logo
ТОН ЛЕКЦИИ ПОЛН

Региональное экономическое право

В условиях демократии и рыночной экономики растет самостоятельность регионов. Правовое регулирование региональ­ных экономических отношений основано на общих принципах: на свободе предпринимательской и другой, не запрещенной зако­ном экономической деятельности; юридическом равенстве раз­личных форм собственности; свободе конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности; получении доходов как цели предпринимательства; законности экономической деятель­ности и ее государственном регулировании.

Проявление некоторых из этих принципов имеет свои осо­бенности. Для нормативного закрепления региональных отношений характерны федеративные и территориальные начала в орга­низации экономической деятельности и участии ее субъектов в хозяйственном обороте. Это получило отражение в Конституции РФ, закрепляющей федеративное устройство нашего государства.

Сущность российского экономического федерализма выступает в виде поддержки социально-экономического развития регионов. По расчетам экспертов четвертая часть всех субъектов РФ имеют отрицательное сальдо взаимоотношений с федераль­ным бюджетом, т.е. по различным статьям (включая трансферт) из федерального бюджета поступает в регионы средств больше, чем возвращается обратно в виде налогов, сборов и платежей. Многие регионы остаются дотационными.

Федеральная поддержка закреплена федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, договорами и со­глашениями, заключенными субъектами РФ с федеральными ор­ганами государственной власти. Наиболее значимыми являются финансово-экономическая (ресурсная) и организационно-правовая (принятие целевых программ, создание специальных экономических и управленческих структур и пр.) поддержки. В Федеральном законе «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», принятом Государственной Думой 24 июня 1997 г., зафик­сированы следующие принципы, конституционность; верховен­ство Конституции и федеральных законов; равноправие субъек­тов Федерации; гармонизация общероссийских и региональных интересов; добровольность заключения договоров и соглашений; материально-финансовое обеспечение выполнения передаваемых государственными органами своих полномочий; гласность договорного регулирования.

В организации экономического развития регионов в определенной мере принимают участие специальные подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата федерального Прави­тельства, Министерство по делам Федерации и национальностей РФ, а также территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, учреждаемые в субъектах Федерации в соответствии с Конституцией РФ. Субъектами, организующими экономическую деятельность, могут выступать, кроме прочих, и администрации свободных экономических зон, а также межре­гиональные структуры как ассоциации экономического взаимо­действия регионов. Они создаются субъектами РФ в целях коор­динации решений общих социально-экономических и иных про­блем в основном по географическому принципу (Ассоциация «Большая Волга», Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона «Большой Урал», Сибирское соглашение и пр.).