logo
ТОН ЛЕКЦИИ ПОЛН

Введение

Предмет исследования и задачи курса

Основным объектом исследования курса выступают страна, регион, район (экономический район как особая категория). Региональность - это дискретизация географического пространства в форме районов. Районообразование - объективный фактор упо­рядочения народного хозяйства, а районы выступают как кон­кретные объекты исследования.

Территориальная организация производства и населения -географическое направление в экономике, научная дисциплина, изучающая особенности и закономерности размещения произво­дительных сил и развития районов, т.е. она исследует простран­ственный аспект развития народного хозяйства, его отраслей, изучает фактор размещения производительных сил и региональ­ного развития.

Конкретными объектами исследования являются экономи­ческие районы, территориально-производственные комплексы и другие пространственно- экономические объекты.

Рациональное размещение производительных сил и регио­нальное развитие - главная задача курса, работающего на трех уровнях: локальном, региональном и межрегиональном - нацио­нальном.

При исследовании объектов локального и регионального уровней территориальная организация производства и населения тесно увязывается с экономической географией, так как она так­же изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства, прежде всего с точ­ки зрения эффективности самого производства, производитель­ности общественного труда.

Объектами исследований этой научной дисциплины явля­ются территориальная структура народного хозяйства и ее важ­нейшие элементы - экономический район, территориально-производственный комплекс, промышленный узел и другие фор­мы; размещения производства, а также формы расселения, раз­мещение природных ресурсов и их оценка.

Цель и предмет исследования курса состоит в поиске путей повышения производительности общественного труда за счет пространственных факторов - рационального размещения отраслей производства, комплексного развития экономических рай­онов, совершенствования территориальной организации и управ­ления производством.

Связь курса с региональной экономикой и экономической географией проявляется с точки зрения разработки их теоретиче­ских основ. Основополагающими для дисциплины территориаль­ная организация производства и населения являются вопросы экономического районирования территории, развития и размеще­ния производительных сил. Сформулировано определение поня­тия «географическое разделение труда» как пространственной формы общественного разделения труда, которое является од­ним из центральных понятий экономической географии. Геогра­фическое разделение труда рассматривается как процесс форми­рования районов, т.е. того, что составляет объект изучения не только экономической географии и региональной экономики, но и данного курса.

К началу 30-х годов XX века Н.Н. Баранский разработал основные научные понятия и методические подходы, т. е. прин­ципиально новую схему характеристики района. Эта схема учи­тывала понятие района как части в системе районов страны и внутренние возможности района, особенности его развития.

Н.Н. Колосовский исследовал систему территориальных комплексов районного масштаба, создал фундамент для разра­ботки теории территориально-производственных комплексов (ТПК), являющихся основным звеном сложного понятия «район».

Понятия «район» и «регион» относятся к наиболее слож­ным понятиям. Эти термины чаще всего используются в законо­дательстве, в научных изданиях и литературных источниках. Рас­смотрим эти понятия и их соотношения с другими терминами.

Согласно определению «район» - это территория, по сово­купности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью со­ставляющих элементов, целостностью, причем эта целостность -объективное условие и закономерный результат развития данной территории». В зарубежной литературе чаще употребляется тер­мин «регион».

В последние годы понятия «регион» и «региональный» час­то используются в российском законодательстве. Официальное определение термина «регион» содержат «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», утвержденные Указом Президента РФ от 3 июля 1996 г. В них под регионом по­нимается часть территории РФ, обладающая общностью природ­ных, социально- экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъектов РФ либо объединять территории нескольких субъек­тов.

В документах Европейского Союза (ЕС) приводится сле­дующая характеристика понятия «регион» - это территория, представляющая очевидную общность с географической точки зрения, или такая территориальная общность, где есть преемст­венность, и чье население разделяет определенные общие ценно­сти, стремится сохранить и развить свою самобытность в целях стимулирования культурного, экономического и социального прогресса. В случае необходимости могут применяться и другие географические таксономические единицы - ячейка, ареал, зона, полигон, район.

Необходимо изучать весь комплекс и специфику разнооб­разия аспектов территории: физико-географических, этноконфес-сиональных, историко-культурных, демографических, политиче­ских, социально-экономических и экологических. Комплексное изучение и характеристика предоставляют возможность увидеть весь облик страны, выявить специфику ее структурных подразде­лений и увидеть перспективы дальнейшего развития экономики.

Таким образом, задачи дисциплины «Территориальная ор­ганизация производства и населения», которая находится на сты­ке географических и экономических наук и использует их методы исследования, состоит как в описании хозяйственных объектов, гак и в выявлении пространственных закономерностей развития страны, экономических районов и территориальных комплексов.

