20.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Восточно-Сибирского экономического района
Отраслями специализации хозяйства Восточной Сибири являются электроэнергетика, цветная металлургия, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность.
Уникальная природно-ресурсная база региона, как и база Западной Сибири, удовлетворяет потребности всего государства. За годы реформ сырьевая ориентация экономики Восточной Сибири лишь усилилась и сохранится в ближайшее время. И так же как и в других районах России здесь значительно увеличилась доля ТЭК (до 25 %), почти в полтора раза вырос удельный вес цветной металлургии, продукция которой идет практически вся на экспорт и почти вдвое снизилась доля машиностроения.
Стержень современного хозяйства Восточной Сибири -электроэнергетика. Наиболее мощные тепловые электростанции в районе - Назаровская, Читинская, Гусиноозерская ГРЭС, Норильская и Иркутская ТЭЦ. Ряд крупнейших ГРЭС намечается построить еще на углях Канско-Ачинского бассейна, который протянулся на 800 км вдоль Транссибирской магистрали (от Кан-ска до Ачинска). Стометровый пласт бурых углей залегает здесь близко к поверхности. Добыча ведется в крупных карьерах открытым способом. Это энергетические угли, которые выгоднее сжигать на месте для производства электроэнергии на крупных тепловых электростанциях, чем транспортировать на большие расстояния (КАТЭК - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс).
Также Восточная Сибирь выделяется крупнейшими в стране гидроэлектростанциями, построенными на Енисее (Красноярская и Саяно-Шушинская мощностью свыше 6 млн. кВт.) и на Ангаре (Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская ГЭС).
Вырабатывая дешевую электроэнергию и располагая разнообразными сырьевыми ресурсами, район развивает энергоемкие производства (цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность). Например, предприятия по выплавке алюминия (Шелехово, Братск, Красноярск, Саяногорск). Сырье -местные нефелины и привозное сырье. Комплексная их переработка с попутным получением цемента и соды делает производство алюминия в Восточной Сибири самым дешевым. Саянский и Братский алюминиевые заводы являются крупнейшими в мире.
Также в районе добывают золото, серебро, молибден, вольфрам, никель, свинцово - цинковые руды. В некоторых районах на месте добыч создаются комбинаты. Например, Норильский медно - никелевый комбинат (на севере - за Полярным кругом), где попутно с выплавкой многих металлов производят химические продукты и стройматериалы.
Нефтеперерабатывающая и химическая промышленность представлена предприятиями в городах Ачинск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Красноярск, Зима и др. Там получили развитие переработка нефти (на пути нефтепровода из Западной Сибири - НПЗ в Ачинске и Ангарске), развито производство синтетического аммиака, азотной кислоты, селитры (Усолье-Сибирское), спиртов, смол, соды, пластмасс и др. Красноярский комплекс специализируется на химической переработке древесины, полимеров и минеральных удобрений. Химические комбинаты работают на отходах целлюлозно-бумажной промышленности, на базе нефтепереработки, на местных ресурсах угля, используя дешевую электроэнергию ГРЭС и ГЭС. Воду дают реки Восточной Сибири, так как многие производства водоемкие.
Большие запасы леса способствуют развитию лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Лесозаготовки ведутся в бассейнах Енисея и Ангары. По Енисею лес транспортируют к океану и далее - по Северному морскому пути, а также к Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям для отправки по ним леса в другие районы страны. За северным Полярным кругом построен порт Игарка с лесопильным заводом. Основные же предприятия лесной промышленности находятся в Красноярске, Лесосибирске, Братске, Усть-Илимске. Построен крупный Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (на р.Селенга, впадающей в Байкал). Необходимо, однако, отметить, что предприятия наносят значительный ущерб экологическому состоянию Байкальского региона, загрязняя окружающую среду отходами производства.
Машиностроение обслуживает в основном потребности региона. Крупными предприятиями машиностроительного комплекса являются заводы в Красноярске ("Сибтяжмаш", комбайновый и завод тяжелых экскаваторов) и в Иркутске (завод тяжелого машиностроения). В Чите представлена автосборка.
Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство развито в основном на юге района. Животноводство специализируется на производстве мяса и шерсти, так как две трети сельскохозяйственных угодий составляют сенокосы и пастбища. Мясное скотоводство и мясошерстное овцеводство развиты в Читинской области, Бурятии и Туве.
Ведущее место в земледелии принадлежит зерновым культурам. Возделывают яровую пшеницу, овес, ячмень, значительны посевы кормовых культур, развиваются картофелеводство и овощеводство. На севере, в тундре, занимаются разведением оленей, в тайге охотой.
Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика - отрасль специализации промышленности района. Здесь работают крупнейшие в стране ГЭС, ГРЭС и ТЭЦ, использующие местные топливные и гидроэнергетические ресурсы. ТЭЦ Норильска работала ранее на угле, а сейчас работает на природном газеиз Западной Сибири, который подается по газопроводу от месторождения в 150 км от Дудинки. Электростанции района объединены линиями электропередачи и подключены к энергосистеме Западной Сибири.
На территории района в Иркутской области открыто новое газоконденсатное месторождение - Ковыткинское (доказанные запасы (по оценкам) - 869 млрд. м3 газа и 58 млн. т - конденсата). В 1997 г. Подписано соглашение об экспорте газа из этого месторождения в Китай по газопроводу. Предполагаемая трасса газопровода пройдет параллельно железнодорожной магистрали Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин (длина 3384 км), затем до порта Жичжао (Китай), а далее - по дну Желтого моря в южнокорейский город Самхо (а затем в сжиженном виде газ будет закачиваться в танкеры и отправляться в Японию и на Тайвань).
