19.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Западно-Сибирского экономического района
Отраслями специализации хозяйства Западной Сибири являются топливная промышленность (добыча нефти, газа, угля), черная металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, а также зерновое хозяйство.
Благодаря широкомасштабному освоению природных ресурсов Западная Сибирь стала главной базой России по добыче нефти и газа. А в последние годы и основой финансовой устойчивости страны. Нефть, добываемая здесь, высокого качества, а себестоимость ее самая низкая в стране. Нефть и газ залегают в рыхлых осадочных породах на глубине 700-3000 м.
В 90-е годы роль этого района усилилась: за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов и продуктом их переработки обеспечивается более двух третей валютных поступлений страны. Западно-Сибирский район производит более 16% ВВП и промышленного производства, а также более 10 % сельскохозяйственной продукции РФ.
Наиболее существенная роль Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (в топливной промышленности -более 40 % российских объемов производства) и Кемеровской области (в черной металлургии и топливной промышленности -более 10 % по России). Однако анализ динамики структуры промышленности данного экономического района показывает, что наряду с увеличением значения отраслей ТЭК (почти до 70 %) удельный вес машиностроения сократился в три раза, а легкой промышленности - в девять раз.
Добыча нефти в годы перестройки экономики заметно снизилась, но район, тем не менее, является основным по добыче топливных ресурсов в стране. В 2001 году здесь было добыто 230 млн. т нефти (в 1991 г. - 329 млн. т). Крупнейшие месторождения находятся в Томской и Тюменской областях (Самотлорское, Усть-Балыкское, Сургутское). Месторождения стареют, истощаются; разведываются новые.
Добыча газа производится на севере района. Крупнейшие месторождения - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Бованен-ковское, в Ямало-Ненецком автономном округе. Сейчас прокладывается новая ветка газопровода «Ямал - Европа».
На базе тюменской нефти работают нефтеперерабатывающий завод в Омске и нефтехимические комбинаты Омска, Томска, Тобольска, Сургута, Нижневартовска. Нефть по нефтепроводам подается в Восточную Сибирь, где работают НПЗ в Ачинске, Ангарске и в Казахстан. Развитие нефтехимического цикла происходит одновременно с расширением лесной промышленности (лесохимия - Омск, Томск, Новосибирск). Основная часть добываемого в регионе топлива вывозится за его пределы (стр. 168).
Черная металлургия. Кузбасс является угольно-металлургической базой республиканского значения. Кузнецкие угли потребляются в Западной Сибири, на Урале и в европейской части России, Казахстане. Главный центр черной металлургии -Новокузнецк (завод ферросплавов и два завода полного металлургического цикла). Кузнецкий металлургический комбинат использует медные руды Горной Шории, а растущий Западно-Сибирский металлургический комбинат получает сырье из Восточной Сибири - Хакасские и Ангаро-Илимские руды. Металлургический завод есть и в Новосибирске.
Цветная металлургия представлена цинковым заводом (Белово), алюминиевым (Новокузнецк) и заводом в Новосибирске, где из дальневосточных концентратов производят олово и сплавы. Освоено местное месторождение нефелинов - сырьевая база для алюминиевой промышленности.
Машиностроение района обслуживает потребности всей Сибири. В Кузбассе делают металлоемкое горное и металлургическое оборудование, станки. В Новосибирске выпускают тяжелые станки и гидропрессы, а также есть турбогенераторный завод. В Рубцовске находится Алтайский тракторный завод; в Томске- подшипниковый; в Барнауле котельный. 11риборостроение и электротехника представлены в Новосибирске и Томске.
На базе коксования угля в Кузбассе развиваете» химическая промышленность, которая производит азотные удобрения, синтетические красители, медикаменты, пластмассы, шины (Новосибирск и другие города). Развивается нефтехимия, использующая местное углеводородное сырье (нефть, газ). Сосредоточение производств с вредными отходами в промышленных узлах Новокузнецка, Кемерово и других городов серьезно обостряет экологическую ситуацию в peгионе.
