Введение
Предмет исследования и задачи курса
Основным объектом исследования курса выступают страна, регион, район (экономический район как особая категория). Региональность - это дискретизация географического пространства в форме районов. Районообразование - объективный фактор упорядочения народного хозяйства, а районы выступают как конкретные объекты исследования.
Территориальная организация производства и населения -географическое направление в экономике, научная дисциплина, изучающая особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов, т.е. она исследует пространственный аспект развития народного хозяйства, его отраслей, изучает фактор размещения производительных сил и регионального развития.
Конкретными объектами исследования являются экономические районы, территориально-производственные комплексы и другие пространственно- экономические объекты.
Рациональное размещение производительных сил и региональное развитие - главная задача курса, работающего на трех уровнях: локальном, региональном и межрегиональном - национальном.
При исследовании объектов локального и регионального уровней территориальная организация производства и населения тесно увязывается с экономической географией, так как она также изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства, прежде всего с точки зрения эффективности самого производства, производительности общественного труда.
Объектами исследований этой научной дисциплины являются территориальная структура народного хозяйства и ее важнейшие элементы - экономический район, территориально-производственный комплекс, промышленный узел и другие формы; размещения производства, а также формы расселения, размещение природных ресурсов и их оценка.
Цель и предмет исследования курса состоит в поиске путей повышения производительности общественного труда за счет пространственных факторов - рационального размещения отраслей производства, комплексного развития экономических районов, совершенствования территориальной организации и управления производством.
Связь курса с региональной экономикой и экономической географией проявляется с точки зрения разработки их теоретических основ. Основополагающими для дисциплины территориальная организация производства и населения являются вопросы экономического районирования территории, развития и размещения производительных сил. Сформулировано определение понятия «географическое разделение труда» как пространственной формы общественного разделения труда, которое является одним из центральных понятий экономической географии. Географическое разделение труда рассматривается как процесс формирования районов, т.е. того, что составляет объект изучения не только экономической географии и региональной экономики, но и данного курса.
К началу 30-х годов XX века Н.Н. Баранский разработал основные научные понятия и методические подходы, т. е. принципиально новую схему характеристики района. Эта схема учитывала понятие района как части в системе районов страны и внутренние возможности района, особенности его развития.
Н.Н. Колосовский исследовал систему территориальных комплексов районного масштаба, создал фундамент для разработки теории территориально-производственных комплексов (ТПК), являющихся основным звеном сложного понятия «район».
Понятия «район» и «регион» относятся к наиболее сложным понятиям. Эти термины чаще всего используются в законодательстве, в научных изданиях и литературных источниках. Рассмотрим эти понятия и их соотношения с другими терминами.
Согласно определению «район» - это территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность -объективное условие и закономерный результат развития данной территории». В зарубежной литературе чаще употребляется термин «регион».
В последние годы понятия «регион» и «региональный» часто используются в российском законодательстве. Официальное определение термина «регион» содержат «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», утвержденные Указом Президента РФ от 3 июля 1996 г. В них под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально- экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъектов РФ либо объединять территории нескольких субъектов.
В документах Европейского Союза (ЕС) приводится следующая характеристика понятия «регион» - это территория, представляющая очевидную общность с географической точки зрения, или такая территориальная общность, где есть преемственность, и чье население разделяет определенные общие ценности, стремится сохранить и развить свою самобытность в целях стимулирования культурного, экономического и социального прогресса. В случае необходимости могут применяться и другие географические таксономические единицы - ячейка, ареал, зона, полигон, район.
Необходимо изучать весь комплекс и специфику разнообразия аспектов территории: физико-географических, этноконфес-сиональных, историко-культурных, демографических, политических, социально-экономических и экологических. Комплексное изучение и характеристика предоставляют возможность увидеть весь облик страны, выявить специфику ее структурных подразделений и увидеть перспективы дальнейшего развития экономики.
Таким образом, задачи дисциплины «Территориальная организация производства и населения», которая находится на стыке географических и экономических наук и использует их методы исследования, состоит как в описании хозяйственных объектов, гак и в выявлении пространственных закономерностей развития страны, экономических районов и территориальных комплексов.
