logo
ТОН ЛЕКЦИИ ПОЛН

Глава 5. Машиностроительный комплекс

Машиностроение - одна из отраслей экономики России, со­стоящая из большого количества подотраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предпри­ятиями других отраслей народного хозяйства. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влия­ние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост произво­дительности труда и другие экономические показатели, опреде­ляющие эффективность развития общественного производства.

В отраслевой структуре промышленности России на маши­ностроение в настоящее время приходится около 20 % (для срав­нения: в США - 42 % в ФРГ - 47 %). Доля РФ на мировом рынке наукоемкой продукции (общий объем - 2,3 трлн. долл.) состав­ляет всего 0,3 %, в то время как на экономически развитые стра­ны приходится 70-80 %.

В последние годы ситуация в машиностроительном ком­плексе России оценивается как кризисная. Предприятия этой от­расли наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная про­дукция нашей страны имеет более низкое качество, а поэтому неконкурентоспособна на мировом рынке. Динамику производст­ва основных видов продукции машиностроения характеризуют данные таблицы 5.1.

Предприятия данной отрасли распространены в России по­всеместно, но в одних районах машиностроение имеет профили­рующие значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышлен­ных комплексов, создание которых обязано использованию при­родных ресурсов, например в Восточной Сибири.

С учётом видов выпускаемой продукции, особенностей раз­мещения производства и технологического процесса выделяют следующие подотрасли: тяжелое и энергетическое машинострое­ние, станкостроение, транспортное (автомобилестроение, авиа­строение, судостроение, железнодорожное машиностроение),сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, при­боростроение, электроника и электротехника.

Среди основных факторов, влияющих на размещение пред­приятий машиностроения, следует выделить транспортный, на­личие квалифицированных трудовых ресурсов, потребительский и др. Для одних отраслей машиностроения важным является одно из названных условий, для других - сочетание материалоемкости отрасли, трудоемкости, наукоемкости и т.д.

Разветвленная транспортная сеть, наличие удобных маги­стралей - важное условие, которое в определённой мере учиты­вается при размещении всех отраслей машиностроительного ком­плекса. Разнообразие сырья и особенности конструкции разных машин обусловливают производственные связи между машино­строительными заводами, а также предприятиями смежных от­раслей промышленности, производящими металл, пластмассу, резину, ткани, стекло (кооперирование). Развита подетальная предметная специализация различных заводов машинострои­тельного комплекса.

Многие отрасли машиностроения имеют высокую трудо­емкость производственного процесса. Наиболее трудоёмкими (а также наукоемкими) являются приборостроение, электроника и электротехника, отрасли, выпускающие сложную технику (аэро­космическая промышленность, атомное машиностроение и др.). Важное условие для размещения современного машиностроения - это обеспечение квалифицированной рабочей силой, для но­вейших отраслей - наличие соответствующих центров научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Предприятия машиностроения, производящие оборудова­ние для добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, станки, суда, автомобили, оборудование для текстильной промышленности, размещаются в основном в районах потребле­ния продукта.

Для некоторых подотраслей машиностроения необходимо учитывать и наличие сырьевых баз - сосредоточения предпри­ятий чёрной металлургии, выплавляющих металл для машино­строительных заводов. К металлоемким (или материалоемким) относятся следующие отрасли машиностроения: производство горно-шахтного и нефтяного оборудования, энергетическое ма­шиностроение и некоторые виды транспортного машиностроения (например, тепловозостроение). Много таких предприятий име­ется на Урале, где расположена одна из крупнейших металлурги­ческих баз и где образовалось несколько центров тяжёлого ма­шиностроения: в Екатеринбурге (оборудование для металлурги­ческой и других отраслей промышленности), в Нижнем Тагиле (производство грузовых вагонов), В Челябинске и Миассе (трак­торостроение, производство оборудования для угольной про­мышленности и автомобилестроение), в Перми (судостроение и машиностроение) и др. Предприятия по производству горно­шахтного оборудования размещены также в Прокопьевске, Киселевске, Анжеро-Судженске, Кемерово, Красноярске (около дру­гой металлургической базы - Сибирской).

На предприятиях энергетического машиностроения изго­товляются паровые котлы, мощные паровые турбины и генерато­ры, гидротурбины, дизели, электродвигатели. Эти заводы распо­ложены в Бийске, Барнауле, Таганроге, Белгороде, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Волгодонске (Ростовская область).

Для станкостроения характерно более или менее повсеме­стное размещение производства, но большая часть выпускаемой продукции всё же приходится на Центральный, Северо-Западный и Уральский экономические районы.

Металлообработка - производство металлических изде­лий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально размещается следую­щим образом: производство металлических изделий приближено к потребителям, а заготовки - к источникам сырья (основным металлургическим базам России).

Транспортное машиностроение включает в себя автомо­билестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, авиастроение.

Отечественная автомобильная промышленность по-прежнему выпускает легковые, грузовые машины, автобусы, троллейбусы. В настоящее время внутренний рынок все больше заполняется импортными автомобилями.