Транспорт. Разработка природных богатств, развитие промышленности сдерживаются малоразвитой транспортной сетью. Обеспеченность транспортной сетью самая низкая по стране. Лишь на юге Восточно-Сибирского района проходит Транссибирская магистраль, проложенная еще на рубеже XIX и XX вв. (Челябинск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ -Чита - Владивосток). В 80-е годы была построена Байкало-Амурская магистраль (общая ее протяженность - более 3 тыс. км). Магистраль берет начало от Усть-Кута (город в верхнем течении Лены), подходит к северной оконечности Байкала (Северобай-кальск), преодолевает горные хребты Забайкалья через пробитые в скалах тоннели и заканчивается в Комсомольске-на-Амуре (на Дальнем Востоке).
Магистраль вместе с ранее построенными западными (Тайшет - Братск - Усть-Кут) и восточным участком (Комсомольск-на-Амуре - Ванино) образует второй, более короткий по сравнению с Транссибом, путь к Тихому океану. На севере района есть небольшая электрифицированная железная дорога, которая связала Норильск с портом Дудинка.
Крупнейшей транспортной артерией является река Енисей. К западу от устья Енисея судоходство по Северному морскому пути осуществляется даже зимой, С помощью ледоколов проводятся суда и к востоку от Енисея. Игарка и Дудинка - лесоэкс-портные порты.
- Введение
- Региональное экономическое право
- Глава 1. Населенние россии
- 1.1 Основные демографические показатели и структура населения
- 1.2 Народы России
- 1.3 Городское и сельское население
- 1.4 Миграция населения
- Глава 2. Отраслевая и территориальная струк-тута экономики россии и методы экономического обоснования размещения производства
- 2.1 Структура хозяйственного комплекса
- 2.2 Условия и факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства
- 2.3 Методы экономического обоснования размещения производства.
- Глава 3. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1 Нефтяная промышленность
- 3.1.1 Магистральные системы нефтепроводов
- 3.1.2 Нефтеперерабатывающие заводы (нпз)
- 3.2 Газовая промышленность
- 3.2.1 Основные магистральные газопроводы
- 1. Из Западной Сибири.
- 3.3 Угольнаяпромышленность
- 3.4 Электроэнергетика
- Глава 4. Металлургический комплекс
- 4.1 Черная металлургия
- 4.2 Цветная металлургия
- Глава 5. Машиностроительный комплекс
- Глава 6. Химико-лесной комплекс
- 6.1 Химическая промышленность
- 6.2 Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- Глава 7. Легкая промышленность
- Глава 8. Агропромышленный комплекс
- Глава 9. Транспортный комплекс
- 9.1.Железнодорожный транспорт
- 9.2 Морской транспорт
- 9.3 Речной транспорт
- 9.4 Автомобильный транспорт
- 9.5 Трубопроводный транспорт
- 9.6 Авиационный транспорт
- 9.7 Создание международных транспортных коридоров
- Глава 10. Экономическое районирование территории рф
- 10.1 Роль экономического районирования в рациональном размещении хозяйства
- 10.2 Ранги экономических районов
- Глава 11. Центральный экономический район (цэр)
- 11.1 Состав, значение, особенности цэр
- 11.2 Структура и характер ведущих отраслей хозяйства цэр
- 11.3 Территориальная организация хозяйства цэр
- Глава 12. Северо-западный экономический район
- 12.1 Состав, значение, особенности Северо-Западного экономического района
- 12.2 Структура, характеристика ведущих отраслей и территориальная организация хозяйства Северо-Западного экономического района
- 13.1 Состав, значение, особенности Северного экономического района
- 13.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северного экономического района
- 13.3 Территориальная организация хозяйства Северного экономического района
- Глава 14. Центрально-черноземный экономический район
- 14.1 Состав, значение, особенности Центрально-Черноземного экономического района
- 14.2 Структура и характеристика ведущих отраслей
- 14.3 Территориальная организация хозяйства Центрально-Черноземного экономического района
- Глава 15. Волго-вятский экономический район
- 15.1 Состав, значение, особенности Волго-Вятского экономического района.
- 15.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Волго-Вятского экономического района
- 15.3 Территориальная организация хозяйства Волго-Вятского экономического района
- Глава 16. Поволжский экономический район
- 16.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Поволжского экономического района
- 16.3 Территориальная организация хозяйства Поволжского экономического района
- Глава 17. Северо-кавказский экономический район
- 17.1 Состав, значение, особенности Северо-Кавказского экономического района
- 17.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северо-Кавказского экономического района
- 17.3 Территориальная организация хозяйства Северо-Кмвказского экономического района
- Глава 18. Уральский экономический район
- 18.1 Состав, значение, особенности Уральского экономического района
- 18.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Уральского экономического района
- 18.3 Территориальная организация хозяйства Уральского экономического района
- Глава 19. Западно-сибирский экономический район
- 19.1 Состав, значение, особенности Западно-Сибирского экономического района
- 19.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Западно-Сибирского экономического района
- 19.3 Территориальная организации хозяйства Западно-Сибирского экономического района
- Глава 20. Восточно-сибирский экономический район
- 20.1 Состав, значение, особенности Восточно-Сибирского экономического района
- 20.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Восточно-Сибирского экономического района
- 20.3 Территориальная организация хозяйства Восточно-Сибирского экономического района
- Глава 21. Дальне-восточный экономический район
- 21.1 Состав, значение, особенности Дальневосточного экономического района
- 21.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Дальневосточного экономического района.
- 21.3 Территориальная организация хозяйства Дальневосточного экономического района
- Глава 22. Калининградская область