В связи со стремительным развитием нефте- и газодобычи в Западной Сибири также остро встает вопрос об экологии районов Севера России, так как создаются трудности для традиционных занятий коренного населения: огромные пространства оленьих пастбищ навсегда выводятся из строя после прохождения вездеходов, трубоукладчиков. Фонтанирование нефти, аварии трубопроводов приводят к загрязнению воды в реках и озерах, наносится ущерб рыбным ресурсам. Леса также страдают от деятельности людей. Все эти процессы влияют на уменьшении размеров территории, где коренное население Западной Сибири может заниматься охотой, рыболовством, оленеводством.
Агропромышленный комплекс. В лесной и тундровых зонах района условия для земледелия неблагоприятны и главную роль здесь играет оленеводство, рыболовство и пушной промысел. Юг Западной Сибири (лесостепная и степная зона с черноземными почвами) - один из основных зерновых районов России. Здесь же разводят крупный рогатый скот, овец, птицу. Созданы маслозаводы в лесостепной зоне, мясокомбинаты, шерстомойные заводы - в степной. В Горном Алтае наряду с овцеводством сохраняется значение пантового оленеводства, разводят в горах также коз и яков.
Топливно-энергетический комплекс занимает ведущее место в промышленности региона. Топливными ресурсами район обеспечен и даже экспортирует их в другие экономические районы России и за рубеж. На Западную Сибирь приходится большая доля добычи всего углеводородного сырья России. На запад, восток и на юг от крупнейших месторождений проложены и строятся новые магистральные трубопроводы.
Энергоснабжение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса осуществляется за счет работы тепловых электростанций, работающих на мазуте и газе - Сургутские ГРЭС, Нижневартовская и Уренгойская ГРЭС и др. В Кузбассе тепловые станции работают на угле. Электростанции Западной и Восточной Сибири образуют объединенную энергосистему Сибири.
Транспорт. Великая Сибирская железнодорожная магистраль - Транссиб (Челябинск - Новосибирск - Владивосток) была проложена в конце XIX - начале XX вв. Позже была построена Южно-Сибирская магистраль (Магнитогорск - Новокузнецк -Тайшет), связавшая Кузбасс, Казахстан и Восточную Сибирь, а также проложен ряд дорог на север. Введена в строй лесовозная дорога Асино - Белый Яр. Построены железные дороги Тюмень - Тобольск - Сургут, Сургут - Нижневартовск.
В настоящее время на Обском Севере проложено еще несколько железных дорог. Одна из них (от Воркуты), перевалив Северный Урал, дошла до г. Лабытнанга (недалеко от Салехарда), а другая (от Сургута) достигла Уренгоя и тянется к Ямбургу. Очень дорого в районе обходится строительство автомобильных дорог (особенности строительства в районе вечной мерзлоты и заболоченной местности).
Высокие темпы развития имеет трубопроводный транспорт. Построены и действуют нефтепроводы. Из мест добычи на севере района проведены газопроводы. Только от одного Уренгойского газового месторождения проведено на запад 6 ниток газопроводов общей длиной более 20 тыс. км и строятся (с участием Польши и ФРГ) новые трассы (Газопровод "Ямал - Европа").
Уникальность природно-ресурсной базы Западно-Сибирского района на перспективу обеспечивает сохранение его роли поставщика топливно-энергетических ресурсов и на внутренний и мировой рынки. Глубина и многоаспектность проблем развития региона заставит в ближайшем будущем подумать о создании высокотехнологичных производств машиностроения, химической, нефтехимической промышленности и других обрабатывающих отраслей.
- Введение
- Региональное экономическое право
- Глава 1. Населенние россии
- 1.1 Основные демографические показатели и структура населения
- 1.2 Народы России
- 1.3 Городское и сельское население
- 1.4 Миграция населения
- Глава 2. Отраслевая и территориальная струк-тута экономики россии и методы экономического обоснования размещения производства
- 2.1 Структура хозяйственного комплекса
- 2.2 Условия и факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства
- 2.3 Методы экономического обоснования размещения производства.