Первые наиболее крупные предприятия этой отрасли были построены в Москве, Ярославле и Нижнем Новгороде (Горьком). В настоящее время легковые автомобили выпускают заводы в Нижнем Новгороде и Ижевске, Миассе и Ульяновске, Москве и Тольятти. Работают автобусные заводы в Павлово (Нижегород­ская область), Ликино (Московская область), строится завод по выпуску автобусов при участии фирм ФРГ в Голицино (Москов­ская область). Действует единственный в стране троллейбусный завод в Энгельсе (Саратовская область). Грузовые автомобили выпускают в Москве, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Набереж­ных Челнах, Миассе. Действуют также специализированные предприятия по производству моторов, дизелей (Заволжье, Яро­славль, Москва, Коломна и др.).

В последние годы сдаются в эксплуатацию совместные с иностранными фирмами предприятия, на которых осуществляет­ся сборка автомобилей зарубежных фирм: «Форд моторе», «Дже­нерал Моторс», «Фиат», «БМВ» и др.

Паровозо- и вагоностроение в России было развито ещё в начале XX века. Крупные заводы функционируют в Нижнем Нов­городе, Коломне, Брянске, Санкт- Петербурге, Улан-Удэ, Ниж­нем Тагиле. Выпуск магистральных паровоз был прекращен в 1957 г., заводы стали специализироваться на производстве тепло­возов и электровозов (Коломна, Калуга, Муром, Новочеркасск).

В Брянске выпускаются изотермические вагоны, Мытищах - для метрополитена, Нижнем Тагиле с повышенной грузоподъ­емностью, Твери двуяросные для перевозки автомобилей, Абака­не, Алтайске, Санкт-Петербурге, Вышнем Волочке и Усть-Катаве обычные для перевозки пассажиров.

Морское и речное судостроение и судоремонт развиты в морских и речных портах: Санкт-Петербург, Астрахань, Нижний Новгород, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Ком­сомольск-на-Амуре, Архангельск (в г. Северодвинске - атомные подводные лодки), Мурманск, Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.

Россия является мировым лидером в строительстве судов смешанного типа «река-море», кораблей и судов с динамичными принципами поддерживания скорости. Несмотря на трудности, испытываемые всеми отраслями машиностроительного комплек­са, в стране сохраняются возможности производить на мировом уровне атомные ледоколы, корабли и суда на воздушной подуш­ке, корабли экранопланы, промысловые суда, плавучие буровые платформы, суда специального назначения. По оценкам экспер­тов, потенциал этой отрасли весьма значителен.

Авиастроение представлено в крупных промышленных центрах: Москва, Казань, Самара, Воронеж, Саратов, Смоленск, Ростов-на-Дону, Таганрог и др. В настоящие время отечественное авиастроение испытывает серьезные трудности.

Сохраняет высокую конкурентоспособность ракетно-космическая промышленность. Россия обладает уникальным на­учным и производственным потенциалом, определяющим её приоритет в области создания пилотируемых космических ком­плексов для длительных космических полетов. По прогнозу Ме­ждународного конгресса поставщиков коммерческих космиче­ских услуг на запуск коммерческих спутников, до 2007 г. будет затрачено около 30 млрд. дол, из которых Россия вполне может рассчитывать как минимум на треть.

Сельскохозяйственное машиностроение и тракторо­строение. Производство тракторов, впервые осуществленное на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, было потом организо­вано в Челябинске, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебокса­рах, Рубцовске, Новотроицке, Петрозаводске (трактора для тре­левки леса) и др. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или в географической близости от металлургических баз.

Почти во всех экономических районах производится сель­скохозяйственная техника. Заводы построены в Ростове-на-Дону, Таганроге, Пятигорске, Сызрани, Бежецке (Тверская область), Воронеже, Красноярске, Омске, Биробиджане, Люберцах, Туле, Рязани и др. Многие предприятия в настоящие время вынуждены перепрофилироваться и выпуск сельскохозяйственной техники прекратили (например, заводы в Ростове-на-Дону, Таганроге).

Точное машиностроение специализируется по производ­ству точных машин, механизмов и инструментов (электроника и электротехника, приборостроение), где технологический процесс требует квалифицированного труда, размещается в районах и центрах высокой технической культуры - в крупных городах.

Инновационный потенциал машиностроения. Междуна­родное соревнование в основном превалирует в сфере создания наукоёмких технологий. Поэтому эта сфера деятельности должна иметь постоянную государственную поддержку. Кооперирование с ведущими западными производителями должно быть ориенти­ровано на ликвидацию разрывов в технологических цепочках вы­пуска высокотехнологичной продукции.

В высокотехнологичных отраслях материализуется основ­ная часть результатов НИОКР, они определяют спрос на научные достижения, а следовательно, способствуют её развитию и соз­дают базу предложения материально-вещественных информаци­онных новшеств. Масштабы использования высоких технологий характеризуют научно-технический и экономический потенциал страны.

В настоящие время выделяют высокотехнические отрасли промышленности, для которых характерно более высокое значе­ние наукоемкости. Этот показатель оценивается расходами на НИОКР в расчете на единицу валовой стоимости. К указанным отраслям относятся: авиакосмическая промышленность, про­изводство компьютеров и офисного оборудования, электрон­ная промышленность и производство коммуникационного оборудования, фармацевтическая промышленность. Перечень наукоемких отраслей и производств изменяется в соответствии с появлением и освоением новых достижений науки и техники.