Хозяйство любой страны развивается в определенных природных и исторических условиях, под воздействием разного рода общественных предпосылок и факторов. Все они оказывают влияние на размещение населения и хозяйства. Поэтому, чтобы правильно выбрать место для строительства новых городов, промышленных предприятий, определить направления развития экономики любой страны, ее экономических районов и всех административно-территориальных единиц, надо уметь всесторонне оценивать природные ресурсы и условия, сложившиеся навыки, обычаи и традиции населения, его размещение, особенности хозяйства и экономических связей отдельных районов и страны в целом. Только правильный учет совокупности всех условий и факторов позволит разумно использовать ресурсы, правильно разместить производительные силы по территории страны и производить продукцию с наименьшими затратами труда.
Научные методы исследования
Изучая природные условия, размещение производительных сил, расселение населения, структуру экономики народнохозяйственного комплекса и территориальную организацию производства дисциплина территориальная организация производства и населения, как бы увязывает теоретические положения (модели размещения) с реальной жизнью, с решением современных экономических проблем страны и ее отдельных экономических районов.
Методика исследований находится в тесной связи с решением научной дисциплиной ее задач. Широко используются исторический, сравнительный, статистический, аналитический и многие другие методы исследований.
Сравнивать между собой различные объекты и явления, находить общие черты и различия, а затем представлять полученные результаты этих сравнений задача сложная. Сравнения бывают качественные и количественные. Количественные методы часто используют математико-статистические методы, которые представляют собой совокупность методов сбора, обработки и анализа большого массива исходных данных. При этом используются следующие статистические методы: корреляционный и регрессионный анализы, методы многомерного статистического анализа (факторный анализ, метод главных компонентов, статистическое моделирование и др.).
Вопросам районирования в России всегда уделялось большое внимание, в том числе методикам экономического районирования. Этому способствовала обширность территории страны, разнообразие природы, особенности и характер расселения населения. Экономическое районирование является основным методом комплексного познания территории, необходимой предпосылкой для развития хозяйства. В виде районов должна быть выделена часть территории страны, которая, благодаря сочетанию природных особенностей, культурных накоплений прошлого иремени и населения с его навыками для производственной деятельности, представляла бы одно из звеньев в общей цепи научною хозяйства.
К относительно простым количественным методам можно отнести метод баллов, с помощью которых могут быть оценены природные ресурсы, условия жизни населения, природно-ресурсный потенциал территории.
Одним из методов исследования, используемых в географии и экономике, является балансовый метод, т.е. группа расчетных методов для анализа, прогнозирования и планирования развития динамических систем с установившимися потоками ресурсов и продукции («затраты - выпуск», «производство - потребление», «ввоз-вывоз», «приход-расход» и т.д.) и с детерминированными зависимостями между приходной и расходной частями. В экономике эти методы служат для определения перспектив раз-пития сложных экономических систем.
Моделирования - одно из наиболее распространенных в науке понятий. Моделирование трактуется как «исследования каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей». На идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования как теоретический, так и экспериментальный.
К смешанным образно-знаковым моделям можно отнести чертежи, графики, карты или картографические модели. Картографический метод исследования, являясь частью моделирования, имеет и самостоятельное значение. Социально-экономические карты адекватно отражают пространственные процессы и структуру, несут в себе информацию о пространственной организации общества.
Математические методы применяются в виде моделей. Эти модели способны хорошо отражать структуру, взаимосвязи и динамику наблюдаемых явлений. К ним можно отнести модели территориальных пропорций развития хозяйственного комплекса, модели размещения различных отраслей хозяйства, моделирование процессов размещения производительных сил и т.д. Математические модели могут быть использованы для предсказания новых экономических закономерностей и прогнозирования явлений и процессов.
Системный подход к изучению географической среды, хозяйства стран и районов потребовал обобщения различных видов моделирования в целях создания более гибкого системного метода исследования пространственных комплексов, сложных по структуре, с множественными взаимосвязями их элементов. Метод системного анализа включает определение целей, задач, постановку научной гипотезы «центр-периферия» и т.д. Этот метод отражает хозяйственный комплекс страны в его единстве и многообразии.
В условиях повышения информатизации современного общества владение информационным методом становится необходимостью. Благодаря доступу к международной глобальной сети Интернет появилась возможность получать практически любую информацию по исследуемым проблемам. В отличие от печатных источников, информация глобальной сети Интернет отражает практически самые последние изменения в любой сфере человеческой деятельности.
