logo
ТОН ЛЕКЦИИ ПОЛН

9.2 Морской транспорт

Значение морского транспорта для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлан­тического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность мор­ских границ России - около 40 тыс. км.

Морской транспорт играет важную роль в внешнеэкономи­ческих связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств (210 млн. дол в 2000 г.)

Основные грузы, перевозимые морским транспортом, -нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Круп­ными портами России являются: Санкт- Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ва-нино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навига­ция в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее зна­чение имеют порты Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.

После распада СССР изменились условия использования Россией важнейших портов бывшего СССР на Черном, Азовском, Балтийском и Каспийском морях, а также на Дунае, ставших за­граничными для нашей страны. В настоящее время у России ос­тались 8 пароходств из 17 у бывшего СССР. Значительная часть современных судов, танкеров находится у государств Балтии и Украины, в том числе и крупнейшие порты в Таллинне, Клайпе­де, Риге, Вентспилсе, Одессе и др.

Намечено строительство портов в Финском заливе и порта на Азовском море. Должно также увеличиваться значение портов на Тихом океане и на Северном морском пути.