Хозяйство любой страны развивается в определенных при­родных и исторических условиях, под воздействием разного рода общественных предпосылок и факторов. Все они оказывают влияние на размещение населения и хозяйства. Поэтому, чтобы правильно выбрать место для строительства новых городов, про­мышленных предприятий, определить направления развития эко­номики любой страны, ее экономических районов и всех админи­стративно-территориальных единиц, надо уметь всесторонне оценивать природные ресурсы и условия, сложившиеся навыки, обычаи и традиции населения, его размещение, особенности хо­зяйства и экономических связей отдельных районов и страны в целом. Только правильный учет совокупности всех условий и факторов позволит разумно использовать ресурсы, правильно разместить производительные силы по территории страны и про­изводить продукцию с наименьшими затратами труда.

Научные методы исследования

Изучая природные условия, размещение производительных сил, расселение населения, структуру экономики народно­хозяйственного комплекса и территориальную организацию про­изводства дисциплина территориальная организация производст­ва и населения, как бы увязывает теоретические положения (мо­дели размещения) с реальной жизнью, с решением современных экономических проблем страны и ее отдельных экономических районов.

Методика исследований находится в тесной связи с реше­нием научной дисциплиной ее задач. Широко используются ис­торический, сравнительный, статистический, аналитический и многие другие методы исследований.

Сравнивать между собой различные объекты и явления, на­ходить общие черты и различия, а затем представлять получен­ные результаты этих сравнений задача сложная. Сравнения бы­вают качественные и количественные. Количественные методы часто используют математико-статистические методы, которые представляют собой совокупность методов сбора, обработки и анализа большого массива исходных данных. При этом исполь­зуются следующие статистические методы: корреляционный и регрессионный анализы, методы многомерного статистического анализа (факторный анализ, метод главных компонентов, стати­стическое моделирование и др.).

Вопросам районирования в России всегда уделялось боль­шое внимание, в том числе методикам экономического райони­рования. Этому способствовала обширность территории страны, разнообразие природы, особенности и характер расселения насе­ления. Экономическое районирование является основным мето­дом комплексного познания территории, необходимой предпо­сылкой для развития хозяйства. В виде районов должна быть выделена часть территории страны, которая, благодаря сочетанию природных особенностей, культурных накоплений прошлого иремени и населения с его навыками для производственной дея­тельности, представляла бы одно из звеньев в общей цепи науч­ною хозяйства.

К относительно простым количественным методам можно отнести метод баллов, с помощью которых могут быть оценены природные ресурсы, условия жизни населения, природно-ресурсный потенциал территории.

Одним из методов исследования, используемых в геогра­фии и экономике, является балансовый метод, т.е. группа расчет­ных методов для анализа, прогнозирования и планирования раз­вития динамических систем с установившимися потоками ресур­сов и продукции («затраты - выпуск», «производство - потребле­ние», «ввоз-вывоз», «приход-расход» и т.д.) и с детерминиро­ванными зависимостями между приходной и расходной частями. В экономике эти методы служат для определения перспектив раз-пития сложных экономических систем.

Моделирования - одно из наиболее распространенных в науке понятий. Моделирование трактуется как «исследования каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем по­строения и изучения их моделей». На идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования как теоретический, так и экспериментальный.

К смешанным образно-знаковым моделям можно отнести чертежи, графики, карты или картографические модели. Картографический метод исследования, являясь частью моделирова­ния, имеет и самостоятельное значение. Социально-экономические карты адекватно отражают пространственные процессы и структуру, несут в себе информацию о пространственной организации общества.

Математические методы применяются в виде моделей. Эти модели способны хорошо отражать структуру, взаимосвязи и ди­намику наблюдаемых явлений. К ним можно отнести модели территориальных пропорций развития хозяйственного комплекса, модели размещения различных отраслей хозяйства, моделирова­ние процессов размещения производительных сил и т.д. Матема­тические модели могут быть использованы для предсказания но­вых экономических закономерностей и прогнозирования явлений и процессов.

Системный подход к изучению географической среды, хо­зяйства стран и районов потребовал обобщения различных видов моделирования в целях создания более гибкого системного мето­да исследования пространственных комплексов, сложных по структуре, с множественными взаимосвязями их элементов. Ме­тод системного анализа включает определение целей, задач, по­становку научной гипотезы «центр-периферия» и т.д. Этот метод отражает хозяйственный комплекс страны в его единстве и мно­гообразии.

В условиях повышения информатизации современного об­щества владение информационным методом становится необхо­димостью. Благодаря доступу к международной глобальной сети Интернет появилась возможность получать практически любую информацию по исследуемым проблемам. В отличие от печатных источников, информация глобальной сети Интернет отражает практически самые последние изменения в любой сфере челове­ческой деятельности.

