные базы сосредоточены на территории, примыкающие к Нижнему и Среднему Амуру и рекам Уссури, Зея, Бурея, а также расположены на Сахалине и в верховьях бассейна Лены. Больше всего древесины заготавливают Хабаровский и Приморский края. Древесина идет в переработку и на экспорт. Центры лесопиления - Благовещенск, Лесозаводск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и др.
Переработка древесины осуществляется на спичечной фабрике в Благовещенске, производство фанеры сконцентрировано во Владивостоке, целлюлозно-бумажный комбинат (производство картона) работает в Амурске (Хабаровский край). I [слпнчип-но-бумажная промышленность развита па юге Сахалина (но вы-пуску бумаги - лидер во всей восточной зоне России)
Машиностроение района производило рапсе суда, ди юли мостовые краны, станки, приборы и др. Развиты ЭДМПротвХККЮЦ производство энергетического оборудования, станкостроение I) настоящее время в регионе очень сложная экономическая сипа ция, многие предприятия не работают. Крупные промышленные центры района: Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Лмуре, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре.
Сельскохозяйственное машиностроение представлено <а водом в Биробиджане.
Одной из важных отраслей промышленности является рыбная. По производству продукции этой отрасли район занимает первое место в России. Только здесь осуществляется добыча ценных лососевых рыб, сайры, крабов.
Главные центры рыбной промышленности находятся в Приморье, на Сахалине и на Камчатке: Петропавловск-Камчатский, Невельск, Корсаков, Находка, Охотск и др. Производится добыча других даров моря - морских водорослей, гребешков. В небольших масштабах ведется промысел морского зверя (морские котики).
Агропромышленный комплекс. Климатические условия большей части района сильно ограничивают возможность земледелия вследствие недостатка летнего тепла. Сельское хозяйство развито преимущественно на юге района (муссонный климат), где выращивают сою, рис, овощи, картофель. Животноводство не обеспечивает потребностей района. На юге разводят крупный рогатый скот, а на севере, в тундре, развито оленеводство. В тайге большое значение имеет охота и звероводство. Дальневосточные моря являются богатейшей базой рыбной промышленности.\
Топливно-энергетический комплекс. Основные электроэнергетические мощности Дальнего Востока сосредоточены в южной части района, где они соединены в единую энергетическую систему. Энергоузлы северных территорий действуют изолированно, обеспечивая местные потребности.
Преобладают ГРЭС и ТЭЦ. Наиболее крупная - Зейская ГЭС (боле 1 млн. кВт). Важное значение имеют: Билибинская АЭС (на северо-востоке), ГЭС на притоках Амура, на Вилюе и Колыме, Нерюнгринская ГРЭС (на углях Якутии), тепловые станции у Якутска, работающие на местном природном газе. На Камчатке действует Паужетская геотермальная электростанция, использующая внутреннюю энергию Земли.
Транспорт. Для Дальнего Востока большое значение имеют все виды транспорта. Железнодорожный транспорт важен для южной части региона и на о. Сахалин, который также связан с континентом морским паромом. Здесь, на Дальнем Востоке, у Комсомольска-на-Амуре заканчивается Байкало-Амурская магистраль (ее восточный участок был построен ранее: от Комсомольска-на-Амуре до порта Ванино), которая дублирует проходящую южнее Транссибирскую магистраль (до Владивостока). Еще до завершения строительства БАМ была введена в действие линия -так называемый Малый БАМ (ст. БАМ - Тында - Беркакит). Ее намереваются продолжать до Якутска.
Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки на северо-востоке между портами Охотского и Берингова морей и промышленными центрами в глубине материка (в Якутии, в Магаданской области). Но дорог очень мало, часто это сезонные дороги-зимники.
Речной транспорт также важен, особенно на юге района (судоходен Амур и его притоки). Развитие Дальнего Севера связано с освоением Северного морского пути. Около устьев крупных северных рек созданы порты, обслуживающие суда, проходящие по северным и восточным морям России.
Авиационный транспорт осуществляет пассажирские перевозки и доставку грузов, в том числе в труднодоступные районы и на острова.
Внешнеэкономические связи России осуществляются через морские порты: Владивосток, Находка, Ванино, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский.
В перспективе развитие Дальнего Востока связано с совершенствованием структуры производства, в котором ныне треть производится в отраслях ТЭК и около половины - в отраслях с отсталой техникой и технологией (цветная металлургия, рыбная и лесная промышленность). Необходимо более эффективное использование природных ресурсов, развитие их более глубокой и комплексной переработки, а также преодоление энергетического кризиса.