С развитием научно-технического процесса может быть использовано все большее количество разнообразных методов исследования.
Региональная политика
Территориальные различия в уровне развития экономики, в качестве и уровне жизни населения существуют не только между странами мира, но и внутри этих стран. Понятие справедливости подразумевает равенство граждан в распределении какого-либо ограниченного ресурса.
Территориальная справедливость предусматривает справедливое распределение национального богатства между регионами (территориями). Главный принцип такого распределения универсальность, люди, проживающие в разных частях страны, должны иметь равное право удовлетворять свои насущные проблемы. Благосостояние всего общества должно определяться по худшему району и по худшей (беднейшей) социальной группе населения.
Региональное неравенства-это различим и доходах и уровне жизни населения разных регионом страны, что может быть обусловлено уровнем развития производительных сил, природными особенностями территории, экономико-географическим положением региона, навыками и обычаями населения и т.д. Экономические региональные неравенства при совпадении с по-ПИТИческими, религиозными, этническими проблемами могут создать угрозу целостности страны.
Поэтому встает вопрос о проведении региональной полигики, которая является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Субъекты региональной политики - это организационные структуры, которые уполномочены проводить экономическую политику в отношениях регионов. При этом различают государственную региональную политику, проводимую федеральными органами власти и управления, и государственную политику органов власти субъектов Федерации (региональных властей). Последняя называется «политикой регионов».
Общая цель федеральной региональной политики состоит в частичном перераспределении ресурсов между регионами, оптимизации территориальной структуры общества. Территориальная структура хозяйства страны - динамическое состояние размещения производительных сил по экономическим районам, связанным в единой системе национальной экономики. Эта динамичность полнее отражается термином «территориальная структура общественного производства». Обогащенная признаком управления, территориальная структура хозяйства превращается в территориальную организацию производительных сил, т.е. размещение производительных сил.
Полигика регионов - это спектр доступных региональным властям методов воздействия на свою территорию, направлена на общее развитие региона. Цель этой политики в конечном итоге состоит в выравнивании наиболее острых экономических и социальных диспропорций между отдельными регионами страны. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения и пр.
К методам проведения региональной политики относятся: выделение «нуждающихся» районов, «реанимация» депрессивных районов, «стимулирующая» политика, «компенсирующая» политика. «Нуждающимися» считаются те районы, по отношению к которым государство в первую очередь должно проводить региональную политику. «Стимулирующая» политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. «Компенсирующая» политика использует те же средства для смягчения социальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения.
Меры региональной политики в «депрессивных» и «нуждающихся» районах включают прямую финансовую помощь, займы на выгодных условиях и налоговые льготы, создание за счет государства производственной инфраструктуры, размещение государственных заказов, политику направления в необходимое русло миграционных потоков населения.
Основные направления региональной политики включают налоговую, бюджетную, ценовую, инвестиционную, структурную, институциональную и социальную политику. Налоговая политика проявляется в установлении определенных налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот. Бюджетная политика включает механизмы формирования и использования государственных финансовых ресурсов, их перераспределения между отраслями хозяйства и регионами. Ценовая (тарифная) политика регулирует цены и тарифы на уровне регионов. Инвестиционная политика включает меры по привлечению инвестиций (в том числе и иностранных) и поддержке инвестиционной активности регионов, их субъектов хозяйствования, а также методы распределения капиталовложений. Структурная политика характеризует систему мер по поддержке и развитию тех или иных отраслей экономики в регионе. Институциональная политика представляет собой политику приватизации, реорганизации отношений собственности, политику взаимодействия государственной и частной собственности. Социальная политика направлена на улучшение социального положения и качества жизни местного населения, состояния окружающей среды за счет стабилизации экономики и стимулирования производства, обеспечения нормального уровня жизни и увеличения доходом населения, развитие рынка труда и обеспечения занятости населения, социальной защиты и т.п.
Существует также негосударственная региональная экономическая политика, которую могут проводить межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления, иностранные государства и их объединения (например, ЕС), а также международные финансовые организации (Всемирный банк - МБРР, Мировой валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и пр.), финансовые, производственные компании и банки, их объединения и ассоциации.