С развитием научно-технического процесса может быть использовано все большее количество разнообразных методов исследования.

Региональная политика

Территориальные различия в уровне развития экономики, в качестве и уровне жизни населения существуют не только между странами мира, но и внутри этих стран. Понятие справедливости подразумевает равенство граждан в распределении какого-либо ограниченного ресурса.

Территориальная справедливость предусматривает спра­ведливое распределение национального богатства между регио­нами (территориями). Главный принцип такого распределения универсальность, люди, проживающие в разных частях страны, должны иметь равное право удовлетворять свои насущные про­блемы. Благосостояние всего общества должно определяться по худшему району и по худшей (беднейшей) социальной группе населения.

Региональное неравенства-это различим и доходах и уров­не жизни населения разных регионом страны, что может быть обусловлено уровнем развития производительных сил, природ­ными особенностями территории, экономико-географическим положением региона, навыками и обычаями населения и т.д. Экономические региональные неравенства при совпадении с по-ПИТИческими, религиозными, этническими проблемами могут создать угрозу целостности страны.

Поэтому встает вопрос о проведении региональной поли­гики, которая является составной частью государственного регу­лирования и представляет собой комплекс законодательных, ад­министративных и экономических мероприятий, способствую­щих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Субъекты региональной политики - это организационные структуры, которые уполномочены проводить экономическую политику в отношениях регионов. При этом различают государ­ственную региональную политику, проводимую федеральными органами власти и управления, и государственную политику ор­ганов власти субъектов Федерации (региональных властей). По­следняя называется «политикой регионов».

Общая цель федеральной региональной политики состоит в частичном перераспределении ресурсов между регионами, опти­мизации территориальной структуры общества. Территориальная структура хозяйства страны - динамическое состояние размещения производительных сил по экономическим районам, связан­ным в единой системе национальной экономики. Эта динамичность полнее отражается термином «территориальная структура общественного производства». Обогащенная признаком управле­ния, территориальная структура хозяйства превращается в терри­ториальную организацию производительных сил, т.е. размещение производительных сил.

Полигика регионов - это спектр доступных региональным властям методов воздействия на свою территорию, направлена на общее развитие региона. Цель этой политики в конечном итоге состоит в выравнивании наиболее острых экономических и соци­альных диспропорций между отдельными регионами страны. Ре­гиональная политика охватывает все важнейшие отрасли матери­ального производства, занятость населения и пр.

К методам проведения региональной политики относятся: выделение «нуждающихся» районов, «реанимация» депрессивных районов, «стимулирующая» политика, «компенсирующая» политика. «Нуждающимися» считаются те районы, по отноше­нию к которым государство в первую очередь должно проводить региональную политику. «Стимулирующая» политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку террито­рии для новых видов деятельности. «Компенсирующая» политика использует те же средства для смягчения социальных диспропор­ций в уровне и качестве жизни населения.

Меры региональной политики в «депрессивных» и «нуж­дающихся» районах включают прямую финансовую помощь, зай­мы на выгодных условиях и налоговые льготы, создание за счет государства производственной инфраструктуры, размещение го­сударственных заказов, политику направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Основные направления региональной политики включают налоговую, бюджетную, ценовую, инвестиционную, структурную, институциональную и социальную политику. Налоговая по­литика проявляется в установлении определенных налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот. Бюджетная политика включает механизмы формирования и использования государственных финансовых ресурсов, их перераспределения между отраслями хозяйства и регионами. Ценовая (тарифная) политика регулирует цены и тарифы на уровне регионов. Инвестиционная политика включает меры по привлечению инвестиций (в том числе и иностранных) и поддержке инвестиционной активности регионов, их субъектов хозяйствования, а также методы распределения капиталовложений. Структурная политика характеризует систему мер по поддержке и развитию тех или иных отраслей экономики в регионе. Институциональная политика представляет собой политику приватизации, реорганизации отношений собственности, политику взаимодействия государственной и частной собственности. Социальная политика направлена на улучшение социального положения и качества жизни местного населения, состояния окружающей среды за счет стабилизации экономики и стимулирования производства, обеспечения нормального уровня жизни и увеличения доходом населения, развитие рынка труда и обеспечения занятости населения, социальной защиты и т.п.

Существует также негосударственная региональная экономическая политика, которую могут проводить межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления, иностранные государства и их объединения (например, ЕС), а также международные финансовые организации (Всемирный банк - МБРР, Мировой валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и пр.), финансовые, производственные компании и банки, их объединения и ассоциации.