- Введение
- Региональное экономическое право
- Глава 1. Населенние россии
- 1.1 Основные демографические показатели и структура населения
- 1.2 Народы России
- 1.3 Городское и сельское население
- 1.4 Миграция населения
- Глава 2. Отраслевая и территориальная струк-тута экономики россии и методы экономического обоснования размещения производства
- 2.1 Структура хозяйственного комплекса
- 2.2 Условия и факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства
- 2.3 Методы экономического обоснования размещения производства.
- Глава 3. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1 Нефтяная промышленность
- 3.1.1 Магистральные системы нефтепроводов
- 3.1.2 Нефтеперерабатывающие заводы (нпз)
- 3.2 Газовая промышленность
- 3.2.1 Основные магистральные газопроводы
- 1. Из Западной Сибири.
- 3.3 Угольнаяпромышленность
- 3.4 Электроэнергетика
- Глава 4. Металлургический комплекс
- 4.1 Черная металлургия
- 4.2 Цветная металлургия
- Глава 5. Машиностроительный комплекс
- Глава 6. Химико-лесной комплекс
- 6.1 Химическая промышленность
- 6.2 Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- Глава 7. Легкая промышленность
- Глава 8. Агропромышленный комплекс
- Глава 9. Транспортный комплекс
- 9.1.Железнодорожный транспорт
- 9.2 Морской транспорт
- 9.3 Речной транспорт
- 9.4 Автомобильный транспорт
- 9.5 Трубопроводный транспорт
- 9.6 Авиационный транспорт
- 9.7 Создание международных транспортных коридоров
- Глава 10. Экономическое районирование территории рф
- 10.1 Роль экономического районирования в рациональном размещении хозяйства
- 10.2 Ранги экономических районов
- Глава 11. Центральный экономический район (цэр)
- 11.1 Состав, значение, особенности цэр
- 11.2 Структура и характер ведущих отраслей хозяйства цэр
- 11.3 Территориальная организация хозяйства цэр
- Глава 12. Северо-западный экономический район
- 12.1 Состав, значение, особенности Северо-Западного экономического района
- 12.2 Структура, характеристика ведущих отраслей и территориальная организация хозяйства Северо-Западного экономического района
- 13.1 Состав, значение, особенности Северного экономического района
- 13.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северного экономического района
- 13.3 Территориальная организация хозяйства Северного экономического района
- Глава 14. Центрально-черноземный экономический район
- 14.1 Состав, значение, особенности Центрально-Черноземного экономического района
- 14.2 Структура и характеристика ведущих отраслей
- 14.3 Территориальная организация хозяйства Центрально-Черноземного экономического района
- Глава 15. Волго-вятский экономический район
- 15.1 Состав, значение, особенности Волго-Вятского экономического района.
- 15.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Волго-Вятского экономического района
- 15.3 Территориальная организация хозяйства Волго-Вятского экономического района
- Глава 16. Поволжский экономический район
- 16.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Поволжского экономического района
- 16.3 Территориальная организация хозяйства Поволжского экономического района
- Глава 17. Северо-кавказский экономический район
- 17.1 Состав, значение, особенности Северо-Кавказского экономического района
- 17.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северо-Кавказского экономического района
- 17.3 Территориальная организация хозяйства Северо-Кмвказского экономического района
- Глава 18. Уральский экономический район
- 18.1 Состав, значение, особенности Уральского экономического района
- 18.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Уральского экономического района
- 18.3 Территориальная организация хозяйства Уральского экономического района
- Глава 19. Западно-сибирский экономический район
- 19.1 Состав, значение, особенности Западно-Сибирского экономического района
- 19.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Западно-Сибирского экономического района
- 19.3 Территориальная организации хозяйства Западно-Сибирского экономического района
- Глава 20. Восточно-сибирский экономический район
- 20.1 Состав, значение, особенности Восточно-Сибирского экономического района
- 20.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Восточно-Сибирского экономического района
- 20.3 Территориальная организация хозяйства Восточно-Сибирского экономического района
- Глава 21. Дальне-восточный экономический район
- 21.1 Состав, значение, особенности Дальневосточного экономического района
- 21.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Дальневосточного экономического района.
- 21.3 Территориальная организация хозяйства Дальневосточного экономического района
- Глава 22. Калининградская область