- Введение
- Региональное экономическое право
- Глава 1. Населенние россии
- 1.1 Основные демографические показатели и структура населения
- 1.2 Народы России
- 1.3 Городское и сельское население
- 1.4 Миграция населения
- Глава 2. Отраслевая и территориальная струк-тута экономики россии и методы экономического обоснования размещения производства
- 2.1 Структура хозяйственного комплекса
- 2.2 Условия и факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства
- 2.3 Методы экономического обоснования размещения производства.
- Глава 3. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1 Нефтяная промышленность
- 3.1.1 Магистральные системы нефтепроводов
- 3.1.2 Нефтеперерабатывающие заводы (нпз)
- 3.2 Газовая промышленность
- 3.2.1 Основные магистральные газопроводы
- 1. Из Западной Сибири.
- 3.3 Угольнаяпромышленность
- 3.4 Электроэнергетика
- Глава 4. Металлургический комплекс
- 4.1 Черная металлургия
- 4.2 Цветная металлургия
- Глава 5. Машиностроительный комплекс
- Глава 6. Химико-лесной комплекс
- 6.1 Химическая промышленность
- 6.2 Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- Глава 7. Легкая промышленность
- Глава 8. Агропромышленный комплекс
- Глава 9. Транспортный комплекс
- 9.1.Железнодорожный транспорт
- 9.2 Морской транспорт
- 9.3 Речной транспорт
- 9.4 Автомобильный транспорт
- 9.5 Трубопроводный транспорт
- 9.6 Авиационный транспорт
- 9.7 Создание международных транспортных коридоров
- Глава 10. Экономическое районирование территории рф
- 10.1 Роль экономического районирования в рациональном размещении хозяйства
- 10.2 Ранги экономических районов
- Глава 11. Центральный экономический район (цэр)
- 11.1 Состав, значение, особенности цэр
- 11.2 Структура и характер ведущих отраслей хозяйства цэр
- 11.3 Территориальная организация хозяйства цэр
- Глава 12. Северо-западный экономический район
- 12.1 Состав, значение, особенности Северо-Западного экономического района
- 12.2 Структура, характеристика ведущих отраслей и территориальная организация хозяйства Северо-Западного экономического района
- 13.1 Состав, значение, особенности Северного экономического района
- 13.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северного экономического района
- 13.3 Территориальная организация хозяйства Северного экономического района
- Глава 14. Центрально-черноземный экономический район
- 14.1 Состав, значение, особенности Центрально-Черноземного экономического района
- 14.2 Структура и характеристика ведущих отраслей
- 14.3 Территориальная организация хозяйства Центрально-Черноземного экономического района
- Глава 15. Волго-вятский экономический район
- 15.1 Состав, значение, особенности Волго-Вятского экономического района.
- 15.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Волго-Вятского экономического района
- 15.3 Территориальная организация хозяйства Волго-Вятского экономического района
- Глава 16. Поволжский экономический район
- 16.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Поволжского экономического района
- 16.3 Территориальная организация хозяйства Поволжского экономического района
- Глава 17. Северо-кавказский экономический район
- 17.1 Состав, значение, особенности Северо-Кавказского экономического района
- 17.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северо-Кавказского экономического района
- 17.3 Территориальная организация хозяйства Северо-Кмвказского экономического района
- Глава 18. Уральский экономический район
- 18.1 Состав, значение, особенности Уральского экономического района
- 18.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Уральского экономического района
- 18.3 Территориальная организация хозяйства Уральского экономического района
- Глава 19. Западно-сибирский экономический район
- 19.1 Состав, значение, особенности Западно-Сибирского экономического района
- 19.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Западно-Сибирского экономического района
- 19.3 Территориальная организации хозяйства Западно-Сибирского экономического района
- Глава 20. Восточно-сибирский экономический район
- 20.1 Состав, значение, особенности Восточно-Сибирского экономического района
- 20.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Восточно-Сибирского экономического района
- 20.3 Территориальная организация хозяйства Восточно-Сибирского экономического района
- Глава 21. Дальне-восточный экономический район
- 21.1 Состав, значение, особенности Дальневосточного экономического района
- 21.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Дальневосточного экономического района.
- 21.3 Территориальная организация хозяйства Дальневосточного экономического района
- Глава 22. Калининградская область