- Глава 3. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1 Нефтяная промышленность
- 3.1.1 Магистральные системы нефтепроводов
- 3.1.2 Нефтеперерабатывающие заводы (нпз)
- 3.2 Газовая промышленность
- 3.2.1 Основные магистральные газопроводы
- 1. Из Западной Сибири.
- 3.3 Угольнаяпромышленность
- 3.4 Электроэнергетика
- Глава 4. Металлургический комплекс
- 4.1 Черная металлургия
- 4.2 Цветная металлургия
- Глава 5. Машиностроительный комплекс
- Глава 6. Химико-лесной комплекс
- 6.1 Химическая промышленность
- 6.2 Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- Глава 7. Легкая промышленность
- Глава 8. Агропромышленный комплекс
- Глава 9. Транспортный комплекс
- 9.1.Железнодорожный транспорт
- 9.2 Морской транспорт
- 9.3 Речной транспорт
- 9.4 Автомобильный транспорт
- 9.5 Трубопроводный транспорт
- 9.6 Авиационный транспорт
- 9.7 Создание международных транспортных коридоров
- Глава 10. Экономическое районирование территории рф
- 10.1 Роль экономического районирования в рациональном размещении хозяйства
- 10.2 Ранги экономических районов
- Глава 11. Центральный экономический район (цэр)
- 11.1 Состав, значение, особенности цэр
- 11.2 Структура и характер ведущих отраслей хозяйства цэр
- 11.3 Территориальная организация хозяйства цэр
- Глава 12. Северо-западный экономический район
- 12.1 Состав, значение, особенности Северо-Западного экономического района
- 12.2 Структура, характеристика ведущих отраслей и территориальная организация хозяйства Северо-Западного экономического района
- 13.1 Состав, значение, особенности Северного экономического района
- 13.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северного экономического района
- 13.3 Территориальная организация хозяйства Северного экономического района
- Глава 14. Центрально-черноземный экономический район
- 14.1 Состав, значение, особенности Центрально-Черноземного экономического района
- 14.2 Структура и характеристика ведущих отраслей
- 14.3 Территориальная организация хозяйства Центрально-Черноземного экономического района
- Глава 15. Волго-вятский экономический район
- 15.1 Состав, значение, особенности Волго-Вятского экономического района.
- 15.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Волго-Вятского экономического района
- 15.3 Территориальная организация хозяйства Волго-Вятского экономического района
- Глава 16. Поволжский экономический район
- 16.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Поволжского экономического района
- 16.3 Территориальная организация хозяйства Поволжского экономического района
- Глава 17. Северо-кавказский экономический район
- 17.1 Состав, значение, особенности Северо-Кавказского экономического района
- 17.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северо-Кавказского экономического района
- 17.3 Территориальная организация хозяйства Северо-Кмвказского экономического района
- Глава 18. Уральский экономический район
- 18.1 Состав, значение, особенности Уральского экономического района
- 18.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Уральского экономического района
- 18.3 Территориальная организация хозяйства Уральского экономического района
- Глава 19. Западно-сибирский экономический район
- 19.1 Состав, значение, особенности Западно-Сибирского экономического района
- 19.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Западно-Сибирского экономического района
- 19.3 Территориальная организации хозяйства Западно-Сибирского экономического района
- Глава 20. Восточно-сибирский экономический район
- 20.1 Состав, значение, особенности Восточно-Сибирского экономического района
- 20.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Восточно-Сибирского экономического района
- 20.3 Территориальная организация хозяйства Восточно-Сибирского экономического района
- Глава 21. Дальне-восточный экономический район
- 21.1 Состав, значение, особенности Дальневосточного экономического района
- 21.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Дальневосточного экономического района.
- 21.3 Территориальная организация хозяйства Дальневосточного экономического района
- Глава 22. Калининградская область